Станция конечная

Повестка дня
Москва, 09.03.2015
«Эксперт Сибирь» №11 (445)

В Омске решили полностью отказаться от строительства метрополитена: на сайте госзакупок региона объявлен открытый конкурс на обследование первой линии «подземки», выявление дефектов и в случае необходимости — разработку проекта консервации «омской мечты». Из бюджета Омской области на эти цели выделено 19 млн 780 тыс. руб­лей. Еще в начале 2015 года губернатор Виктор Назаров, назвав метрополитен «слишком дорогой игрушкой» для регио­нального бюджета, сообщил, что на консервацию метро потребуется около 600 млн руб­лей, и еще 20 млн ежегодно — на поддержание тоннелей. При этом в бюджет консервации включена стоимость достройки основных конструкций станций «Заречная» и «Кристалл». «Учитывая то, что речь идет о «сухой» консервации объекта, то есть предполагающей перспективное продолжение строительства, эксплуатационные затраты на содержание недостроенной ветки метро неизбежны», — говорит начальник отдела по технической подготовке КУ «Управление по строительству» Юлия Юмштык.

По мнению главного инженера СМУ-44 НПО «Мостовик» Владимира Романова, забросить проект совсем нельзя, иначе случится техногенная катастрофа. «На стройке под землей обязательно должны работать насосы водоотлива, потому что в подземных конструкциях всегда есть водоприток, должны быть осмотры и, соответственно, электроснабжение, — объясняет дороговизну консервации Владимир Романов. — Так что 20 млн руб­лей в год — это только на зарплату обходчикам».

Сейчас в городе есть несколько раскрытых котлованов, и если они будут долго находиться на открытом воздухе, то с течением времени под воздействием перепадов температур они будут постепенно сжиматься — необходимо либо перекрывать их, то есть строить станцию, либо закрывать тепловыми экранами. Если сохранить их в этом виде, очень быстро выйдут из строя насосы, тоннели начнут заполняться водой, постепенно все это будет подмываться и начнутся обрушения, в том числе и жилых домов. По словам Юлии Юмштык, вопрос перепроектирования метро в скоростной трамвай — метротрам — рассматривался, но окончательного решения на нынешний день так и не принято. «Однако корректировка проекта с учетом приспособления ранее построенных объектов метрополитена под скоростной трамвай технически возможна», — считает она.

Одновременно с властями Омска от метрополитена решили отказаться и в Красноярском крае. Губернатор региона Виктор Толоконский назвал строительство метро «неподъемной задачей», а избавить город от пробок, по его мнению, сможет и развитие наземной дорожной сети. «Все-таки я работал в регионе (Новосибирская область), где метро строилось, где метро было. Тогда было совместное финансирование бюджета федерального и бюджета региона. Сейчас это могут быть только расходы из регио­нального бюджета. Понятно, что даже для такого сильного, крупного региона (как Красноярский край) сегодня это — неподъемная задача», — рассказал глава региона, хотя ранее заявлял, что метро Красноярску необходимо, и настоял на том, чтобы метрополитен был предусмотрен в новом генплане города. «Любому крупному городу метро нужно. Но проблема в том, что вся история метростроения в России была централизованной. Если город набирал нужный объем населения, то государство было обязано построить метро. Новосибирск это проходил в 1960 годах. В рыночное время федеральный центр поставил условие — финансировать половину стоимости метро. Потом Госдума приняла решение не помогать городам с метро, лучше развивать транспортные сети. В данный период надо считать, что выгоднее. Сейчас все чаще говорю, что эффективнее на эти же средства построить развязки, уйти от множества светофоров и так далее. От идеи метро мы не откажемся, но будем доказывать, что города-миллионники должны иметь приоритет со стороны федерального финансирования. Метростроение должно снова стать федеральной программой, пусть с софинансированием», — заявил Виктор Толоконский. Строительство метро в Красноярске заморожено еще с 2010 года.

Пока единственным городом в Сибири, где есть метро, остается Новосибирск. Но и здесь власти не могут найти средства на развитие существующей «подземки» — вернуться к проекту строительства новых станций метро в 2016–2018 годах. «В период 2016–2018 годов необходимо приступить к реализации проекта по строительству участка Дзержинской линии Новосибирского метрополитена от станции «Золотая Нива» до станции «Молодежная», — заявил глава Новосибирской области Владимир Городецкий. Строительство нового участка Дзержинской линии метро из двух новых станций и электродепо оценивалось в 12 млрд 882 млн руб­лей. Сроки объявления конкурса на строительство неоднократно переносились, а в сентябре 2014 года стало известно, что проект заморожен из-за экономических трудностей, хотя проектные работы уже выполнены.

У партнеров

    Реклама