До лучших времен

Авторынок Сибири
Москва, 06.04.2015
«Эксперт Сибирь» №15 (448)
Стартовавшая 1 апреля программа льготного автокредитования не приведет к всплеску продаж новых автомобилей в Сибири. Более того, отказ крупных банков от кредитования покупки автомобилей до конца года «уронит» рынок наполовину

«В зависимости от сценариев развития рынок легковых автомобилей в России в 2015 году может упасть как на 30, так и на 50 процентов. Но то, что падение будет больше, чем в прошлом году, не вызывает сомнений. Причина — негативная ситуация в экономике со всеми вытекающими последствиями для рынка (снижение доходов населения, резкий рост цен на автомобили, повышение ставок по кредитам). Думаю, эти же тенденции могут быть характерны и для сибирского рынка», — считает ведущий аналитик агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов.

По данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за первые два месяца 2015 года российский авторынок сократился на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Сибири падение рынка продаж новых легковых автомобилей оказалось еще значительнее. «АВТОСТАТ» приводит такие цифры: в период с января по февраль в Красноярском крае авторынок обрушился на 50,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в Кузбассе — на 48,6, в Омской области — на 44,1%, в Новосибирской — на 42,4 (см. таблицу). Чтобы изменить ситуацию, с 1 апреля власти запустили программу льготного автокредитования и лизинга. Для возмещения выпадающих доходов по кредитам, выданным банками физлицам на приобретение автомобилей, в федеральном бюджете предусмотрено 1,5 млрд руб­лей. Еще 2,5 млрд руб­лей правительство выделило на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам, заключенным в 2015 году. Впрочем, этих мер явно недостаточно, чтобы остановить падение рынка в условиях усугубляющегося экономического кризиса.

Минусовой тренд

«Спад на сибирском авторынке мы наблюдаем уже второй год. Но с каждым месяцем он только усугубляется. Новой тенденцией стала ликвидация автопроизводителями дилерских сетей в России. Их или вовсе закрывают, или передают другим маркам. По этому пути, в частности, в конце прошлого года пошел «Сеат авто», — рассказывает вице-председатель Сибирской Ассоциации Автомобильных Дилеров, член совета директоров ЗАО «СТС-Автомобили» (официальный дилер Mercedes-Benz в Новосибирске) Виктор Борицкий. — Конечно, премиум-сегмент, в котором мы работаем, страдает меньше, но и у нас падение. И это несмотря на большой задел, который мы получили в конце года». Впрочем, по итогам I квартала 2015 года цифры продаж компании «СТС-Автомобили» оказались на уровне результатов годовой давности — порядка 130 Mercedes-Benz. «Но это только пока. Уже понятно, что во II и III кварталах продажи окажутся меньше, чем в прошлом году. Количество заказов сокращается. Реально поток посетителей стал на 30% меньше. Мы это видим по двум салонам в Новосибирске и новом — в Кемерове. Хотя прогнозировали рост трафика на 30–50%», — с грустью разводит руками Борицкий. Текущая ситуация на российском авторынке акционеру ЗАО «СТС-Автомобили» напоминает середину девяностых годов, когда продажи новых автомобилей в Новосибирске были единичными. «Если последние годы российский рынок был приоритетным для большой немецкой тройки (Mercedes-Benz, BMW, Audi), бренды входили в десятку наиболее популярных, то сегодня мы опустились уже в 20-ку. Мы теряем привлекательность в глазах крупных автопроизводителей», — сетует бизнесмен.

Как гром среди ясного неба участники рынка восприняли новость о решении американской компании General Motors закрыть производство автомобилей Opel и Chevrolet в России. Какими бы ни были причины автогиганта уйти из России, это серьезнейший прецедент, который неизбежно скажется на расстановке сил участников этого рынка. «Решение General Motors об остановке производства автомобилей в России на неопределенный срок было неожиданным для дилеров в России. Такого рода действия сложно предугадать. Скорее всего, в основе решения General Motors лежит экономическая составляющая, в данном случае — низкая степень локализации производства в России, что прямо отразилось на ценообразовании и, как следствие, конкурентоспособности продукции», — считает заместитель генерального директора группы компаний «МАКС Моторс» Тамара Щербанева.

Учитывая ситуацию на отечественном авторынке и политические осложнения между Россией и США, Азат Тимерханов считает решение General Motors вполне логичным. «Но с другой стороны, компания построила в России свой автозавод, вложила инвестиции в этот проект, подписала соглашение о «промсборке»… Да, уровень локализации производимых автомобилей здесь был невысоким, но у нее были серьезные планы на нашем рынке. И вот теперь все надо сворачивать на неопределенный срок и, скорее всего, не по собственной прихоти, а, вероятно, потому что сверху попросили», — делится мнением эксперт. По его оценке, в «зоне риска» также находятся Ford, Suzuki, Honda, Citroen, Peugeot и ряд китайских марок (Geely, Great Wall и Chery): «У перечисленных марок падение продаж по итогам двух месяцев 2015 года превысило 60%. Меньше всего в этой ситуации можно позавидовать «американцу» и «французам», которые имеют в России собственные автозаводы. Если же говорить о Suzuki и Honda, то они только импортируют машины в Россию, и для них сворачивание бизнеса может иметь не столь печальные последствия. А вот «китайцы» могут рассчитывать на укрепление сотрудничества между нашими странами, что может коснуться и сферы автопрома». Тимерханов предполагает, что рыночная доля Opel и Chevrolet может быть перераспределена между лидерами рынка — KIA, Hyundai, Renault, Nissan, Volkswagen, Skoda. «Бренды, которые планомерно развивали производство в России, в нынешнее непростое время оказались в более выгодном положении. Их продукция займет место ушедших с рынка марок General Motors», — со своей стороны заметила Тамара Щербанева.

Банкам неинтересно

Стабилизации на рынке новых автомобилей призвана помочь запущенная правительством программа льготного автокредитования. По утвержденной программе Минпромторга кредиты должны быть выданы в руб­лях с 1 апреля по 31 декабря 2015 года. Стоимость приобретаемого автомобиля не должна быть выше 1 млн руб­лей, а его масса — превышать 3,5 тонны. Автомобиль должен быть произведен в 2015 году и на дату выдачи кредита не находиться на регистрационном учете. Обеспечением кредита является залог приобретаемого автомобиля, а покупатель должен внести предоплату в размере не менее 20% от его стоимости. Ставка кредитования определена в виде разницы между ставкой банка и двумя третями ключевой ставки Центробанка РФ. При этом срок кредита не должен превышать трех лет, а процентная ставка банка не может быть больше ключевой ставки ЦБ более чем на 10 процентных пунктов.

Затраты федерального бюджета на возмещение выпадающих доходов российских банков составят 90,5 тыс. руб­лей на один автомобиль. Ожидается, что общая сумма бюджетных трат за 2015–2018 годы составит 18,1 млрд руб­лей: в 2015 году — 1,5 млрд руб­лей, в 2016 году — 8,6 млрд руб­лей, в 2017 году — 5,9 млрд руб­лей, в 2018 году — 2 млрд руб­лей. По прогнозу, за период с апреля по декабрь 2015 года продажи автомобилей по программе Минпромторга составят 200 тыс. штук, или не менее 10% от всех продаж на российском рынке новых легковых автомобилей. Объем поступлений в федеральный бюджет налогов и сборов от реализации программы льготного автокредитования чиновники оценивают в 26,9 млрд руб­лей, из которых НДС — 25,74 млрд руб­лей.

 030_expert-sibir_15.jpg

«Решение Минпромторга можно приветствовать как неплохую меру для стимулирования продаж. Эта программа поможет смягчить падение, но не устранить его. Все-таки в нынешних экономических условиях спрос на нее не будет таким обширным, как, например, в 2011 году. Ведь у многих людей, особенно невысокого достатка, нет уверенности в завтрашнем дне, поэтому не все из них могут решиться на покупку автомобиля с помощью заемных средств. К тому же процентные ставки в банках серьезно выросли, и теперь льготный автокредит будет не таким привлекательным, как ранее», — констатирует Азат Тимерханов. Такого же мнения придерживается и генеральный директор «Автоцентр Евразия» (официальный дилер Peugeot, Skoda, Volkswagen, Honda, Suzuki в Томске) Андрей Щегерцов: «Я не верю, что льготное автокредитование как-то заметно повлияет на продажи автомобилей. Сегодня мало кто готов менять свой автомобиль на новый. Если раньше действовало правило «кончается гарантия — меняется машина», то есть, раз в два–три года, то сейчас этот период вырос до пяти–шести лет. Все ждут благоприятного сочетания стоимости машины и банковского кредита».

Проблема усугубляется тем, что крупные банки уходят с рынка автокредитования. На запрос журнала «Эксперт-Сибирь» об оценке текущей ситуации и перспективах рынка автокредитования в банках ответили, что не занимаются развитием этого направления. В конце марта «Райффайзенбанк» перестал выдавать автокредиты, такой же политики придерживается «Сбербанк». «Сейчас автокредитование — это просто такой побочный продукт, который есть, но мы к нему не хотим привлекать внимания, поэтому и не комментируем. Если к нам придет клиент, соответствующий нашим требованиям, и захочет взять автокредит — дадим, но говорить о них не видим смысла. Мы сосредоточены на другом бизнесе», — прокомментировали ситуацию в одном из крупных российских банков.

«В прошлые годы мы много автомобилей продавали в кредит. Но в этом году банки позакрывали автокредиты, а те, кто все еще выдает, повысили проценты. До 90% продаж наших автомобилей приходилось на кредиты «Мерседес-Бенц банк Рус». Были очень низкие проценты — 10–12%. Но в этом году банк резко поменял позицию, увеличил процентную ставку, и я не знаю, удастся нам найти серьезную замену немецкому банку или нет», — говорит Виктор Борицкий.

«Мы возлагаем большие надежды не только на возобновление программы Минпромторга по льготному автокредитованию, но и кредитные программы дочерних банков автопроизводителей. Таких программ достаточно много, отмечу лишь некоторые. Это программа LADA Finance, программы кредитования от Renault Finance с процентной ставкой 9,9% при покупке моделей Renault: Logan, Sandero, Sandero Stepway и Duster», — подчеркнула Тамара Щербанева.

Взять в лизинг

Продлена на второй квартал 2015 года и программа утилизации автомобилей. С 1 января этого года по ней продано 40 тысяч авто. К участию в этой программе подключились 16 отечественных автопроизводителей (около 2,2 тысяч дилерских центров). Наибольшей популярностью пользуются машины LADA, ГАЗ, Volkswagen, Renault, Hyundai. Объем программы в этом году составит порядка 5 млрд руб­лей. В случае если автомобиль сдается по программе трейд-ин, стоимость сертификата — от 40 до 250 тысяч руб­лей.

Также с 1 апреля стартует программа льготного автолизинга. При этом право на получение субсидии имеют лизинговые организации, заключившие в 2014 году не менее 100 договоров лизинга колесных транспортных средств. Субсидии предоставляются лизинговым компаниям при условии приобретения и передачи в лизинг колесного транспорта в размере выпадающих доходов по уплате авансового платежа в размере до 10% от цены приобретения, но не более 500 тыс. руб­лей на одно транспортное средство и не более 5 млн руб­лей на одного лизингополучателя. При этом размер субсидии не может превышать размер скидки. Срок действия договора лизинга — не менее 12 месяцев, в течение этого времени транспортное средство должно находиться в собственности лизинговой компании. Минпромторг оценил возможный объем продаж по этой программе в 10 тысяч автомобилей.

По данным компании «Балтийский лизинг», лизинг автотранспорта занимает существенную долю в структуре нового бизнеса компании в Сибири. «По результатам 2014 года в СФО объем нового бизнеса компании «Балтийский лизинг» в сегменте «легковой автотранспорт» составляет 950 миллионов руб­лей, превысив показатель прошлого года на 22 процента. Объем нового бизнеса в сегменте «грузовой автотранспорт» по СФО составляет 767 миллионов руб­лей, что больше, чем в прошлом году, на 14,1 процента», — отметил директор филиала компании «Балтийский лизинг» в Новосибирске Михаил Талапов. В объеме нового бизнеса этой компании по СФО сегмент «автотранспорт» занимает 57,8%. Доля легкового автотранспорта — 32%, грузового — 25,8%.

Не до «каско»

От ситуации на авторынке зависят не только банки и лизинговые компании, но и страховщики. «Сегменты «каско» и ОСАГО в 2014 году в Сибири продемонстрировали разнонаправленное движение. Рынок ОСАГО увеличился на 2,4% — с 14,9 до 16,8 миллиардов руб­лей, рынок «каско» впервые за долгое время уменьшился в объеме — на 2,7% — с 10,6 до 10,3 миллиардов руб­лей, — рассказывает вице-президент ОАО «Альфа­Страхование», директор Сибирского регио­нального центра Вадим Маслов. — Разумеется, нас не может радовать ситуация по страхованию «автокаско» — это один из самых крупных сегментов рынка. На него очень сильное влияние оказывает динамика продаж новых автомобилей, которые традиционно выступали основным драйвером роста. Кроме того, в сегменте «автокаско» постоянно повышались тарифы, что вынудило отдельные категории автовладельцев отказаться от страхования».

Тарифы на «каско» росли по двум причинам. Во-первых, из-за изменения курса нацио­нальной валюты, что повысило стоимость ремонта иномарок, которые в основном и страхуются по «каско». Во-вторых, появилась новая судебная практика. Решения и разъяснения высших судебных органов фактически отменили свободу договора по «каско». В результате на страховые компании обрушилась волна исков по событиям, которые не входили в страховое покрытие в рамках подписанных на тот момент с клиентом договоров.

«На тарифы «каско» влияют стоимость автомобиля и опыт водителя. Валютные карусели ускорили рост тарифов — ремонт у дилеров в среднем стал дороже на 15–20%, у некоторых брендов — на 40–50%. — говорит руководитель департамента страхования имущества и автострахования СГ «Уралсиб» Мария Барсова. — Страховщики и клиенты — заложники ситуации. Представьте, вы покупали полис, когда задний бампер стоил 12 тысяч руб­лей, сегодня он обойдется 15–20 тысяч руб­лей. Мы вынуждены корректировать тарифы. Качество управления — еще один фактор. Способность справиться с аварийной ситуацией на дороге выше у опытных водителей, поэтому цена полиса для них ниже».

«Итоги первого квартала 2015 года подводить еще рано, так как нет общих данных по рынку. Если говорить о прошлом годе, то в Сибирском регионе мы снизили продажи и в сегменте ОСАГО и «автокаско» — на 17% и 13% соответственно», — отметил Вадим Маслов. По результатам 2014 года доля «автокаско» в портфеле группы «АльфаСтрахование» составила 20,7%, ОСАГО — 9,5%.

В условиях развития экономического кризиса в СГ «Уралсиб» ожидают замедление темпов роста моторного страхования. По базовому прогнозу рынок «каско» в России в 2015 году сократится на 6%. Прогноз Вадима Маслова — минус 20% сборов по «каско» к уровню 2014 года.

На руку своим

С наибольшей вероятностью кризис на авторынке Сибири продлится несколько лет. «Многое зависит от стабильности ценовых показателей на дилерские автомобили, которые сейчас соотносятся с плавающим курсом руб­ля по отношению к доллару. Этот курс еще с прошлого года меняется практически ежедневно. Реальная картина роста цен будет видна лишь после стабилизации курса руб­ля. Могу предположить, что процесс стагнации и последующей стабилизации рынка займет не менее полутора–двух лет», — считает Тамара Щербанева. Такие же цифры называет и Виктор Борицкий: «Я пессимистично оцениваю ситуацию. Она, к сожалению, будет ухудшаться. И коснется она не только продаж, но и производства автомобилей в России. Вместо того чтобы выпускать две–три модели, многие заводы перейдут на одну, флагманскую. Такова ситуация на Ford в Ленинградской области и на Volkswagen в Калуге. А ведь именно производимые в России модели обеспечивали большинству дилеров львиную долю продаж. Для Ford это Focus, для Toyota это Camry, для Nissan это Almera и так далее».

В наибольшем выигрыше в текущих кризисных условиях, по мнению участников рынка, окажется «АвтоВАЗ». «Лидерские позиции завода в Тольятти только упрочатся. Ведь он более адаптирован, чем большинство других автопредприятий страны. Если большинство заводов в России нацелены на выпуск от 50 до 100 тысяч машин в год, то «АвтоВАЗ» — от 500 до 1 миллиона», — подчеркивает Борицкий. На руку «АвтоВАЗу» и договор с казахстанским холдингом «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» о разделении рынков сбыта в России. «Географическая близость Сибири к Казахстану позволит осуществлять поставки автомобилей LADA, которые уже собираются в Усть-Каменогорске (Казахстан), с меньшими затратами, чем из Тольятти или Ижевска. В свою очередь, это может только укрепить как позиции «АвтоВАЗа», так и компании «БИПЭК АВТО» на рынке Сибири», — уверен Азат Тимерханов.

«Сейчас большую часть автомобилей сибиряки покупают в диапазоне до 600 тысяч, и отечественные модели в эту цену укладываются», — констатирует Андрей Щегерцов.

Рынок новых легковых автомобилей в СФО

Новости партнеров

Реклама