Растущий аппетит

Пищевая промышленность Сибири
Москва, 18.05.2015
«Эксперт Сибирь» №21 (452)
Несмотря на экономический спад, агропромышленный и пищевой комплекс Сибири сохраняет инвестиционную привлекательность, как для развития действующих, так и создания новых производств

Изменения, произошедшие менее чем за год в отечественном агропродовольственном секторе, связанные с ограничительными санкциями на ввоз ряда видов импортного продовольствия, подчеркнули важность агропромышленного и пищевого комплексов для экономической стабильности регионов страны. Более того, предопределился вектор наращивания и загрузки собственных агропромышленных возможностей для занятия освободившихся ниш и частичной смены потребительских предпочтений на свое, местное продовольствие.

Для сибирских предприятий сельского хозяйства и перерабатывающей пищевой промышленности такие закономерности не остались пустым звуком. Многие как крупные, так и средние и мелкие производители не только оценивают перспективы расширения производства, но и принимают положительные решения об инвестициях.

Попробуем описать, с каких позиций в Сибири стартовал новый виток развития отрасли.

Крупный, но средний

Суммарная продукция АПК в стране в 2013 году составила 3,687 трлн руб­лей, из них на Сибирь приходится 502,6 млрд руб­лей, то есть 13,6%. В общем объеме производства лидируют Центральный, Приволжский и Южный федеральные округа. Сибирь вполне закономерно в полтора–два раза уступает по объему производства более благоприятным по природно-климатическим условиям территориям. Самым значимым агропромышленным регионом в Сибири традиционно является Алтайский край, стабильно занимающий восьмое место среди российских регионов по стоимости продукции агрокомплекса (почти 120 млрд руб­лей в год).

Но по стоимостному объему производства пищевой продукции Сибирь занимает менее комфортные позиции — в 2013 году это было почти 400 млрд руб­лей, со средним годовым приростом в четыре–пять процентов. Существенно более сильные позиции занимают Центральный федеральный округ — более чем в четыре раза превышающий производство сибирского пищевого комплекса, Приволжский и Северо-Западный — в полтора раза, но сопоставимый с нами объем имеет Южный округ.

Очевидно, что инвестиционная привлекательность размещения и развития перерабатывающих пищевых производств Сибири ниже, чем в Центральной, северной и южной части России и Поволжье из-за меньшей численности и плотности населения, низких доходов, менее развитого рынка потребления продуктов питания. Более того, на полках сибирских магазинов не менее половины товаров — продукты, привезенные из других российских макрорегионов, в том числе самых отдаленных, таких как Калининградская (например, мясные консервы) или Ростовская (подсолнечное масло) области. Это означает, что даже повышенные транспортные расходы на доставку продовольствия в города Сибири позволяют производителям и участникам дилерских цепочек работать рентабельно. Прежде всего, за счет более высоких цен для конечных потребителей.

Вместе с тем, Сибирь по ряду продуктов АПК является вполне самостоятельной. В 2013 году здесь произведено 233 тыс. тонн мяса убойных животных (13,6% от всего российского производства), 299 тыс. тонн мяса птицы (8,3%), 311 тыс. тонн колбасных изделий (12,4%), 141 тыс. тонн растительных масел (3,6%), 1 493 тыс. тонн цельномолочной продукции (13%), 2428 тыс. тонн муки и овощных культур (24,6%), 373 тыс. тонн крупы (27,5%), 15,8 млн декалитров водочной продукции (26,9%) и 155 млн декалитров пива (17,4%).

Обкатка пройдена

Такие результаты, возьмем для примера мясное производство, наблюдались на фоне снижения прибыльности из-за высоких цен на корма и относительно невысоких цен, из-за избыточного предложения, на основные виды мяса. Рентабельность мясного производства в среднем снизилась с 20–25%, до значений нулевой рентабельности и даже отрицательной. Вместе с тем, производство свинины значительно возросло, но эта динамика носила инерционный характер, поскольку вводились мощности, строительство которых было начато ранее, кроме того, в 2013 году рекордно снизился экспорт мяса, что освободило место на потребительском рынке. В птицеводческом секторе заметно возросла себестоимость вследствие резкого более чем двукратного удорожания кормов, а со стороны мясопереработчиков произошло смещение интереса с птицы к подешевевшей свинине.

Соответственно, на рынке мяса и мясопродуктов ожидаются следующие тенденции. Ежегодный рост рынка свинины составит два–три процента, увеличится доля отечественного охлажденного мяса, а прироста производства птицы практически не будет. Продолжится волна замещения в структуре потребления импортного мяса на российское, и сохранится тенденция к снижению доли неорганизованного производства мяса.

В условиях, когда урожай зерновых несколько лет подряд показывает высокие результаты (90–100 млн тонн зерновых в год), предприятия зерноперерабатывающей промышленности наращивают динамику развития. Растет экспорт зерна, продолжается закладка зерна в интервенционный фонд. Переработчики улучшают качество продукции и чувствуют себя относительно спокойно. В частности, в Алтайском крае, ориентируясь на перспективы роста внутренних и внешних объемов зернового рынка, продолжают увеличивать клин посевов под пшеницу, что повысит урожай этих зерновых. В результате это приведет к снижению себестоимости и позволит вести сбалансированную ценовую политику. Алтайские мукомолы смогут активнее продавать свою продукцию как на восток страны, так и на запад, в том числе учитывая логистические затраты.

В 2013 году в России продолжилось сокращение объемов производства пива. Тенденция обозначилась еще с 2008 года, спад за этот период составил более 28%: с 1,14 млрд дал в 2007 году до 831 млн дал в 2013 году. Это, в том числе, связано с ростом акцизов на пиво: в 2010 году с трех до девяти руб­лей за литр, затем — до 10 и 12 руб­лей, и в 2013 году — до 15 руб­лей, в 2014 году — 18 руб­лей. Негативно на объемах производства пива отразилась и государственная политика в области регулирования алкогольного рынка (с 2012 года оно официально признано алкоголем), что вызвало ограничения на его реализацию (запрет на рекламу, продажи в определенный период времени, продажи в киосках и прочее). При этом отмечается рост популярности независимых пивоварен — общемировой тренд, который подхвачен и российскими любителями пива.

Водка, мясо, зерно и пиво

В рейтинге крупнейших компаний пищевой промышленности и агропромышленного комплекса Сибири представлено 60 предприятий этих сфер деятельности (см. таблицу). В 2013 году компании показали прирост выручки почти в пять процентов, их совокупная выручка составила 200 млрд руб­лей, а чистая прибыль — 9,4 млрд руб­лей.

Крупнейшая компания сибирской пищевой промышленности — «Алкогольная сибирская группа», ведущий в стране производитель ликеро-водочной продукции, выпускающий ее на омском заводе «Омсквинпром». Оборот предприятия в 2013 году составил 15,6 млрд руб­лей, чистая прибыль — 276,7 млн руб­лей. Компания производит пять миллионов декалитров алкоголя в год.

«Сибирская Аграрная Группа» — один из крупнейших российских производителей мясной продукции и самый крупный в Сибири. Компания начинала свою работу с двух предприятий — свиноводческого комплекса «Томский» и комбикормового завода в городе Асино Томской области. Сегодня эта холдинговая компания входит в десятку крупнейших производителей свинины в стране и имеет четыре свиноводческих комплекса (общее поголовье свиней — более 460 тыс.) и в перспективе — строительство еще одного комплекса в Тюменской области. В ее структуре также есть птицефабрика, три мясокомбината, фермы по разведению КРС, молокозавод, растениеводческие подразделения и, что немаловажно, — собственная розничная сеть продаж по всей Сибири. Динамика роста выручки «Сибирской аграрной группы» превышает 18% в год, а в целом выручка составляла в 2013 году 9,87 млрд руб­лей при размере прибыли в 287 млн руб­лей.

В 2013 году еще один из лидеров сибирского агропромышленного и пищевого комплексов, иркутское предприятие «Белореченское» получило прирост выручки в 11,7%, до 4,1 млрд руб­лей (около трети агропромышленной выручки региона). Это одно из самых прибыльных предприятий в своем классе в Сибири — 834 млн руб­лей при рентабельности в 20%. Объемы производства многопрофильного предприятия составляют: яиц — около 70% от производства яиц в Иркутской области (576 млн штук куриных и 14 млн штук перепелиных яиц в год), около 40 тыс. тонн молока, 120,3 тыс. тонн зерна, 4,3 тыс. тонн овощей, 14,9 тыс. тонн картофеля, более 80 наименований продукции мясной переработки.

Алтайская компания «Мельник» — крупная агропромышленная компания, с годовой выручкой около пяти миллиардов руб­лей, производящая муку, макароны, крупы, подсолнечное масло и корма для сельскохозяйственных животных. Годовая мощность элеваторно-складского хозяйства — 150 тыс. тонн зерна. Мукомольный комплекс компании позволяет производить до 610 тонн хлебопекарной муки в сутки, до 60 тонн муки ржаного помола и до 50 тонн в сутки муки макаронного помола. «Мельник» занимает 59% алтайского и семь процентов российского макаронного рынка (по мощности макаронная фабрика входит в пятерку крупнейших за Уралом). Кроме того, на отечественном рынке «Мельник» представлен как производитель качественных круп, а также подсолнечного масла.

На фоне общего спада производства пива по итогам 2013 года пивобезалкогольная отрасль Сибири, в частности, Алтайского края, Томской области и Республики Хакасия продемонстрировала высокие показатели. Барнаульскому пивоваренному заводу удалось даже незначительно прирасти (на один процент). Выручка завода возросла на семь процентов, до 1,63 млрд руб­лей (повлиял средний рост цен на пиво (на 17,3%), сырье и материалы). За 2013 год объем продаж пива составил — 8,8 млн дал, питьевой воды — 1,4 млн дал, кваса — 320,3 тыс. дал, газированных безалкогольных напитков — 216,5 тыс. дал.

В Хакасии крупный производитель пивобезалкогольных напитков «Аян» продемонстрировал в 2013 году уверенный рост как производственных, так и финансовых показателей: выручка возросла на 7,9% (до 2,5 млрд руб­лей), чистая прибыль достигла 233 млн руб­лей, прирост товарной продукции составил 7,3%. Негативное влияние на объемы продаж и, как следствие, снижение объемов производства напитков оказали сезонные и погодные факторы. Сегодня «Аян» продолжает расширение на нетрадиционных для себя рынках Алтайского края, Кемеровской, Томской и Новосибирской областей.

Риски есть, но питание важнее

Несомненно, для сибирского агропромышленного и пищевого комплекса существуют свои риски и ограничения — ограниченный внутренний рынок потребления, природно-климатические условия, удаленность от крупных рынков сбыта и высокий уровень конкуренции на них, государственное регулирование отрасли задают сибирскому агрокомплексу пределы своего роста и развития. Тем не менее, он достаточно перспективен для инвестиций. По крайней мере, в Сибири есть растущая емкость рынка и возможности для местных производителей «выдавливать» с него инорегио­нальное и импортное продовольствие и сельскохозяйственные товары.

Аналитический центр «Эксперт-Сибирь»

60 крупнейших компаний пищевой промышленности и агропромышленного комплекса Сибири (по данным 2013 года)

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №21 (452) 18 мая 2015
    В режиме выживания
    Содержание:
    «Черногорск остается в зоне риска»

    Глава Черногорска (Республика Хакасия) Василий Белоногов — об особенностях руководства «угольным» моногородом, сохранении социального баланса и перспективах развития монопрофильных территорий

    Реклама