Капризный бизнес

Тема недели
Москва, 13.07.2015
«Эксперт Сибирь» №29-34 (458)
Несмотря на короткое лето, пляжный бизнес в Сибири все-таки существует. Но его будущее зависит от решения целого ряда специфических проблем

В этом году в Новосибирске официально открыты всего четыре пляжа — три на Обском море (так новосибирцы называют Обское водохранилище) — «Сан Сити», «Звезда», «Бумеранг» (территория парка «У моря»), и один на реке Обь — «Наутилус». Как сообщает пресс-служба регио­нального управления МЧС, эти места обследованы водолазами, а также есть положительное заключение технической и санитарно-гигиенической экспертиз. Каждый из пляжей располагает медпунктом, спасательной станцией и пожарным щитом.

По данным опроса самого популярного городского портала НГС, в котором приняли участие более одиннадцати тысяч человек, 58,9% опрошенных никогда не ходят на городские пляжи. Регулярно эти места отдыха посещает только 6,5% новосибирцев, редко ходят на пляжи 14,6% респондентов, и 20,1% посещают пляж лишь один–два раза в сезон. Тем не менее, в любой жаркий день все официальные пляжи города забиты до отказа, исключение, пожалуй, составляет пляж «Сан Сити», что связано с внушительной протяженностью его береговой линии — 250 метров. Он простирается от спасательной станции МЧС до зарослей, за которыми начинается нудистский пляж.

Как это устроено

Песчаные пляжные территории, как правило, находятся в федеральной или муниципальной собственности и не редко сдаются в аренду частным компаниям, которые, в конечном счете, и несут ответственность за их пригодность для отдыха новосибирцев и гостей города в течение сезона. Они же «принимают» с проверками многочисленные контролирующие органы. Как говорят, предприниматели, каждый месяц к ним приходят с проверками инспектора государственной инспекции по маломерным судам МЧС (ГИМС), Роспотребнадзора, Госпожнадзора и другие.

В Новосибирске большая часть официально разрешенных пляжей расположена в Академгородке и находится под управлением СО РАН. Именно Сибирское отделение Академии наук наделено правом сдавать территории пляжей в аренду, как правило, долгосрочную. Так работают пляжи «Звезда» (бывший «Неоком») и «Сан Сити» (Центральный пляж Академгородка).

Несколько другая ситуация у пляжа «Бумеранг», который соседствует с муниципальным парком «У моря Обского»: он развивается на принципах государственно-частного партнерства.

Пляж «Наутилус» расположен на левом берегу Оби, в районе микрорайона «Горский», или, как говорят новосибирцы, «под мостом», и является муниципальным пляжем. Им управляет частный арендатор.

В этом году для пляжа «Наутилус» купальный сезон начался не очень удачно. 8 июля специалисты Роспотребнадзора заявили, что пляж не рекомендован для купания. Пробы воды по микробиологическим показателям не соответствуют гигиеническим нормативам, отметили в отделе надзора по гигиене труда, коммунальной гигиене Роспотребнадзора. Этот пляж в нынешнем году стал единственным местом, где водные развлечения официально разрешены МЧС, но не рекомендованы Роспотребнадзором.

Сложности подготовки

«Всем кажется, что арендаторы пляжей ничего не делают. Приехали, кафешки открыли и сидят, деньги собирают, — рассказывает директор компании «Сан Сити» Евгений Мясников. — Но это далеко не так. На самом деле проводится колоссальная работа по подготовке пляжа к купальному сезону, а после этого серьезная и кропотливая процедура — прием пляжа в эксплуатацию всеми контролирующими службами».

«Подготовка пляжа к лету начинается задолго до него, — дополняет коллегу директор парка культуры и отдыха «У моря» (входит пляж «Бумеранг») Михаил Пресняков. — Всю весну каждый день проводится уборка пляжа — так называемый ежедневный субботник, а уже потом начинаются работы по подготовке пляжа к сдаче на проверку».

Как рассказали «Эксперту-Сибирь» управляющие новосибирскими пляжами, перед каждым сезоном на территории каждого из пляжей проводится ряд обязательных процедур. Среди них — водолазное обследование дна, исследование воды и почвы на отсутствие загрязнений, установка буйков для обозначения акватории купания, определение и нанесение на схему территории пляжа и акватории опасных мест, установка спасательного поста, медпункта, различного оборудования — ногомоек, душевых, питьевых фонтанчиков, кабинок для переодевания, туалетов. Кроме этого, пляжи оборудуются системами видеонаблюдения, телефонной и громкой связи. Еще обязательно должна быть установлена мачта с желтым флагом, если купание разрешено, и черным шаром, если запрещено, также в обязательном порядке на пляже должна быть охрана. Только после выполнения всех этих требований предприниматель вправе размещать торговые точки и различные заведения. «Плюс ко всему этому, все коммуникации нужно тщательно подготовить — прочистить, продуть, промыть», — добавляет Евгений Мясников.

Поэтому арендная плата, по свидетельствам арендаторов, — самая незначительная статья расходов. Основные траты приходятся на благоустройство и приведение в порядок территории.

Капризные ветра

Отдельная проблема, которая возникает при подготовке пляжей в районе Обского моря к сезону и в дальнейшей его эксплуатации, — борьба с топляком (затонувшие бревна).

«На самом деле у нас далеко не самое благополучное место, потому что пляж, по сути, находится в «кармане» Обского моря, и роза ветров такова, что весной к нам гонит топляк со всего моря, — рассказывает руководитель проекта Парк отдыха «Звезда» (холдинг «НЕОКОМ») Игорь Мисяченко. — Много лет мы предпринимаем всевозможные меры по уборке различного топляка — от мелких щепок до бревен весом в несколько тонн. Нам пришлось даже организовать на территории парка склад, куда мы размещаем часть топляка, так как не в силах сразу его убрать, а оттуда уже постепенно вывозим, особенно тяжело было в прошлом году». «Топляка приплывает огромное количество, — соглашается Евгений Мясников. — Мы его даже стараемся частично использовать с пользой — делаем лавочки, стульчики, различные стоечки».

 010_expert-sibir_29-34.jpg

Еще одна сложность, которая возникает из-за особенностей «морских» ветров, — трудность сохранения прибрежной полосы от размывания. Эту проб­лему призвано решать волногасящее оборудование — каменные валуны, о которые разбивается волна, прежде чем «съесть» песчаный берег. «На территории пляжей Обского моря, если не делать берегоукрепительные и берегозащитные сооружения, то из-за особенностей направлений ветров этот берег быстро превратится в обрыв, а не в пляж, — объясняет Игорь Мисяченко.

По идее, оборудованием пляжей системой волногасителей должна заниматься специализированная государственная организация «Верхобьрегионводхоз». Она же должна содействовать и в уборке топляка, и в восстановлении песка на пляже. Однако на деле эта обязанность переложена на плечи арендаторов. «Пляжи на нашей стороне Обского водо­хранилища имеют искусственное происхождение, и песок привезенный, — рассказывает Михаил Пресняков. — Вода за годы постепенно размывает берег, и песок постепенно «сползает» в воду, в итоге остаются камни. Для того чтобы этого не происходило, нужно регулярно укреплять берег, нужна федеральная программа, так как частному бизнесу не под силу такие мероприятия».

На чем они зарабатывают

В этом году количество отдыхающих на новосибирских пляжах выросло. В частности, такую тенденцию заметили на пляже «Звезда». «С точки зрения эксплуататоров пляжа, очевидно, что посетителей стало больше. Прежде всего, это заметно по увеличению количества мусора, поэтому в нынешнем году на уборке задействовано больше сотрудников. Связываю это с тем, что меньше людей в 2015 году уехало отдыхать в нашу дорогую «заграницу» — это Крым, и в нашу дешевую заграницу — это Египет и Турция. Даже на Алтай турпоток в этом году снизился», — замечает Мисяченко.

Основной фактор спроса на пляжный отдых — это погода. Только она определяет: станет сезон убыточным или прибыльным. В условиях сибирского климата пляжный бизнес во многом зависит от удачи, всегда находится на грани и схож с экстримом. Удачным сезоном считается, если сибирское лето преподнесло горожанам хотя бы двадцать жарких дней. Тогда компаниям удается расплатиться по счетам и остаться в плюсе — накопить жирок на зиму.

«Основной источник пляжного дохода, к сожалению, это платная парковка и торговля. Все зависит от погоды: есть солн­це — значит, есть доход, нет погоды — нет дохода. А содержание парка, в том числе и аренда, к сожалению, от погоды не зависит», — сетует Михаил Пресняков. «В пляжном отдыхе нет какой-то основы прибыли, скажем так, что все источники дохода зависят только от погоды, — соглашается Мисяченко. — Если будет погода, работать будут и все составляющие бизнеса — начиная с доходов от парковки, продажи еды и напитков, аренды беседок и шезлонгов и заканчивая проведением мероприятий». В свою очередь Евгений Мясников уточняет, что помимо дохода от парковки и продажи еды и напитков существенную часть прибыли пляжа «Сан Сити» составляют заведения, которые работают независимо от погоды.

Как отмечают многие управляющие, сам пляж как таковой прибыли не приносит, но есть ряд направлений в его инфраструктуре, которые как самостоятельный бизнес можно считать прибыльными, но они не существовали бы вне пляжа. Привлекательность места повышает уровень сервиса, наличие разнообразных развлечений, аттракционов, чистоты пляжа, безопасность и комфортность пребывания на нем. Поэтому пути по привлечению потока отдыхающих все-таки есть. Но чтобы они заработали в полной мере, нужен главный стимул развития бизнеса — конкуренция. А с этим в пляжном бизнесе Новосибирска, как и во многих других российских городах, дело обстоит неважно, точнее конкуренция слаба из-за ничтожно малого числа пляжей в городах. С этим соглашаются и сами владельцы пляжей.

 «Мы прилагаем большие усилия по проведению различных вечеринок и всевозможных увеселительных и промо-мероприятий, которые также работают на увеличение потока людей, посещающих пляж, — рассказывает Игорь Мисяченко. — Также активно развиваем пляжные виды спорта, такие как пляжный футбол, волейбол, баскетбол. Традиционно проводим кубок «Неокома» по пляжным видам спорта, а также у нас проходят старт и финиш «Парусного кубка Сибири» и разного уровня городские и районные праздники». «В последние годы делаем упор на корпоративный отдых и на спорт. Построили профессио­нальное футбольное поле, открыли спорт-бар, сделали трибуны, душевые для футболистов, и продолжаем двигаться в этом направлении, — подчеркивает Михаил Пресняков. — Поясню, что не совсем правильно нас позиционировать просто как пляж, «У моря» — это, прежде всего, парк активного отдыха».

«Пляж — это не какой-то понятный и законченный объект, как, например, объект недвижимости, в который вложил десять миллионов руб­лей и, скажем, через три года их вернул и начал получать прибыль. Пляжный бизнес — это постоянное движение, динамика. Нельзя сказать, что мы вложили один миллион руб­лей в установку двух ногомойников и через год этот миллион вернули. Такого нет. Тем не менее, наш бизнес рентабельный, но не высокодоходный и в большей степени — имиджевый», — поясняет Мясников.

В то же время Игорь Мисяченко считает, что пляжный бизнес находится на грани и назвать его прибыльным, убыточным или нулевым можно только в конце каждого сезона. Если из планируемых 20-ти дней только 10 были жаркими, то для обеспечения нормальной работы парка собственных средств уже не хватит.

От чего зависит чистота

Тем не менее, какие бы услуги ни предлагались на пляже, чистый песок остается его главной визитной карточкой. А с этим у новосибирских управленцев возникают проблемы. Помимо топляка и выдувания песка основной мусор на пляже оставляют сами отдыхающие.

Несмотря на все усилия арендаторов, чистота на новосибирских пляжах оставляет желать лучшего: помимо топляка и выдувания песка основной мусор на пляже оставляют сами отдыхающие 012_expert-sibir_29-34.jpg Фото: Александр Месаркишвили
Несмотря на все усилия арендаторов, чистота на новосибирских пляжах оставляет желать лучшего: помимо топляка и выдувания песка основной мусор на пляже оставляют сами отдыхающие
Фото: Александр Месаркишвили

Владельцы всех новосибирских пляжей заверили скептически настроенного корреспондента «Эксперта-Сибирь»: уборка и чистка песка производится ежедневно. «У нас есть специальная машина для просеивания песка, и мы уделяем большое внимание чистоте песка, его регулярному просеиванию, — говорит Игорь Мисяченко. — Чисто не там, где не мусорят, а там, где убирают. Если был очень интенсивный день, например, суббота, то уборки хватает только на один день. Если наплыв посетителей не очень большой, то просеиваем в среднем два раза в неделю».

«Уборка на пляже осуществляется два раза в день — утром и вечером, — подтверждает Михаил Пресняков. — Конечно, нужно в постоянном и интенсивном режиме проводить уборку, но, к сожалению, зачастую на это нет такой финансовой возможности».

Евгений Мясников считает, что огромной проблемой чистоты в местах отдыха является российский менталитет. «Пляж рано утром и пляж в обед — это абсолютно разные вещи. Когда стоит плохая погода, приглашаю всех скептиков на пляж, там идеальный порядок. Но как только погода получше, уже через три часа становится грязно, — рассказывает директор «Сан Сити». — Есть еще нюанс — мы можем позволить себе убирать пляж либо рано утром, либо поздно вечером. Если днем будет ходить уборщик и ворошить мусор, то обязательно найдутся недовольные. Поэтому, как правило, крупный мусор убирается вечером, а рано утром мелкий мусор собирают вручную». Михаил Пресняков соглашается с коллегой и говорит, что, к сожалению, вынужден сталкиваться с тем, что некоторые горожане позволяют себе бросать мусор не в урны, которые расставлены по всему пляжу, а где придется. «Ловить пластиковые стаканчики, пока они не долетят до земли, нет возможности, и несоблюдение общих правил даже несколькими людьми создает общее впечатление неопрятности пляжа».

Однако, несмотря на все усилия, чистота на новосибирских пляжах оставляет желать лучшего. Одна из причин этого — загрязнение территории вокруг пляжей, которые, по сути, бесхозные и ни за кем не закреплены, а если и закреплены — то явно не поддерживаются в должном состоянии. Яркий тому пример — дорога на «Наутилус». Если вы пойдете на пляж с моста и будете спускаться по лестнице, придется преодолеть внушительную помойку, в которую превратилась как сама лестница, так и территория вокруг нее.

Как рассказывает Игорь Мисяченко, в случае с пляжем «Звезда» официальный, согласованный пляж, который компания открывает и несет за него ответственность, имеет длину около 350–400 метров. «Именно эту территорию мы должны привести в соответствие со стандартами и требованиями и получить решение на его открытие. При этом территория парка огромная, и береговая зона также очень протяженная и имеет длину порядка двух километров. Мы вынуждены поддерживать чистоту на всей этой территории, потому что посетители уверены, что вся эта территория — наша. Однако безопасность мы обеспечиваем именно на этих 350–400 метрах, а на остальной береговой линии стоят таблички, так же, как и на всех неофициальных пляжах Новосибирска, — «купание запрещено». Обеспечение безопасности купания в этих местах лежит на самих отдыхающих».

Выжить в зиму

Зиму новосибирские пляжи переживают по-разному. Часть из них полностью закрываются («Сан Сити», «Наутилус»), оставшиеся — пытаются заработать на снеге и морозе. «Если говорить о зимнем периоде, то в двух словах — мы просто пытаемся выжить, — улыбаясь, говорит Михаил Пресняков. — Зимой предлагаем традиционные зимние забавы — каток, горки, а также сдаем в прокат лыжи, снегоходы, еще есть зимний кайтсерфинг, — рассказывает директор парка «У моря». — Кроме этого, устраиваем традиционные народные праздники — Масленицу, проводы зимы, даже организуем крещенские купания».

«Долгое время пытались сделать из пляжа парк, и у нас это, пусть и с большим трудом, но получается, — делится своим опытом работы в зиму Игорь Мисяченко. — Зимой отдыхающие стали более активно приезжать на наши объекты, их немного, но они есть, и уже сложился клуб любителей такого отдыха. На них зимняя жизнь и держится. Стараемся привлечь людей, организуя снежные городки, елки, катание на лошадях, горки, также организовываем Масленицу, Рождество, Новый год. Но по каким-то причинам пока что не удается сделать из этого какое-то коммерческое мероприятие, прибыль отсутствует. Зиму проживаем на некотором летнем жирке, скажем так».

Пляж «Сан Сити» зимой пока не работает. «Все закрываем, разбираем, консервируем и отключаем коммуникации. Вынуждены каждый год набирать сотрудников на сезон. Осенью весь персонал распускается», — объясняет Евгений Мясников.

Каких-то глобальных изменений в предоставлении пляжных услуг участники пляжного бизнеса Новосибирска не ждут. Не тот климат. К примеру, появление на территории пляжа полноценного аквапарка или зоны с бассейнами маловероятно, потому что это просто окажется нерентабельным. Поэтому новосибирцам остается надеяться на минимальное улучшение инфраструктуры пляжей, повышение качества песка и появление интересных мероприятий. И некоторые движения в эту сторону уже наблюдаются.

К примеру, три года назад на пляже «Звезда» был реализован проект по улучшению пляжного отдыха — построена лаунж-зона, предназначенная для более комфортного отдыха. Она представляет собой своеобразные крытые террасы со всей необходимой мебелью для отдыха внутри нее. У «Сан Сити» появляются новые самобытные заведения, к примеру, в этом году открылся бар «Медуза». «Бумеранг» активнее развивается в спортивном направлении.

«Стратегия очень простая. Для каждого пляжа важно добиться непохожести и мультиформатности. И при этом улучшения сервиса. И все! Увеличивать число маленьких приятностей, за счет которых людям будет нравиться отдыхать именно здесь», — делится рецептом успеха Евгений Мясников.

У партнеров

    Реклама