BREVNO на носу

Русский бизнес
Москва, 06.07.2015
«Эксперт Сибирь» №28 (457)

Нетривиальный дизайн, нетрадиционные материалы и акцент на сибирский регион — оптимальный рецепт для создания бизнеса в нише аксессуаров. Красноярцы Федор Смирнов и Артем Коровин — создатели сибирского бренда деревянных аксессуаров BREVNO — нашли свободную нишу, ведь до них использовать дерево в качестве материала для оправ очков, чехлов для телефонов, флешек, ламп или обложек паспортов решились немногие, в Сибири они были и вовсе первыми. По мнению основателей проекта, дерево лучше других материалов передает сибирский дух. «Нам хотелось подчеркнуть и показать людям те особенности нашего региона, которые не всегда считываются. Распространен стереотип, что в Сибири ходят в лаптях, а по улицам городов бродят медведи, но в действительности Сибирь — это лес, горы, простор и свобода, душевные люди. Мы хотели эту идею облечь в современную форму, традиционные вещи показать в новом образе», — заявляет Федор Смирнов.

Сделаем сами

«На самом деле, саму идею деревянных очков мы подсмотрели где-то в Интернете еще весной 2013 года. Нам показалось это интересным, но сначала мы решили прощупать почву — заказали в Азии партию очков (10 штук) и попытались их продать, посмотреть, как люди отреагируют на эту форму», — признается Смирнов. Однако, когда предприниматели увидели китайские очки вживую, поняли — это выгодно, но неинтересно — изделия оказались произведены машинным способом и покрашены лаком, отчего все особенности материала сгладились — ни текстура дерева, ни запах не чувствовались, и потому многие покупатели сомневались в подлинности — точно ли это дерево. Да и сам процесс перепродажи готовых изделий оказался неинтересным.

«Мы решили производить очки сами, и в октябре того же 2013-го сделали первую партию. У нас не было ни мастеров, ни оборудованного места, мы работали в мастерской друга, дома в свободное время. Позже накопили денег и купили необходимое оборудование — лазерный станок — и арендовали мастерскую. Полноценное производство удалось запустить весной 2014 года», — рассказывает Федор. По информации основателей компании, до появления BREVNO производители подобных очков были только в Москве, но рынок постепенно становится более конкурентным. «Когда появилась идея бизнеса, мы посмотрели статистику запросов «деревянные очки» в Яндексе, их было около 100–150 в России, поэтому мы даже немного сомневались, нужно ли это делать, ведь и спроса почти нет. Но решили, что спрос мы будем создавать сами, и сейчас запросов более двух тысяч. Мы начинали с интереса — людям было интересно померить, попробовать, но с этой зимы мы впервые столкнулись с очередью производства — настолько сильно вырос спрос», — комментирует Федор Смирнов. «Мы не рассматриваем других производителей как конкурентов, это наши коллеги, мы вместе формируем рынок. Мы готовы с ними знакомиться, делиться опытом, а клиентов всем хватит — кому-то понравится наши ярко выраженная фактура и дизайн, а кому-то — цветные линзы и дизайн других производителей», — добавляет Артем Коровин и признается, что есть и непрямые конкуренты, которые закупают очки в Китае и продают как собственные изделия, но таких мало.

По подсказке клиента

Сегодня компания предлагает несколько продуктов: в приоритете остаются очки, но помимо них в мастерской BREVNO делают светильники из цельных кусков дерева, деревянные чехлы для iPhone, флешки, блокноты и зажимы для банкнот и банковских карт. «Идеи того, какой продукт будет следующим, появляются стихийно. Очень часто идея приходит от клиента, и если она нам нравится и нам удается придумать, как воплотить ее красиво и качественно, то мы берем продукт в работу. Так произошло, например, с обложками для паспорта, но в продаже они еще не появились. Что касается новых моделей очков, то мы постоянно мониторим, что сейчас модно, с какими формами работают мировые бренды, общаемся с русскими производителями, сотрудничаем с дизайнерами», — объясняет Артем Коровин.

По наблюдениям предпринимателей, соотношение мужчин и женщин среди покупателей практически одинаковое, но девушки чаше покупают аксессуары в подарок. Портрет своего клиента Федоров и Коровин описывают так: тот, кому важен внешний вид и кто готов вкладываться в это. Возраст клиентов — от 18 до 40 лет. «Расширение в линейке товаров — это шаг к тому, чтобы расширять аудиторию: не всем нужны очки, но они хотят себе деревянный аксессуар. Люди охотно берут наши товары в качестве сувениров и подарков, часто это корпоративные заказы», — признается Федор Смирнов.

Около 50% заказов компания получает через сайт или социальные сети, остальные — из точек продаж — очки BREVNO можно купить в магазинах одежды и аксессуаров, барбершопах в 12 городах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Кемерове и Иркутске. Также есть партнеры в Азербайджане, но все производство сосредоточено в Красноярске. «Много заказов получаем из западной части России, южных регионов, стали приходить заказы из Азии, но пока мы мало занимаемся международным продвижением», — поясняет Коровин. Рекламируют свою продукцию предприниматели преимущественно через соцсети и таргетированные объявления в них, также хорошо работает «сарафанное радио» и помогает участие в ярмарках, уличных маркетах. Как признаются предприниматели, необходимости крупных вложений в медийную рекламу они не видят.

«Сезонность бизнеса, на удивление, чувствуется не сильно. Мы полноценно запустились прошлым летом и ожидали, что к зиме будет большой спад, мы сможем заняться другими делами — разработкой новых моделей, ремонтом мастерской. Но спад был незначительный, люди все чаще носят очки и зимой. Мы сами, например, ездим за рулем в своих очках, и слышим очень приятные отзывы от клиентов — линзы с поляризацией прекрасно защищают глаза от яркого снега, бликов от луж и машин, а деревянная оправа — удивительно легкая. Кроме того, горнолыжники во время отдыха от катания предпочитают носить очки. У дерева есть еще одно преимущество — оно очень хорошо ведет себя на морозе — не трескается, сильно не охлаждается, и большой разницы между ношением летом или зимой нет. Мы боялись, что деревянные очки — просто течение моды, которое пройдет, но в процессе работы поняли, что дерево — это новый материал, который будет использоваться в производстве очков наравне с пластиком и металлом», — уверяет Федор.

Из кусочка дерева

Для производства товаров в компании используются твердые породы деревьев. Очки делают из ясеня, ореха и венге, обложки блокнотов из ангарской сосны, чехлы для телефонов — из вишни, ореха или палисандра, основания ламп — из яблони или клена. Использование разных древесных пород дает и разнообразие цветов. Кроме того, предприниматели планируют использовать дуб и бересту.

«90 процентов производства — ручная работа, на станке только вырезается форма, вся обработка делается руками: склеивается, шлифуется, пропитывается. Путем проб и ошибок мы разработали свою технологию, которая позволяет делать очки не только красивыми, но и довольно прочными и функцио­нальными, а процесс производства — современным», — заявляет Федор Смирнов. Сырье компания закупает в разных городах России у производителей натурального шпона ценных пород, а комплектующие, фурнитуру, линзы и лампы накаливания — на заводах Китая. Для защиты от влаги мастера используют натуральное масло и пчелиный воск. В среднем на производство очков тратится 30 часов, из которых пять — полностью ручная работа. «В месяц мы делаем 300–500 очков, тиражи остальной продукции не поддаются статистике, как правило, работаем по заказам. На производство светильника уходит два–три дня, в зависимости от загрузки. Кстати, найти подходящее дерево для ламп оказалось сложнее всего — не так просто найти хороший сухой кусочек яблони или клена нужного диаметра. Весь год мы ездили специально по лесобазам и запасли некий «жирок», которого хватит нам до зимы», — уверен Артем Коровин.

Сегодня компания арендует площадку площадью 75 кв. метров на бывшем заводе фотоматериалов «Квант», в мастерской работают семь мастеров — предпочтение отдается людям с опытом работы с деревом. «Но каждому мастеру сначала приходится объяснять особенности производства — найти на рынке труда того, кто создавал деревянные очки, невозможно», — улыбаясь, добавляют основатели компании. «Из крупного оборудования для работы используется один лазерный гравер, другого специфичного оборудования немного, — признаются предприниматели, — в основном это наждаки, резаки и отвертки».

Калькулятор

Стартовые вложения в BREVNO составили 20 тыс. руб­лей, они были потрачены на пилотную партию очков из Китая, вспоминает Смирнов. Стоимость лазера, который предприниматели купили при запуске собственного производства — 300–350 тыс. руб­лей. На разработку сайта потребовалось еще 10 тысяч. Заемные средства не использовались. Арендная плата за помещение, которое занимает компания, составляет 450 руб­лей за квадратный метр в месяц.

Стоимость продукции BREVNO варьируется от 350 руб­лей (зажимы для карточек и банкнот), маленький скетчбук стоит 490 руб­лей, большой блокнот — 900 руб­лей. За очки, независимо от модели и породы дерева, предприниматели просят 4 тыс. руб­лей, за лампы — 5 тыс. руб­лей.

Сейчас компания совместно с дизайнером из Берлина Анастасией Кощеевой разрабатывает новую модель очков из бересты, которую они намерены продавать за 200 евро. «Это средняя по миру цена на дизайнерские оправы», — говорят предприниматели. «Экономические изменения в стране видны разве что по некоторым корпоративным клиентам, которые заказывают сувенирную продукцию, но вынуждены сокращать расходы. Мы готовы идти на уступки, иногда даже приходится работать в «минус», но нельзя бросать клиента», — уверяет Смирнов. Соотношение корпоративных и индивидуальных заказов зависит от сезона — к праздникам производство «сувенирки» доходит до 70% от всего объема работы и буквально «перегружает» мастерскую.

По словам Федора Смирнова, вложения учредителей окупились быстрее, чем за год. Маржинальность изделий — 50–100% в зависимости от продукта. Почти все заработанные сверх затрат деньги идут на развитие. Средняя зарплата сотрудников — 25 тысяч руб­лей.

Планы

В планах предпринимателей увеличение тиражей и разработка новых моделей очков и других аксессуаров. «В ближайшее время клиенты смогут заказать обложки для паспорта, также мы активно работаем над оптическими оправами — для них нужна особая конструкция, чтобы можно было вставить подходящие линзы. Мы понимаем, как это можно сделать, но довести разработку до конца пока не хватает времени», — сетует Федор Смирнов. Он признается, что главная сложность, с которой столкнулись основатели BREVNO, — недостаток предпринимательского и управленческого опыта, а также времени. «Мы планируем купить еще один лазер, увеличить штат, больше работать с партнерами и развивать дистрибьюторскую сеть», — подытоживает Артем Коровин.

У партнеров

    Реклама