Дать слово

Русский бизнес
Москва, 13.07.2015
«Эксперт Сибирь» №29-34 (458)

Умение грамотно и ясно доносить свои мысли, публично выступать на публике и вести деловую переписку — уже половина успеха в карьере. Руководитель или менеджер по продажам, который испытывает панику перед аудиторией, не может найти подходящие слова или использует слова-паразиты, едва ли способен заинтересовать и удержать внимание публики, а следовательно, и потенциального клиента, инвестора или партнера.

Спрос на тренинги, посвященные умению публично выступать, сформировался в Сибири несколько лет назад. Почувствовав новую и перспективную нишу, Светлана Фоминых создала в Новосибирске школу ораторского мастерства «Человек слова». Учебный курс в ней построен так, что позволяет слушателям развивать навыки постепенно, «от простого к сложному». Дополнительные же факультативные курсы позволяют усовершенствовать владение голосом и освоить навыки эффективной работы с информацией. «Для меня ораторское мастерство — это умение донести свои идеи до важных для человека людей. Причем когда оратор умеет не только достичь своей цели — например, убедить конкретную аудиторию, но и делает это живо, естественно, с удовольствием для себя и для слушателей», — рассказывает Светлана. Она уверена: для того, чтобы научиться выступать перед большой аудиторией, необходимо постоянно практиковаться.

Хватило смелости

До открытия собственной школы Светлана Фоминых работала тренером внутренних учебных центров в крупных компаниях Новосибирска — 2GIS и «МегаФон», но стандартный рабочий день и невозможность самой составлять распорядок дня не давали ей получать максимального удовольствия от работы. «Я понимала, что мой идеальный рабочий день никак не связан с работой с девяти до шести. С другой стороны, нужно было еще «прокачать» свои ораторские навыки, но тогда ни в Новосибирске, ни даже в Сибири этим никто не занимался», — сетует она. Поэтому Светлана решила пройти два тренинга для преподавателей по ораторскому искусству в Египте и в Крыму, и после обучения поняла — если в Сибири школ ораторского мастерства еще нет, то она может открыть первую. «Я была готова вести три самостоятельных курса по публичным выступлениям, этого хватило бы на внятную программу, с которой можно открыть школу. Но это был 2008 год, грянул кризис, потому я решила пока не уходить с основной работы — все бюджеты на то, чтобы приглашать внешних тренеров, сократили, но на мои услуги внутри компании спрос был большой. И я, работая в «МегаФоне», начала учить ораторскому искусству сотрудников компании по всей Сибири», — вспоминает Светлана Фоминых. Тогда же она начала проводить собственные мастер-классы, однако, как признается, на свой собственный бизнес ей не хватало смелости: других тренеров увольняли, бюджеты сокращали, а стоило уйти с работы, ее место сразу бы заняли тренеры-фрилансеры. «Я видела, что мои услуги очень востребованы, поэтому в 2009 году поставила цель — к 1 сентября открыть свою школу, несмотря на то, что ситуация в экономике не улучшилась», — признается Светлана.

Широкий выбор

Так в 2009 году в Новосибирске появилась первая за Уралом школа ораторского мастерства «Человек слова». Специально для школы Светлана Фоминых подготовила еще одного тренера и программу обучения, все администраторские задачи она также решала сама. «Мы были первыми в Сибири, кто начал учить этому активно и системно, потом и мои ученики начали проводить свои мастер-классы, тренинги. Какое-то время я волновалась за конкуренцию, но потом поняла, что «последователи» приносят только пользу — одной компании на рынке сложно сформировать спрос. Когда я начинала бизнес, он показался людям новой модной «фишкой», спрос был, но многие просто не понимали, зачем нужно учиться выступать на публике, если они бухгалтеры, программисты, менеджеры по продажам. А наши конкуренты помогают нам продвигать идею, что умению публично выступать нужно учиться, полезно уметь формулировать мысли и доносить их», — рассуждает Светлана. По ее мнению, успех больше всего зависит именно от личности тренера, ведь каждый из них ведет одни и те же курсы совершенно по-разному.

Кроме того, другие мастер-классы и тренинги, например, посвященные личностному росту, тренер считает косвенными конкурентами — потенциальный клиент всегда выбирает, куда ему вложить деньги или чем занять выходные. «Приоритеты человек расставит сам. В какой-то момент я перестала отслеживать и прямых, и косвенных конкурентов и считаю, что рынок до сих пор не насыщен», — рассказывает Фоминых.

Рекламировать проект Светлана начинала с тематических сайтов, посвященных тренингам, однако через год, по ее наблюдениям, такой канал перестал приносить результаты. Сегодня школа «Человек слова» выступает организаторами множества пиар-мероприятий, например, TEDxNovosibirsk, шоу личных историй и бесплатные открытые занятия. «Наша цель — не рассказать, какие мы молодцы, а чтобы люди поняли, что выступать — полезно и интересно, и есть те, кто делают это хорошо, у них можно учиться. Конечно, молва о том, что именно мы — организаторы, идет, «сарафанное радио» тоже работает. Спрос растет, хотя сейчас мы, как и многие другие, испытываем кризис и спад. Надеюсь, временный!»

«Харизматичный оратор»

Тренинги, которые проводит школа «Человек слова», посвящены ораторскому искусству, ведению презентаций и правильному написанию «продающих» текстов. Целевая аудитория — политики, руководители, менеджеры проектов, менеджеры по продажам, консультанты, преподаватели, тренеры, юристы. Методика и упражнения, которые используют на занятиях, создавались тренерами школы, учителями из Университета риторики и ораторского мастерства (Москва) и тренерами из других городов России и стран.

По словам Светланы Фоминых, основные клиенты — мужчины 27–35 лет, часто это руководители или специалисты с карьерными амбициями. Сложности, с которыми приходят на занятия, бывают двух направлений: волнение перед выступлениями — это встречается почти у всех, зажатость, отсутствие легкости, плавности речи. Второе — необходимость в ближайшем будущем выступать и желание выступить хорошо. «В зависимости от задач мы рекомендуем те или иные курсы. Мы не строим иллюзий, что за два дня от нас выйдут все харизматичными ораторами, поэтому наш базовый курс состоит из трех ступеней (36 часов или 5 дней), и есть возможность после прохождения неограниченное количество раз проходить его повторно бесплатно или ходить на дополнительные клубные занятия. У некоторых людей есть убеждение, что оратором либо рождаются, либо «не дано». Я считаю, что каждый может научиться хорошо выступать, если есть «ради чего», и если есть, что сказать. В моей практике «безнадежные» ученики — это те, кто не понимал, зачем им это надо», — делится размышлениями Светлана.

Помимо основного курса «Харизматичный оратор», который состоит из трех ступеней: «Словесная импровизация и работа в жанрах», «Структура выступления и визуальная презентация» и «Ораторский чемпионат», в школе есть тренинги «Сторителлинг для жизни и бизнеса, или Выступления, которые запоминаются», «Живые слайды», «Энергия голоса» и «Публичное выступление от идеи до результата». Кроме того, тренеры регулярно проводят трехчасовые мастер-классы и мероприятия в формате PechaKucha — небольшие доклады, строго ограниченные по форме и продолжительности.

Также в школе проводят корпоративные тренинги, на которых сотрудников компании могут подготовить к конкретным выступлениям, и индивидуальное обучение — его продолжительность и программа прописываются отдельно для каждого ученика. «Раньше, до кризиса, 50 процентов нашей работы проходило в корпоративном формате, 40 процентов в открытом, и 10 — в индивидуальном. Сейчас доля корпоративных тренингов уменьшилась в два или три раза», — рассказывает директор школы.

Помимо основных занятий тренеры «Человек слова» организуют «Шоу личных историй» на заданные темы — любой желающий может подать заявку на участие и выступить с ней перед публикой. «Когда человек подает заявку, я заранее прочитываю историю, даю обратную связь, иногда встречаюсь с героем, помогаю отредактировать текст. Иногда человек приходит на мастер-класс по сторителлингу (умению рассказывать истории), и там эту историю отрабатывают», — рассказывает Светлана Фоминых.

Главное правило в школе — на занятиях практики должно быть больше, чем теории — 70 процентов на 30. «Люди большую часть времени выступают. Есть небольшая мотивационная, теоретическая часть, есть демонстрация, когда тренер показывает или смотрит видеоролик по теме, а потом люди практикуются перед аудиторией», — объясняет директор школы. По мнению Светланы Фоминых, отличный результат — это не только довольные в конце тренинга ученики, но и их успехи в реальных выступлениях после. «Не все и не всегда, но ученики делятся потом успехами, звонят, дарят цветы после особенно удачных выступлений. И я стремлюсь работать так, чтобы в Новосибирске больше не было скучных, унылых, бессмысленных презентаций», — добавляет она.

Калькулятор

Стартовые вложения Светлана Фоминых оценивает в 100 тысяч руб­лей — 50 тысяч потребовалось на создание сайта, 10 тысяч — на разработку дизайна собственной символики, около 15 тысяч — рекламу, остальное — на аренду помещений для тренингов. Эти вложения, по словам директора, окупились за два месяца. «Офиса в первые годы не было, для каждого занятия, мастер-класса арендовался конференц-зал, поэтому затраты были непостоянными», — поясняет Светлана. Сейчас школа также отказалась от собственного офиса и располагается на базе новосибирского клуба креативного отдыха Be Happy. В школе, помимо Светланы, работают два тренера и администратор, зарплата сотрудников зависит от количества проведенных тренингов и мастер-классов.

По признанию директора, ее бизнес — сезонный: спад отмечается летом и зимой, всего в месяц можно выделить около 10–12 тренинговых дней — в выходные и будни. «Это была еще одна причина отказа от офиса — он нужен только для занятий, а остальные дни остается свободным. А так мы сократили постоянные расходы на аренду, можем быть более гибкими, и если летом нет клиентов, мы можем спокойно отправиться в отпуск», — улыбается Светлана.

Стоимость занятий в школе зависит от формы — трехчасовые мастер-классы, на которые приходят 25–30 человек, стоят 500 руб­лей со слушателя, более продолжительные тренинги, занимающие несколько дней, — от шести тысяч руб­лей («Продающие тексты») до 16 тысяч (курс «Харизматичный оратор»), количество участников — от шести до 14 человек. Клиент может выбрать для изучения только одну из ступеней курса — двухдневный интенсив (16 часов), такие занятия обойдутся в 9,5 тысяч руб­лей. Стоимость корпоративных и индивидуальных занятий зависит от количества человек и продолжительности курса.

«Мой главный ресурс — мои знания и навыки, которые формировались несколько лет. Если считать стартовыми инвестициями в бизнес, например, два последних тренинга в Египте и Крыму, которые я прошла перед открытием школы, стоили примерно 100 тысяч», — вспоминает Светлана.

Планы

В ближайшие годы Светлана Фоминых хочет запустить «Шоу личных историй» в нескольких крупных городах России и ближнего зарубежья — Санкт-Петербурге, Алматы, Киеве, сейчас «шоу» стартует в Москве и год успешно проходит в Астане. Также директор планирует активнее заниматься развитием пиар-проектов, которые позволяют развивать идею обучения мастерству публичных выступлений. «Я пока даже не хочу пытаться открыть офис в Москве или Питере, потому что там высокая конкуренция, и чтобы вести бизнес в столицах, нужно там жить, налаживать связи, удаленно это не получится. Хотя тренинги иногда я там провожу», — говорит Светлана и признается, что сейчас накапливает материал для книги о сторителлинге.

У партнеров

    Реклама