«Востребованность возрастает»

Пищевая промышленность Сибири
Москва, 18.05.2015
«Эксперт Сибирь» №21 (452)
Глава управления пищевой промышленности Алтайского края Татьяна Зеленина — о темпах развития отрасли, первых результатах политики импортозамещения и эффективности господдержки

Производство продуктов питания — одна из немногих сфер бизнеса, где предприятия смогли в условиях кризиса увеличить объемы производства. Особенно показателен рост в самом аграрном регионе Сибири — Алтайском крае. О текущем состоянии отрасли, основных вызовах и ответах на них журналу «Эксперт-Сибирь» рассказала начальник управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Татьяна Зеленина.

«Мы видим положительные тенденции»

— Татьяна Алексеевна, как оцениваете темпы развития пищевой промышленности Алтайского края с начала года? Как эти показатели соотносятся с плановыми?

— По итогам I квартала индекс промышленного производства (ИПП) в пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края составил 98,4 процента. Тем не менее, мы видим положительные тенденции в развитии отрасли. Если в январе снижение ИПП составляло 8,9 процента, то в феврале — уже на 3,6 процента. Ожидаем, что апрельские цифры будут не ниже показателей 2014 года. Превышение прошлогоднего уровня достигнуто в мясной, плодоовощной, масложировой, молочной промышленности.

Есть отставание в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, что связано с остановкой нескольких производств. Из-за сокращения экспорта в страны дальнего зарубежья и Украину произошло отставание в производстве комплексных пищевых добавок.

— Как экономический кризис и продовольственное эмбарго сказались на пищевом производстве?

— В кризис востребованность в отечественных продуктах только возрастает. А введенное эмбарго в отношении западноевропейских поставщиков продовольствия стало дополнительным стимулом для развития большинства отраслей пищевой промышленности. В крае сохраняется высокий уровень инвестиционной активности. Завершил проект по увеличению мощностей по выпуску сыров и подсырной сыворотки «Рубцовский молочный завод», по строительству крупяного завода в селе Троицкое ООО «Макфа». Техническое перевооружение ведут «Барнаульский молочный комбинат», «Алтайская буренка», «Холод». Наращивает производственные мощности «Черемновский сахарный завод». Это примеры наиболее крупных проектов. Всего в течение года ожидается реализация более 100 инвестиционных мероприятий.

— Изменился ли подход бизнеса к ведению производства?

— Девальвация руб­ля, несомненно, внесла коррективы в деятельность пищевых предприятий. Ведь не секрет, что большинство из них работает на импортном оборудовании и комплектующих к нему. Есть определенная зависимость алтайских предприятий от зарубежных расходных материалов, необходимых в технологическом процессе. Отчасти это касается и сырья.

Изменяются и приоритеты в экономике предприятий. На первое место выходят задачи по снижению издержек производства и росту производительности труда. Эти показатели во многом определяют ценовую конкурентоспособность продукции на рынке.

«Край обладает огромным потенциалом»

— Как оцениваете возможности регио­нальных производителей по выпуску импортозамещающей продукции?

— Вполне реальная задача. Алтайские товары пользуются большим спросом на российском рынке. Предприятия края производят практически все основные продукты питания, включая функцио­нальные, диетические и товары для детей. Высокое качество, безопасность, а по некоторым группам и уникальность — главные предпосылки реализации политики импортозамещения.

По итогам I квартала, объем отгруженной продукции в крае увеличился на 17,7 процента и достиг 8,4 миллиардов руб­лей. Индекс производства мяса и мясопродуктов составил 103,1 процента, при этом производство мяса и субпродуктов в натуральном выражении приросло на 17,3 процента. В молочной отрасли индекс промышленного производства составил 114,2 процента. На 40,5 процента увеличился выпуск сыров и сырных продуктов, на 26,9 процента — сливочного масла, в 1,5 раза — сыворотки. Продукция зерноперерабатывающей, молокоперерабатывающей, масложировой промышленности края представляет большой интерес для международных рынков. И Алтайский край обладает огромным потенциалом.

— Какие инструменты господдержки пищевого производства существуют в крае? Насколько активно компании ими пользуются?

 — Несмотря на экономические сложности, в Алтайском крае сохранены все виды государственной поддержки предприятий, вводятся дополнительные преференции. Сохранено субсидирование процентных ставок по инвестиционным и краткосрочным кредитам, субсидирование налога на имущество, приобретенное в ходе реализации инвест­проектов. За счет средств краевого бюджета создается инфраструктура, которая позволит бизнесу снизить собственные расходы при реализации инвестиционных проектов.

Работают программы господдержки для малого и среднего бизнеса. Отдельная программа направлена на помощь в приобретении машин и оборудования за счет средств краевого лизингового фонда. Несмотря на кризис, возмещение по госпрограммам увеличивается. В частности, размер субсидии по возмещению части банковской процентной ставки по краткосрочным кредитам вырос на 9,17 процентных пункта. По итогам 2014 года общая сумма субсидий из всех видов бюджетов составила 380 миллионов руб­лей. С начала этого года на господдержку уже направлено 290 миллионов руб­лей.

В этом году традиционно пройдут мероприятия, направленные на продвижение алтайских продуктов. Это фестиваль напитков «Алтайфест», «Праздник хлеба», ярмарка меда и «Дни алтайского сыра», биржа деловых контактов «Алтайпродмаркет». Организатором мероприятий выступает Администрация Алтайского края.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №21 (452) 18 мая 2015
    В режиме выживания
    Содержание:
    «Черногорск остается в зоне риска»

    Глава Черногорска (Республика Хакасия) Василий Белоногов — об особенностях руководства «угольным» моногородом, сохранении социального баланса и перспективах развития монопрофильных территорий

    Реклама