Пива и зрелищ!

Внутренний туризм
Москва, 06.07.2015
«Эксперт Сибирь» №28 (457)
В момент переориентации россиян на внутренний туризм Алтайский край делает ставку на событийный и гастрономический отдых. Один из ярких примеров — фестиваль напитков «АлтайФест»

Переориентация российского туриста на собственные курорты дала толчок как в целом развитию индустрии отдыха внутри страны, так и ее разновидностям — оздоровительному, событийному, гастрономическому, сельскому, паломническому, экологическому и другим видам туризма. Это стало действенным инструментом для продвижения территории, а также конкурентным преимуществом в борьбе за клиента на рынке въездного туризма.

По данным Ростуризма, число россиян, отдохнувших в 2014 году на курортах России, выросло на 25–30%, при этом объем выездного потока снизился от 15 до 30%. В 2015 году эта тенденция продолжилась. Как результат, бизнес и регио­нальные власти стали больше уделять внимания раскрытию внутреннего туристического потенциала, активнее осваивать нишу событийного туризма. Интересное не­обычное событие стало одним из эффективных методов увеличения турпотока в регион.

Использовать потенциал

По идее, событийный туризм способен увеличить не только общий туристический поток, но и сформировать дополнительный прирост гостей в низкий сезон, что особенно актуально для формирования стабильного заработка для турбизнеса. По подсчетам Ростуризма, в 2012 году доля событийного туризма на российском рынке не превышала одного процента. Такие же более чем скромные позиции были у паломнического и экологического видов туризма, и два процента было у сельского отдыха. Однако в 2014 году доля событийного туризма, хоть и незначительно, но подросла. Ростуризм уверен, что потенциал этого сегмента продолжит расти и дальше.

Алтайский край — один из тех сибирских регионов, который зарабатывает и на природных красотах, и на событийном туризме. В этом плане он даст фору многим российским субъектам — ежегодно на территории Алтайского края проходит до 800 различных мероприятий, включая сельские и районные праздники, из них 22 смело можно назвать масштабными. 

В 2014 году в Алтайском крае построено более 30 объектов туристической инфраструктуры в четырех городах и 11 районах, сообщает краевая администрация. Новые «средства размещения» открылись в Барнауле, Белокурихе, Бийске, Яровом, на территории Алтайского, Быстроистокского, Волчихинского, Заринского, Змеиногорского, Курьинского, Новичихинского, Панкрушихинского, Советского, Тюменцевского и Целинного районов. В крае работают 946 турпредприятий, из них 225 фирм, 246 гостиниц, отелей и хостелов, 44 санаторно-курортных учреждения, 175 сельских «зеленых» домов, 160 турбаз и организаций отдыха. В целом количество мест единовременного размещения в туристско-рекреационных и санаторно-оздоровительных, а также детских оздоровительных учреждениях составляло 47,2 тысяч, из которых 19,1 тысяч — круглогодичного размещения.

В прошлом году в Алтайском крае отдохнули более 1,63 млн туристов и экскурсантов. Турсфера региона в прошлом году привлекла 1,65 млрд руб­лей инвестиций, из них 390 млн руб­лей — средств федерального бюджета, 37,6 млн руб­лей — участие консолидированного бюджета Алтайского края, и 1,23 млрд руб­лей — внебюджетные источники. При этом порядка 901 млн руб­лей частных инвестиций (73%) вложено в реализацию крупных инвестиционных проектов в сфере туризма.

Позвать на пиво

Одним из последних мероприятий, направленных на популяризацию региона и привлечение туристического потока, стал фестиваль напитков «АлтайФест», который проводится уже третий раз. Праздник прошел 20 июня на территории туристко-развлекательного комплекса «Сибирское подворье» в селе Новотырышкино Смоленского района, недалеко от знаменитого курортного города Белокуриха. Организаторами фестиваля выступили Алтайская краевая администрация, пивоваренный завод «Бочкари» и ЗАО «Курорт Белокуриха».

По сути, «АлтайФест» создавался по образу и подобию знаменитого на весь мир немецкого праздника Oktoberfest, и организаторы признают, что в далеко идущих планах — хотя бы приблизиться к масштабам этого фестиваля. «Наш фестиваль пользуется большой популярностью, это заметно и по тому количеству людей, которые посещают это мероприятие, — говорит президент алтайской торгово-промышленной палаты Борис Чесноков. — И чем черт не шутит, может быть, со временем «АлтайФест» приобретет такие же масштабы, как Oktoberfest в Баварии».

 027_expert-sibir_28.jpg

Генеральный директор новосибирского завода «Экран» Павел Бобошик, которого корреспондент «Эксперта-Сибирь» неожиданно встретил на фестивале «АлтайФест», поделился своими впечатлениями: «Я на этом фестивале в качестве почетного гостя, так как пивоваренные заводы — наши основные заказчики стеклянной бутылки. Меня очень удивило, что фестиваль собрал большое количество людей, я не ожидал такого наплыва посетителей, — рассказывает Павел Бобошик. — В целом мероприятие интересное, много развлекательных площадок, каждый может выбрать по своим интересам. На Oktoberfest я бывал неоднократно, и что касается схожести «АлтайФеста» с немецким праздником пива, то считаю, что алтайскому фестивалю не нужно гнаться за подражанием, каждый народ имеет свою культуру, и такие праздники пива и напитков проходят по-разному и не должны быть похожими друг на друга, сравнивать их нет никакого смысла».

Сейчас «Алтайфест» напоминает некий сплав событийного и гастрономического туризма. Гостей действительно привлекают ассоциации со знаменитым пивным праздником в Германии, а в нагрузку к пиву можно попробовать другие, не менее вкусные напитки местных производителей — медовуху, квас, морс, различные лимонады и другое. Фестиваль начался с уже традиционной процедуры — участники привезли основу всех напитков — воду, которую вылили в общий сосуд с символической эталонной водой региона. В этом году сосуд наполнили и томской водой от ООО «Колпашевская минеральная вода». Помимо напитков на «АлтайФесте» можно попробовать разнообразные местные блюда и закуски.

В этом году в фестивале приняли участие такие предприятия пивобезалкогольной отрасли Алтайского края, как ООО «Бочкаревский пивоваренный завод», ООО «Борихинский пивоваренный завод», ООО «Шульгинское», ООО «Артель» (Славгородский пивоваренный завод), ООО «Эль Пиво», пивоварня «Кинза-Мята», ООО «Красногорское» и другие. «В фестивале участвовали около пятидесяти компаний, было представлено более сотни видов напитков, причем это производители не только с Алтайского края, но и со всей Сибири, — рассказывает генеральный директор ООО «Бочкаревский пивоваренный завод» Вадим Смагин. — Считаю, что благодаря этому фестивалю компании могут представить на суд наших потребителей свои продукты, в том числе и новые. На подобных мероприятиях регио­нальные производители могут показать, что местные продукты не хуже импортных».

Естественно, что для компаний-участников фестиваль работает как инструмент продвижения бренда, но при этом служит и дополнительным источником заработка. Пиво на «Алтайфесте» действительно лилось рекой, зачастую пивные установки просто не справлялись, а ближе к концу фестиваля пиво и вовсе закончилось, компании явно не рассчитали спрос на свой продукт.

«Подобный фестиваль рассчитан на то, чтобы наши гости могли не только попробовать продукцию, но и узнать о ней как можно больше: из чего она сделана, какие технологии применялись при ее производстве, — добавляет начальник краевого управления по пищевой и перерабатывающей промышленности Татьяна Зеленина. — Сейчас всеобщий тренд — привитие культуры питания. Мероприятия, подобные «АлтайФесту», воспитывают такую культуру». Помимо этого организаторы предполагают, что праздник станет регулярным и будет не только привлекать туристов, но и способствовать развитию межрегио­нальных и международных экономических связей.

По данным организаторов, в 2014 году «АлтайФест» посетили более 12 тыс. человек из разных регионов России. Тогда гости фестиваля выпили более 20 тыс. литров напитков. По предварительным данным, третий «Алтайфест» собрал более 17 тысяч человек из различных городов России: Новосибирска, Хабаровска, Севастополя, Москвы, Сочи, Санкт-Петербурга и других. В этом году гостями «АлтайФеста» за один день было выпито пива, лимонадов, соков, нектаров, медовухи, морсов более 21 тысячи литров, а также съедено 600 кг шашлыков. Конечно, основная часть посетителей фестиваля — отдыхающие в санаториях Белокурихи, а также жители близлежащих населенных пунктов, из крупных городов относительно рядом, в часе езды — город Бийск.

Пока не прибыльно

Гастрономический туризм в Алтайском крае будет набирать обороты. Заместитель начальника управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов Елена Евсюкова отметила, что позиционирование региона как места, где производят полезные продукты, благоприятно сказалось на турпотоке. В 2010 году Алтайский край посетили 1,2 млн туристов, по итогам 2014 года этот показатель составил 1,6 млн человек.

У организаторов российских турсобытий пока нет четкого понимания необходимого объема финансирования, а также окупаемости и рентабельности. Сейчас это больше стихийное явление, чем отлаженный бизнес. Авторами мероприятий зачастую движет энтузиазм, а участвующий в них бизнес хоть и надеется на получение прибыли, чаще рассматривает событие как имиджевую составляющую, как возможность установить новые деловые контакты. Идеальный вариант — когда организаторы и участники событийного туризма получают прибыль, формируют привлекательный имидж территории и увеличивают популярность места за счет привлечения дополнительного турпотока.

«В нашем регионе событийный туризм финансируется по схеме государственно-частного партнерства: 30 процентов — регио­нальные средства, 70 процентов — бизнес. Однако пока бизнес, связанный с организацией мероприятий событийного туризма, нельзя назвать прибыльным», — считает председатель совета директоров ЗАО «Курорт Белокуриха» Александр Бенгардт.

У партнеров

    Реклама