Промпарк на вынос

Русский бизнес
Москва, 09.03.2015
«Эксперт Сибирь» №11 (445)
В забайкальском моногороде Краснокаменск планируется построить промышленный парк. Инвесторы делают акцент на логистике — площадка находится прямо на границе с Монголией и Китаем. Однако эксперты сомневаются в успешности проекта даже при создании необходимой инфраструктуры

Правительство Забайкальского края презентовало на прошедшем XII Красноярском экономическом форуме (КЭФ) проект индустриального парка «Краснокаменск». Намерения о создании парка были озвучены еще в 2013 году, однако юридически он был создан лишь в сентябре 2014-го. Конкретные же очертания проект получил только сейчас. Управляющей компанией парка была выбрана компания «Энергия» (входит в столичную ГК «Энергия»), которая и занимается поиском инвесторов. Как отметили в организации, потенциальным резидентам парка предлагаются свободные земельные участки типа greenfield, предназначенные для промышленного строительства или ведения сельского хозяйства, а также готовые помещения складского и промышленного назначения (brownfield). Площадь промышленного парка в Краснокаменске будет составлять 80 гектаров, расположенных в черте города.

Общий объем инвестиций складывается из инвестиционных бюджетов каждого проекта, до 2020 года планируется привлечь до 35 млрд руб­лей. «В настоящее время идет сводная оценка проектов, в 2015 году на предпроектные работы предполагается выделить до 400 миллионов руб­лей внебюджетных инвестиций, — рассказала «Эксперту-Сибирь» член Совета Директоров ГК «Энергия» Ольга Прокофьева. — Кроме того, решением правительства Забайкальского края планируется выделить 73 миллиона руб­лей на развитие инфраструктуры парка. Данные средства будут направлены на завершение строительства теплотрассы и подготовку проектно-сметной документации». УК «Энергия» помимо промпарка в Краснокаменске уже имеет опыт реализации подобных проектов в моногородах (так, компания управляет индустриальным парком «Богословский» в Краснотурьинске Свердловской области).

Якорными проектами в индустриальном парке «Краснокаменск» станут компании, аффилированные с крупнейшим предприятием Краснокаменского района Забайкалья — Приаргунским производственным горно-химическим объединением (ППГХО, входит в «Атомредметзолото», горнорудный дивизион госкорпорации «Росатом»). Проекты диверсификации деятельности ППГХО и составляют базовый портфель проектов промышленного парка. Как отметили в АРМЗ, технико-инженерный потенциал комбината и его компетенции в добыче и переработке сложного природного сырья должны стать основой для инвестиционных проектов и перспективных бизнес-инициатив в таких областях, как горнорудная и смежные с ней отрасли, производство цемента, переработка угля с получением синтетического топлива и другой химической продукции, развитие биотехнологий. «Реализация всех проектов предполагается в формате ГЧП. Подписаны соглашения о совместной деятельности с российскими компаниями — будущими резидентами парка: ОАО «РТ-Химкомпозит», группой компаний «Энергия», ЗАО «Согласие», «ТриАркМайнинг» (группа «ИСТ»), — рассказала «Эксперту-Сибирь» заместитель генерального директора по стратегии и развитию бизнеса Урановый холдинг «АРМЗ» (АО «Атомредметзолото») Марина Либоракина. — По ряду проектов технологическими партнерами готовы выступить компании из КНР — Sinopec, CNBM, ANSENElectronicsCo».

Шанс для моногорода

Промпарки в моногородах — это шанс для таких территорий начать «новую жизнь», попытавшись диверсифицировать собственные экономики. Правда, добиться успеха получается далеко не всегда. Так, другой промпарк Забайкалья — «Могойтуй», к слову, развивался в том же ключе, однако реализация проекта оказалась провальной. Планировалось на площади 450 гектаров разместить около 40 предприятий с годовым объемом производства свыше 10 млрд руб­лей. Близость к китайской границе, как казалось, должна была привлечь китайские компании. Сейчас парк заполнен в среднем на 20%, и у регио­нальной власти пока что не появилось идей для его реанимации. Все объекты «Могойтуя» находятся в стопроцентной собственности государства. «Неудача промпарка в Могойтуе, на мой взгляд, связана с недостаточной проработкой проекта, обоснованием выбора площадки. Непонятным было и финансовое планирование, а именно — за чей счет проект будет реализовываться», — рассказывает руководитель аналитических проектов Ассоциации индустриальных парков Борис Сычев.

У Краснокаменска перед Могойтуем есть большое преимущество. Город также находится недалеко от границы, но энергоресурсы там стоят гораздо дешевле, примерно в 3,5 раза по сравнению с другими близлежащими населенными пунк­тами, поскольку и генерирует их ППГХО. Как отмечает Борис Сычев, стоимость подключения к электроэнергии при строительстве промпарка может составлять до 40% от общих затрат. Следовательно, дешевизна энергоресурсов в этом регионе может сыграть важную роль. Ассоциация индустриальных парков провела исследование и выяснила, что строительство greenfield-парка площадью до 100 гектаров, как правило, укладывается в сумму 1,5 млрд руб­лей. «Думаю, стоимость создания Краснокаменского промпарка с учетом регио­нальной специфики может потребовать до двух миллиардов руб­лей инвестиций в инфраструктуру», — отметил Сычев. В то же время, по его мнению, даже 80 гектаров — это достаточно большая площадь для индустриального парка. Учитывая его географическое расположение, управляющей компании, скорее всего, придется изрядно потрудиться, чтобы привлечь в Краснокаменск достаточное количество резидентов. «Средняя площадь, которую покупают резиденты, как правило, пять–десять гектаров. Но при 80 гектаров — эффективная площадь, на которой смогут разместиться резиденты, составит 60 гектаров, — уточняет Сычев. — Значит, нужно найти еще шесть–десять компаний-резидентов, а это немало. Если только, конечно, якорный резидент не займет две трети площади».

Статистика говорит о том, что до 70 процентов от всех инициированных инвестором проектов прекращаются на начальной стадии. Причин, как правило, две: низкое качество подготовки предпроектной документации и трудности в общении инвестора с органами исполнительной власти региона. Успех индустриального парка на любой территории зависит от уровня взаимодействия государства, как инициатора создания парка, и бизнеса, его резидента, — объясняют эксперты. Это возможно только в том случае, если государство и бизнес станут партнерами и разделят не только выгоды, но и риски от проекта.

Условия успеха

Моногород Краснокаменск сегодня — территория депрессивная. Ситуация там требует быстрого реагирования, что в нынешних условиях может стать преимуществом. Правительство РФ продекларировало активную вовлеченность в решение проблем моногородов; Внешэкономбанком создан специальный фонд развития моногородов. Краснокаменск, как один из наиболее проблемных моногородов, имеет все шансы получить дополнительную поддержку, в том числе и из этого источника. Однако это относится прежде к возможности улучшения положения самого Краснокаменска. Преимущества для компаний, которые собираются зайти в индустриальный парк города, не так очевидны.

В УК «Энергия» одним из преимуществ промпарка считают его выгодное географическое положение для резидентов, ориентированных на экспорт своей продукции, прежде всего, в КНР, Монголию и другие страны АТР. «Парк находится в 80 км от границы с КНР. В его непосредственной близости расположен действующий логистический и таможенный пункт — Забайкальск. По границе парка проходит ветка железной дороги, связывающая Краснокаменск с Транссибом», — рассказывает Ольга Прокофьева. Однако Борис Сычев оптимизма топ-менеджера не разделяет: «Краснокаменск находится не на самой интересной для инвесторов территории, особенно это касается иностранных инвесторов. Поэтому в конечном итоге все будет зависеть от проработки проекта парка, насколько точно будут определены компании, которые туда смогут прийти, и насколько хорошо будет проведено маркетинговое продвижение и реализована резидентная политика. Сомневаюсь, что парком заинтересуются компании, которые ориентированы на экспорт в Китай или Монголию, так как им важна не физическая близость границ, а качественное транспортное сообщение, наличие транспортных коридоров и их мощность».

«Сложившиеся экономические условия, безусловно, сформировали определенные ограничения на возможности в сфере инвестиций: закрытие североамериканских и западноевпропейских рынков капитала, оптимизация или «замораживание» подавляющим большинством частных компаний планов своего инвестиционного развития, введение запретов на поставки в РФ технологий и оборудования, — рассказывает Марина Либоракина. — Вместе с тем, высокий интерес инвесторов из стран АТР позволяет рассчитывать на реализацию заявленных проектов в намеченные сроки. Предполагается, что основной объем проектов будет введен в эксплуатацию на горизонте 2017–2020 годов».

Эксперты отмечают, что у проекта действительно серьезные риски, но их можно значительно снизить. «Если предпроектная подготовка будет выполнена качественно, а проект будет реалистичен, то у него есть шанс быть успешным, — говорит Борис Сычев. — Под реалистичностью я понимаю то, что парк не должен быть очень масштабным, и реализацию проекта лучше разделить на несколько очередей. Не нужно пытаться освоить огромную территорию и всем доказать, что все это будет заполнено резидентами, что привлечет огромные инвестиции». Тем более, отмечает Сычев, «парковым проектам в моногородах будет достаточно сложно кредитоваться. На госфинансирование им еще можно будет рассчитывать, но как коммерческий проект они выглядят малопривлекательными. Тем более что заинтересованность у банков есть, но они ориентированы, прежде всего, на решение финансовых и коммерческих задач, а не социально-экономических». Кроме того, регио­нальным индустриальным паркам придется нелегко еще и из-за проблемы дефицитов регио­нальных бюджетов. В этой связи депрессивное Забайкалье вряд ли сможет серьезно по­участвовать в проекте.

Местоположение промышленного парка: Россия, Забайкальский край, г. Краснокаменск

У партнеров

    Реклама