Инвестиционная непривлекательность

Новосибирская область не выдерживает федеральный тренд на развитие внутреннего туризма — инвесторы просчитывают риски от вложений в новые проекты в условиях, когда турпоток не показывает уверенного роста

В то время, как другие регионы делают ставку на природные красоты, Новосибирск до сих пор в поиске своей ниши на туристическом рынке

Нестабильная экономическая ситуация, безусловно, повлияла на переориентацию российских туристов — чаще стали выбирать местные курорты и отказываться от поездок заграницу. Однако, отказываясь от выездного туризма, россияне предпочитают «проверенные» курорты — Краснодарский край, Крым, Алтай, Байкал. Положение Новосибирской области на туристической карте страны довольно плачевно — несмотря на готовность властей давать преференции и субсидии инвесторам, последние не спешат включаться в развитие туристической отрасли, ведь пока наплыв гостей в регион объясняется только падением курса руб­ля.

По прогнозу авторов рейтинга MasterCard Global Destinations Cities Index, в 2015 году Новосибирск посетят 245 тысяч зарубежных туристов, которые привезут с собой 157 млн долларов. Новосибирск занимает 117 место в перечне популярных среди иностранцев городов мира, с 2009 года рост турпотока в сибирский город составил 13%.

Как только найдутся инвесторы

Сегодня отношения власти и инвесторов в сфере туризма строятся по понятной схеме: сначала вкладываются частные средства, а уже после — бюджетные в соотношении 70 на 30 процентов.

«В Минэкономразвития реализуется госпрограмма стимулирования инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области. Она предусматривает предоставление инвесторам субсидий, налоговых льгот, компенсацию затрат при строительстве объектов, возмещение части процентной ставки по кредитам. Сейчас реализуется проект по включению «Озера Карачи» в перечень мероприятий федеральной целевой программы развития туризма в РФ. Проект уже прошел конкурсный отбор, сейчас решается вопрос о предоставлении субсидий Новосибирской области. Другие санатории — «Краснозерский», «Доволенский», база отдыха «Сибирская жемчужина» — также претендуют на включение в состав федеральной программы и сейчас разрабатывают документацию на прохождение отбора в 2016 году», — комментирует начальник управления маркетинга региона и внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Новосибирской области Александр Митин.

«Озеро Карачи» — один из самых быстрорастущих курортов Новосибирской области и наиболее удачный пример частно-государственного партнерства. По данным Александра Митина, объем средств, вложенных в реализацию проекта, достигает миллиарда руб­лей. «Остался еще вопрос об обеспечении энергией и кто именно будет строить линии энергопередач стоимостью полмиллиарда руб­лей. Инвестиции есть, но нужно определиться, сколько федеральных средств готов предоставить Ростуризм, от этого будут зависеть и вложения частных инвесторов», — объясняет чиновник. По словам владельца ООО «Карачинский источник» Владимира Хританкова, основными инвесторами проекта стали ООО «Санаторий Озеро Карачи», ООО «Озеро Карачи», ООО «Карачинский источник», ООО «Партнер». «Общая стоимость всего проекта составит около 1,5 миллиардов руб­лей. Около 575 миллионов руб­лей будет выделено из федерального бюджета, эти средства пойдут на улучшение инфраструктуры поселка «Озеро Карачи», а также на улучшение автодорожной сети. Существенная сумма будет выделена из регио­нального бюджета, но какая точно, еще неизвестно, вопрос находится в стадии уточнения. А во все остальное, что касается непосредственно самого санаторного комплекса, будут вкладываться ряд инвесторов, которые взвалили на себя эту нелегкую ношу, особенно учитывая сегодняшние экономические условия», — рассказывал в марте нашему изданию бизнесмен (см. «Эксперт-Сибирь» № 13–14 за 2015 год).

По другим объектам инвесторы еще «думают», стоит ли им выделять средства для развития объектов туристической инфраструктуры, в том числе в санатории «Доволенский» и «Краснозерский». «Как только инвесторы найдутся, власти подключатся. Но пока кардинальной работы министерство по другим проектам не ведет», — признается Александр Митин. Но на самом деле вопрос стоит острее: интересно ли это инвесторам вообще? Вкладывать частные средства бизнесменам просто страшно, потому что нет уверенности в спросе на подобные туристические услуги. Проблема по-прежнему в малой осведомленности граждан о местах отдыха и в отсутствии внятной туристической инфраструктуры. Туристам неудобно ездить по многим новосибирским санаториям — они слишком далеко. К тому же отдых в Новосибирске, где нет выдающихся красот природы, менее привлекателен, чем в других регионах с отлаженной инфраструктурой и высоким уровнем сервиса: Сочи, Алтай, Байкал.

Главным направлением в Новосибирской области остается событийный туризм.

И по делам, и отдохнуть

В основном в регион едут «деловые» туристы из Азии и Европы. И количество гостей растет. В 2014 году Новосибирск посетили около пяти тысяч китайских туристов — в три раза больше, чем годом ранее, отмечает исполнительный директор НП «Новосибирская ассоциация туристских организаций» Виктор Данн. Однако, по данным Управления миграционной службы, динамика выглядит обратной: если в 2013 году на территории области отдохнули более 19 тыс. иностранцев, то в 2014-м — на три тысячи меньше.

Если иностранцы чаще приезжают по вопросам бизнеса, то россиян из соседних регионов привлекает событийный туризм: например ежегодный фестиваль исторической реконструкции «Сибирский огонь» за три года увеличил количество участников более чем впятеро — с шести тысяч в 2012-м до более 32 тысяч в этом году.

«Большой популярностью пользуются «туры выходного дня» — когда люди приезжают из близлежащих регионов отдохнуть, искупаться, сходить в зоопарк или театр. Внутренним туризмом считается и поездка школьников из Томска — они также оставляют здесь свои деньги, пользуются нашей инфраструктурой. Большую популярность имеют концерты — на выступления зарубежных групп поклонников привозят автобусами. На конференции и на лечение — все едут к нам. Новосибирск предоставляет многие виды туризма, отличные от привычных, — рассказывает исполнительный директор Новосибирской ассоциации туристских организаций (НАТО) Светлана Фоменко. — Санатории, ориентированные на улучшение здоровья, также начинают пользоваться популярностью. Мы уверены, что развитие туризма — это приоритетное направление».

 032_expert-sibir_28.jpg

Несмотря на то, что «точек притяжения» в Новосибирске не так много — театр оперы и балета, зоопарк, Обское море, Академгородок, — в регио­нальной госпрограмме «Развитие туризма в Новосибирской области на 2012–2016 годы» прописана такая задача: привести в удовлетворительное состояние 79,6% памятников истории и архитектуры. В 2015 году запланирована реконструкция примерно 35 памятников архитектуры, сообщает руководитель управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области Александр Кошелев. «Бюджет только нашего управления — около 60 миллионов руб­лей, а всего, учитывая другие программы и источники финансирования, на эти цели направляется более 350 миллионов руб­лей, в том числе более 150 миллионов из регио­нального бюджета», — делится Кошелев.

Сейчас в регионе реставрируются памятники архитектуры, в которых размещаются популярные музеи: дом купца Жернакова в Колывани, где располагается Колыванский краеведческий музей, и Сузунский медеплавильный завод. «В этом году окончательно завершится затянувшаяся реконструкция городского торгового корпуса — главного здания областного краеведческого музея. Сейчас идет монтаж выставок и экспозиций, подрядчик завершает пусконаладочные работы, устраняет дефекты, заканчиваются работы на кровле и в подземных галереях, — объясняет Александр Кошелев. Готовность объекта оценивается в 95–97%.

По данным главы управления по охране объектов культурного наследия, из-за «существенного улучшения музейной инфраструктуры» на территории региона количество посетителей музеев за год выросло более чем на 100 тысяч человек: со 420 тыс. человек в 2013-м до 524 тысяч — в прошлом году. Правда, в основном это жители региона.

Спорный вопрос

Станет ли туризм доходной отраслью экономического и социального развития Новосибирской области — вопрос спорный. Власти проявляют активность, но бизнес пока коммерческого интереса в развитии туротрасли не видит. Несмотря на то, что Новосибирск является крупнейшим транспортным узлом Сибири и имеет ряд преимуществ перед соседями, отставание туристической инфраструктуры от других регионов очевидно.

Регио­нальные власти обозначили несколько ключевых направлений в развитии внутреннего туризма: комплексное развитие рекреационных территорий в области; повышение транспортной доступности мест отдыха и туристских объектов; позиционирование Новосибирской области как региона, благоприятного для развития туризма, поддержание имиджа и повышение конкурентных позиций. Для реализации последнего пункта недавно был объявлен конкурс — для экономии бюджетных средств создать единый туристический бренд Новосибирской области, который должен включать эмблему-логотип и слоган, предложили именно жителям региона, а не дизайнерам. Но даже эта инициатива у новосибирцев вызывает скепсис. «Идея заняться территориальным брендингом, формированием имиджа региона — важная и актуальная. Но, судя по действиям министерства экономического развития, уже сейчас легко предположить, чем все закончится, — вздыхает арт-директор проекта I’m Siberian Евгений Старостенко. — Можно, конечно, в качестве знака Новосибирской области использовать зеленого котенка или, например, наделить какую-нибудь абстрактную штуковину всевозможными позитивными смыслами. А можно подойти к делу реально, правильно оценить ситуацию и сделать проект эффективным. И в этом случае я бы посоветовал внимательно изучить опыт скандинавских стран: у нас достаточно много общего, и у коллег можно перенять удачные решения и ценный опыт. Брендинг — это большой комплекс мероприятий, состоящих из аналитических, визуальных и управленческих решений. Поэтому, к сожалению, добиться хорошего результата с помощью народного конкурса попросту невозможно. Работа будет сделана в пустоту».

По оценке экспертов, развитие тур­отрасли в регионе поможет в решении проблемы занятости населения, окажет стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики и малого предпринимательства, а кроме того, приведет к активному использованию объектов культурно-исторического и природного наследия. Но все же когда начинать развитие приходится практически с нуля, на быстрые результаты надеяться не приходится.