15 минут на выборы

Политика
Москва, 06.04.2015
«Эксперт Сибирь» №15 (448)
Иркутску выбрали мэра. Город стал одним из первых в стране, где главу администрации избрало не население, а депутаты городской думы из числа себя самих

Напомним, смена принципов формирования органов местного самоуправления стала возможна благодаря поправкам к одноименному закону, который приняли депутаты Законодательного собрания Иркутской области в ноябре прошлого года и феврале нынешнего. Первый пакет поправок отменял прямые выборы мэра и заменял их избранием градоначальника из числа депутатов и назначением сити-менеджера, то есть еще и разделял политическую и хозяйственную составляющие управления городом. Февральские поправки отменили должность сити-менеджера в областном центре, оставив только мэра, избираемого депутатами и из депутатов.

Закон был подписан 18 марта, необходимые поправки в устав Иркутска были приняты 23 марта. А 27 марта иркутяне узнали из выпусков вечерних новостей по ТВ, что у них новый мэр.

Все «за»

Сами выборы заняли от силы четверть часа — никаких предвыборных агитаций, конкуренций штабов, встреч с избирателями и провокаций на участках. Хотя претендовать на мэрское кресло, согласно законодательству, может любой депутат городской думы, даже в порядке самовыдвижения, кандидатура Дмитрия Бердникова была единственной. Его накануне процедуры избрания выдвинули 28 депутатов гордумы из 33. Это, впрочем, не стало неожиданным — местные политологи называли Бердникова как одного из самых вероятных кандидатов. Проголосовали же единогласно — все 33 человека. Заместитель председателя думы Александр Ханхалаев предложил голосовать открыто и по старинке, поднятием руки, а не посредством электронной системы подсчета голосов, «чтобы исключить всяческого рода сбои». И депутаты послушно подняли руки.

Протестовать против поправок в устав Иркутска и собственно против выборов вышли лишь одиночные пикетчики, и тех задержали полицейские.

В своей речи Дмитрий Бердников озвучил перечень приоритетов в своей работе: сохранение социальной направленности бюджета, строительство детских садов, школ, реконструкцию дорог, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, пообещал запрет точечной застройки и увеличение темпов строительства. Словом, традиционный «джентльменский набор» любого новоизбранного главы муниципалитета. Невзирая на свое кулуарное избрание, он также пообещал обсуждать с общественностью те вопросы, которые нуждаются в дополнительной проработке (какие именно, правда, уточнять не стал). Новый мэр заявил, что будет усиливать взаимодействие с областной и федеральной властью.

На вступлении мэра в должность глава Иркутской области Сергей Ерощенко (не явившийся, кстати, на итоговый отчет Виктора Кондрашова, который руководил Иркутском с 2010 по 2015 год), напутствовал Дмитрия Бердникова работать единой командой с областными органами власти и вернуть Иркутску статус города «с динамичным ростом экономики, развитой инфраструктурой и высокими социальными гарантиями». «Главная задача, которую областная власть, жители ставят перед мэрией Иркутска, — это снижение социальной напряженности, повышение качества жизни. Люди должны стремиться в Иркутск. Нужно выработать стратегию развития города на ближайшую перспективу», — заявил глава региона.

Избежать эскалации

Собственно говоря, с областной властью конфликтов у нового иркутского мэра быть и не должно: наблюдатели рассматривают Бердникова прогубернаторской фигурой. Директор «Байкальского аналитического центра» Сергей Ильин считает, что продвижение Бердникова на должность мэра вообще нельзя назвать выборами — это административное назначение, не самый лучший вариант из всех политических маневров. Политолог Сергей Шмидт полагает, что зато новый мэр вряд ли вызовет разочарование у горожан — они его не выбирали и с его именем никто не связывает завышенных ожиданий.

Но вот руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев заявил, что «единоначалие позволит выстроить максимально эффективную систему управления городом, избежать эскалации внутриэлитных конфликтов, а также обойтись без обычного для выборов популизма и гонки невыполнимых обещаний». Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов заметил, что «очевидным эффектом станет благожелательное отношение федеральной власти», которая, собственно, и инициировала отмену прямых выборов мэров городов и теперь «не будет воспринимать Иркутскую область как ту, где приоритет об отмене прямых выборов мэра сорван».

У партнеров

    Реклама