Гром грянул

Сокращение объемов перевозок и перераспределение направлений не стало неожиданностью для туристических компаний Сибири. Но подготовиться к этим изменениям в полной мере удалось не всем

Сибирским регионам есть что предложить туристу

По итогам зимнего туристического сезона 2014–2015 годов туркомпании отметили значительное снижение объемов продаж у туроператоров. Жители Сибири, как и России в целом, стали чаще отказываться от дорогих курортов, предпочитая более бюджетные варианты, в том числе на территории родной страны. «Экономический и политический кризис отразился и на нашей отрасли. Мы оцениваем это как отложенный спрос, люди выбирают приоритетность своих трат, и отдых не в основных приоритетах. Ожидаем, что тенденции сохранятся до конца сезона — до марта», — комментировал ранее ситуацию председатель правления НП «Новосибирская Ассоциация туристских организаций» (НАТО) Дмитрий Микитченко.

Еще в сентябре туристические компании были вынуждены сократить программы на 30–50%; резкий же спад активности был зафиксирован в ноябре, когда курсы валют начали быстро меняться. Однако, по оценкам экспертов, стоимость новогодних путевок в конце 2014 года не отличалась от стоимости туров в конце 2013 года, а «фактор дороговизны путешествий на Новый год был обманчив». По статистике, только 40% от привыкших отдыхать за рубежом смогли позволить себе поездку, 20% предпочли отдых в России, еще 40% остались дома смотреть телевизор и поглощать «оливье». Однако 2014 год не уступает по количеству вылетов 2013-му: падение спроса на отдых в третьем и четвертом квартале года скомпенсировал подъем в первом полугодии.

Подводя итоги прошлого года, участники рынка делают один вывод — ставку надо делать на развитие внутреннего туризма, ведь по опыту кризиса 2008 года рост загрузки инфраструктуры внутреннего туризма увеличился на 30–40%. Остается только два вопроса: смогут ли российские курорты принять всех желающих и в то же время конкурировать уровнем сервиса с заграницей.

Мало информации

По мнению генерального директора туристической компании «ОЛИМПИЯ-РАЙЗЕН-СИБИРЬ» Виктора Данна, внутренним туризмом в России занимаются «мало и не системно». «Есть пословица: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Сейчас грянул гром. Только о Сибири никто ничего не знает за рубежом, а так как внутренний туризм предполагает определенную работу на рынках, то, чтобы он развивался, надо давать больше информации», — уверен директор. Кроме того, туризм — способ привлечения инвестиций в регионы: только в 2014 году через Новосибирскую область проехали 240 тыс. иностранцев, что принесло области минимум 10 млрд руб­лей, подсчитал Данн. И это далеко не предел: в 2015 году интерес к так называемой столице Сибири увеличился в три раза. «Сегодня туризм контактирует с 53 отраслями в экономике. Мультипликационный эффект очень большой, заказов у нас сейчас в три раза больше, чем в прошлом году. Не факт, что у нас все-таки увеличится названная цифра турпотока из-за ситуации в стране, из-за санкций, но меньше, думаю, точно не будет», — заявил Виктор Данн. Правда, уже сейчас турецкие компании готовы сделать такие предложения, в сравнении с которыми курорты Алтая будут проигрывать.

Говоря о внутреннем туризме, как правило, встает вопрос уровня сервиса в сибирских регионах, который пока только пытается дотянуться до качественных курортов Европы и Азии. По убеждению директора «ОЛИМПИЯ-РАЙЗЕН-СИБИРЬ», стимулировать улучшение может только конкуренция между самими курортами внутри региона: «Только жесточайшая конкуренция, которую можно видеть в таких странах, как Турция, Таиланд, Испания и так далее, помогает повышать качество сервиса, потому что каждый собственник отеля думает о том, что бы сделать такое, чтобы у других лучше не было. Недавно я был в одном из новых отелей Стамбула, и там так хорошо все сделано, внимательно там относятся люди, настолько вышколенные люди, грамотные, корректные. Совершенству нет границ. И вот в этом плане у нас застой. Хотя Алтай очень сильно развивается и приятно удивляет. И все же, пока не будет конкуренции, ложки будут алюминиевые, и ничего тут не поделаешь».

В Сибири в частности и в России в целом можно найти абсолютно все: моря, горы, леса, озера. Но активно развивать внутреннюю инфраструктуру туризма здесь стали не так давно: в крупных городах появляются пятизвездочные отели, нормализуется транспортное сообщение между городами, новосибирский аэропорт «Толмачёво» превратился в удобный транспортный хаб. Кроме того, начинает активно развиваться событийный туризм. «Сегодня все есть: аэропорт нормальный, авиакомпании на выбор, трансфер и отель — пожалуйста, экскурсии на различных языках проводят, люди подготовленные. Все есть, кроме грамотной рекламы Сибири», — заверяет Данн. По его наблюдениям, туры в «российскую глубинку» интересуют чаще жителей Японии и Европы, откуда приезжают знакомиться с городами, путешествуют по транссибирской магистрали, на Байкал, одним из самых популярных маршрутов является «Алтай–Монголия». 2015 год для российских туристических компаний станет показательным, надеются представители отрасли, у бизнеса будет возможность переориентироваться и подстроиться под клиентский спрос.

Неэффективный закон

Помимо осторожного спроса со стороны населения, туристические компании столкнулись с неэффективностью отраслевого законодательства — поправки в закон об основах туристской деятельности должны повысить уровень защиты прав и законных интересов туристов. Закон о туристской деятельности был принят еще в 1996 году, последние поправки в него были внесены в 2012 году, однако в реалиях 2015 года документ уже не работает — это показал ряд банкротств туристических компаний. Как отмечают члены регио­нальных ассоциаций туристических компаний, суть предлагаемых изменений не отвечает заявленным целям, а новый вариант законопроекта содержит ряд новаций, введение которых неминуемо уничтожит весь легальный туристический бизнес в стране — и тур­агентский, и туроператорский, а также повлечет новую серию массовых банкротств, уход в тень или перевод бизнеса за рубеж. Критику участников рынка вызвало увеличение размера финобеспечения туроператорской деятельности — до трех процентов (на 2015 год), а с 2016 года — пять процентов общей годовой цены туристского продукта. «Это увеличение необоснованно завышено, — полагают турфирмы. — Расчет размера финобеспечения производится на основе данных об общей цене турпродукта за предыдущий год, в то время как уровень продаж в предстоящем году, очевидно, будет отличаться от результатов прошлых лет. Финобеспечение в таком размере объективно не является необходимостью. К тому же, предлагаемая норма, по мнению экспертов страхового рынка, является не реализуемой и не должна превышать 1,5–2%».

Вместо финансового обеспечения турфирмы предлагают предусмотреть возможность возмещения убытков туристов (из-за неисполнения обязательств тур­оператором) из средств фонда персо­нальной ответственности туроператора или вернуться к идее обязательного оформ­ления расширенной страховки, включающей банкротство туроператора, за счет туриста. Кроме этого, по мнению членов регио­нальных ассоциаций, поправка, ограничивающая права турагента осуществлять реализацию турпродукта от своего имени, является некорректной. «Она не отвечает интересам конечных потребителей туруслуг, так как повлечет полное исчезновение турагентов — профессио­нальных участников рынка. В то время как качество услуги, полученной потребителем, напрямую зависит от профессио­нального исполнения агентством своих обязательств», — говорит в письме НАТО. Сегодня только в Новосибирске, по данным карты-справочника 2ГИС, работают более 500 турагентств, однако, их деятельность никак не регулируется. «Их деятельность не лицензируется, никакого входа в турбизнес нет. Мы просим, чтобы хоть какая-то ответственность у турагентов была, и регулирование должно быть на государственном уровне, например, нужен агентский реестр как аналог операторского. Хотя, думаю, что в 2015 году турагентский рынок сократится еще минимум на 30 процентов», — считает исполнительный директор НАТО Светлана Фоменко.

Ассоциация также отмечает, что введение фонда персо­нальной ответственности туроператоров в том виде, в котором это сформулировано в представленном законопроекте, неисполнимо для большинства туроператоров. «Учитывая, что стоимость авиаперелета является, как правило, самой дорогой услугой в пакетном туре и составляет в среднем 60% от общей стоимости тура, размер фонда персо­нальной ответственности туроператора должен быть установлен в сумме, достаточной для покрытия необходимых расходов, и не более. Иначе подобную новацию нельзя считать экономически обоснованной», — считают участники ассоциации.

«Кроме того, требование о прогнозном показателе количества туристов на следующий год, исходя из показателей предыдущего года, в условиях сегодняшних экономических реалий можно назвать абсурдным. Уже сегодня спад выездного потока у туроператоров достигает 50% и более, туроператоры вынуждены массово сокращать программы и численность персонала. Принятие подобных положений повлечет новые значительно более массовые банкротства туроператоров», — заявляют члены НАТО. По мнению Фоменко, окончательные поправки в закон будут приняты к осенней сессии, несмотря на то, что изменения нужны уже сейчас.

Нескучная альтернатива

Пока туры внутри страны участники рынка позиционируют как альтернативные, среди них — Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Крым, Алтай, Байкал, а также страны СНГ и, к примеру, Абхазия. Москва и Сочи уже по итогам зимнего сезона заняли третье место среди приоритетных направлений для жителей Сибири. «Туризм должен взять на себя свою часть ответственности, направленной на замещение импорта. Стратегически мы все должны, на мой взгляд, быть заинтересованы в развитии въездного и внутреннего туризма. Это более долго­срочная перспектива, и связана она со взвешенной ценовой политикой со стороны российских объектов размещения и авиаперевозчиков. Альтернативные программы зарубежным турам уже в продаже у всех туроператоров, но судить о спросе на эти направления еще рано, однако запросы на туры уже есть. Думаю, апрель и май покажут как пройдет летний сезон», — считает генеральный директор туркомпании «Полярная звезда — Сибирь» Людмила Романова.

Местные турагентсва уже наблюдают, что внутренний туризм «перетянул» на себя 50% спроса. Однако, по мнению некоторых участников рынка, те, кто предпочитает отдыхать за границей, не изменят привычкам, независимо от цены предложения. Конкурировать с ними внутренние туры смогут только благодаря продуманным спецпрограммам. «Если появятся субсидированные авиаперевозки, спецпрограммы, пакеты от туроператоров, то актуальность внутренних направлений сохранится даже тогда, когда вновь появятся туры в Таиланд за 20 тысяч руб­лей. Оказывается, внутренний туризм не такой скучный, как нам казалось на фоне 2013–2014 годов. И неплохо, когда деньги остаются в нашей экономике. Но при этом нельзя забывать, что есть силовики, которым запретили выезд за границу, поэтому внутренние перелеты будут очень сильно за счет этого расти», — уверяет представитель новосибирского турагентства SvobodaTravel Валентин Бондаренко.

Представители отрасли сходятся в одном — рынок и конкуренция заставит всех думать и формировать конкурентоспособное предложение, благодаря чему рынок будет только расширятся и точно не «схлопнется». Однако, по прогнозам экспертов, летом лидирующими направлениями для сибиряков все еще будут оставаться Турция и Таиланд.