Суд общественности

23 марта 2015, 00:00
  Сибирь
Минкульт признал недопустимым неуважение к традиционным ценностям, проявленное в новосибирском оперном театре

Несмотря на то, что еще 10 марта Мировой суд Центрального района Новосибирска прекратил административные дела в отношении режиссера постановки оперы Вагнера «Тангейзер» Тимофея Кулябина и директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НГАТОиБ)
Бориса Мездрича за отсутствием состава правонарушения, над постановкой продолжают «вершить суд» представители разных конфессий и деятели культуры страны. Так, Министерство культуры РФ на самом пике конфликта отказалось от оценки постановки и решило обратиться в рабочую группу по вопросам театрального искусства при ведомстве с просьбой разобраться в данной ситуации, а также привлечь к обсуждению проблемы представителей РПЦ. 13 марта прошли общественные слушания по поводу конфликта, в результате которых Минкульт признал «недопустимым вольное или невольное выражение неуважения к традиционным ценностям, проявленное руководством театра и режиссером-постановщиком», и указал «директору театра Б.М. Мездричу на недостаточность контроля за возглавляемым им учреждением». В постановку, отметили в Минкульте, необходимо внести «необходимые изменения», а постановщикам и руководству НГАТОиБ — публично извиниться перед теми, чьи религиозные чувства были задеты.

«Не покушаясь на свободу творчества, мы, безусловно, полагаем возможными самые смелые трактовки театральной классики на экспериментальных сценах. Однако государственные академические театры должны не только предупреждать своих зрителей о нестандартных прочтениях классических произведений, но и стараться объяснить замысел авторов и происходящее на сцене, проявлять уважение ко всем категориям своих зрителей; при этом избегать постановок, способных спровоцировать раскол в нашем многонацио­нальном и многоконфессио­нальном обществе», — говорится в заявлении министерства. Чиновники также утверждают, что руководство новосибирского театра «проигнорировало первые протесты общественности, что привело к эскалации конфликта, его переходу из публичного пространства в формат судебных разбирательств, что также представляется излишним и неконструктивным». Кроме того, в связи с большим количеством запросов о суммах финансирования постановки оперы «Тангейзер», гонорарах режиссера и актеров, Минкультуры России заявило о том, что организует проверку финансово-хозяйственной деятельности Новосибирского театра оперы и балета.

«То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, — это кощунство. Я, как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорб­ление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников. Не скрою, я разговаривал сегодня с Мездричем, и он мне сказал, что спектакль этот не отдаст и пойдет до конца. Считаю, что он обязан подать в отставку, а спектакль нужно снять с репертуара», — категорично заявляет генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман. А Совет глав религиозных организаций традиционных религий России Новосибирска и Новосибирской области сравнил постановку «Тангейзера» с карикатурами французского журнала Charlie Hebdo, разрушением буддийских памятников в Афганистане, оскорблением жертв Холокоста и другими подобными акциями. Заявление подписано митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном, имам-хатыбом соборной мечети Новосибирска Салимом Шакирзяновым и главным раввином региона Шнером Залманом Заклосом.

Очередные показы оперы прошли в НГАТОиБ 14 и 15 марта. Перед началом постановки возле здания театра прошла акция протеста, согласованная с администрацией города. Позже стало известно, что из постановки убрали скандальный постер, который и вызвал возмущение у православных активистов города. Вместо него на сцене висел белый лист.

Напомним, прокурорская проверка в отношении режиссера оперы была начата по заявлению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, усмотревшего в постановке осквернение христианских ценностей (притом, что оперы он не видел) (см. «Этого не может быть» в «Эксперте-Сибирь» № 11 за 2015 год). Одновременно Следственным комитетом была начата проверка по ст. 148 УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий). Общественный резонанс превзошел все ожидания — Новосибирск в очередной раз «прославился» на федеральном уровне. С письмами в поддержку постановки к правоохранительным органам обратились, в частности, Олег Табаков, Александр Калягин, Евгений Миронов и Кирилл Серебренников. Представители РПЦ, в том числе глава синодального информационного отдела Владимир Легойда, призвали стороны конф­ликта к диалогу и предложили разрешить противоречия во внесудебном порядке. В итоге судья Екатерина Сорокина прекратила производство по делам «за отсутствием события правонарушения». «Если бы решение было вынесено обратное, это могло бы означать введение своего рода театральной цензуры», — заявил журналистам Сергей Бадамшин, представлявший в суде интересы Кулябина. Но 19 марта прокуратура Новосибирска обжаловала постановления мирового суда о прекращении производства по административным делам в отношении создателей спектакля по причине того, что постановщики якобы продолжают использовать образ Иисуса Христа.