Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Найти выход

2015
  • Основатель:

    Роман Автухов, Роман Купецкий

  • Сфера деятельности:

    Организация реалити-квестов

    • Стартовые вложения:

      1 млн. руб.

    • Срок окупаемости:

      3 месяца

Новосибирск, как и многие другие города России, захватила мода на квесты в реальности. Появившись в крупнейшем городе Сибири всего семь месяцев назад, этот сегмент развлекательного рынка сейчас переживает настоящий бум. Игроки множатся день ото дня, количество их уже перевалило за два десятка. Первым перспективную нишу в Новосибирске занял реалити-квест «Выход», основанный Романом Купецким и Романом Автуховым.

Реалити-квест — это своеобразное перенесение популярной компьютерной игры в реальность. Первые «живые» квесты начали создавать в Японии и Индонезии, затем к движению присоединились США, чуть позже Европа. В России этот рынок появился совсем недавно — в конце 2013 года, а в сибирских регионах и вовсе существует около полугода.

Просто повезло

«Реалити-квест — это всегда игра с разными человеческими эмоциями и пристрастиями. К примеру, никому не хочется попасться в руки маньяка, но при этом некоторые наверняка захотят ощутить адреналин, который испытываешь, спасаясь от преступника, — объясняет популярность игры один из основателей «Выхода» Роман Автухов. — Другой яркий пример — психиатрическая больница — оказаться там в реальной жизни, естественно, ни у кого желания нет, но заглянуть в этот мир, слегка приоткрыть завесу тайны и примерить на себя один из образов — почему бы и нет».

Суть реалити-квеста заключается в том, что в замкнутой локации запирается коман­да из нескольких человек, как правило, от двух до четырех, и за отведенный на игру час нужно выбраться из комнаты, решая различные головоломки, задачи, подбирая коды, используя только окружающие предметы воссозданного сюжета. При этом реалити-квесты свободны от прототипного компьютерного мира. Предлагаемые участникам сценарии гораздо разнообразнее, их разработчики стремятся воссоздать атмосферу, в которую действительно интересно попасть и на время стать ее частью.

«Изначально мы занимались организацией массовых квестов для больших компаний, часто это были корпоративные квесты, рассчитанные на несколько сотен человек, — рассказывают создатели «Выхода» Роман Купецкий и Роман Автухов. — Потом пришла идея перенести этот опыт в так называемый «комнатный» формат, в феврале задумка приняла конкретные очертания, а в мае локации были уже полностью готовы к работе».

Первые три локации (пространства для игры) — «Х-перимент», «Бункер» и «Семь Грехов» — основатели реалити-квеста «Выход» открыли в самом центре Новосибирска. Выбирая площадку, предприниматели ориентировались на то, что помещение должно быть с большой проходимостью, но при этом с относительно низкой арендной ставкой. Поэтому подвальное помещение на Вокзальной магистрали вполне подошло. «Так как изначально наша основная целевая аудитория — это студенты и офисная молодежь, то для нас важно было находиться в центральной части города, чтобы до локаций можно было легко добраться из разных точек города», — уточняет Роман Автухов.

Сегодня в Новосибирске у «Выхода» уже девять локаций. В начале февраля должны появиться еще две. За одной уже закрепилось название «Мальчишник», а другая будет создана по мотивам постапокалиптического романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033» с рабочим названием «Метро — выхода нет». Но Новосибирск — далеко не единственный город, на котором работает «Выход». Компания представлена в 16 городах, среди них пять городов СФО — Новосибирск, Красноярск, Барнаул, Кемерово, Иркутск, в ближайших планах открыть локации в Томске и Бердске. Кроме первых трех локаций, открытых в Новосибирске, остальные квесты «Выхода» развиваются по франшизе. В Новосибирске компания продала три франшизы, а в целом по стране — три десятка в 21 городе.

Магия требует правды

Как утверждают владельцы «Выхода», создание каждой локации — это всегда вызов. Нужно, чтобы игрок прочувствовал атмосферу, поверил в происходящее с ним в квесте. «Квестов, которые создают для игры псевдо-интерьер, — много, но мы считаем, что важно максимально приблизиться к реальности», — говорит Роман Автухов. К примеру, в локации «Бункер», по словам предпринимателей, стоит настоящая армейская кровать и действующий радар. «Порой нам приходится обходить блошиные рынки, чтобы найти вещи, которые действительно соответствуют тому или иному времени, или атмосфере, которую мы пытаемся воссоз­дать, — рассказывает Роман Купецкий. — Примерно две недели назад мы открыли локацию «Чернокнижник», это опять же для нас новый вызов — суметь воплотить мир магии и колдунов очень сложно, потому что магию нельзя сделать дешево, люди просто не поверят».

Как правило, локации создаются усилиями двух команд профессионалов — авторами, которые пишут сюжет, и специалистами по электронике. «Сюжет придумать не так сложно, гораздо труднее вписать в него загадки, а еще сложнее — снабдить локацию необходимой электроникой, — поясняет Роман Автухов. — Электроника — наша отдельная гордость, так как ничего в процессе прохождения квеста не управляется с пульта, — продолжает рассказ предприниматель. — Мы не можем за участника игры открыть ни одну дверь, мы можем только подсказать, что нужно сделать, чтобы она открылась». Сценарии локаций бывают линейные и нелинейные, но все они сюжетные. Линейные — предлагают игрокам найти выход через последовательность определенных действий, нелинейные же квесты можно разбирать с разных сторон, сначала решить одну задачу, потом другую, и на общий ход локации это никак не повлияет.

Как только сценарий написан и придуманы загадки, к процессу подключаются электронщики. Они, к примеру, думают над тем, как сделать так, чтобы открылась нужная дверь, в определенный момент начала дымиться книга, а свет включался или гас исключительно после определенной комбинации действий.

Конкурентный перебор

Всего в Новосибирске чуть больше 20 реалити-квестов, в целом по СФО их число приближается к 60. О планах запуска в Новосибирске четырех квестов недавно объявила федеральная компания «Клаустрофобия». По мнению владельцев «Выхода», рынок квестов в Новосибирске перенасыщен, при этом качество проектов оставляет желать лучшего. «Многие подумали, что создать квест очень просто: взял помещение, каких-нибудь загадок туда нашпиговал — и все, люди пойдут, — сетует Купецкий.— На деле это чуть сложнее, это тот бизнес, который требует постоянного участия. Нужно ремонтировать локации, пополнять фонд дубликатов вещей, которые там используются».

Выдержать конкуренцию, по мнению основателей «Выхода», можно только одним способом — не снижать качество услуги, в том числе при открытии новых локаций. Предприниматели уверены, что в самое ближайшее время количество квестов на рынке Новосибирска перейдет в качество и слабые игроки уйдут.

При этом бизнесмены делают акцент на том, что на российском рынке реалити-квестов есть своеобразный феномен городов — в Новосибирске интерес к «живым» квестам гораздо выше, чем в других городах, к примеру, в том же Екатеринбурге. Приходится тратить больше ресурсов на продвижение развлекательной услуги. Основными же каналами продвижения в Новосибирске собственники «Выхода» называют социальные сети и «сарафанное радио». Развлечение направлено на молодых людей, которые охотно делятся с друзьями своими впечатлениями от разгадывания загадок реалити-квеста.

Калькулятор

В строительство первых трех локаций в Новосибирске создатели «Выхода» инвестировали около 1 млн руб­лей собственных средств, средняя стоимость одной локации — 300–350 тыс. руб­лей. Основные статьи расходов — аренда (100 тыс. руб­лей в месяц) и ремонт помещения. Артефакты и элементы интерьера, создающие эффект достоверности происходящего, в общих расходах составили порядка 20%. По словам предпринимателей, срок окупаемости проекта сократился с запланированного полугода до трех месяцев. Однако длительность жизни локации может оказаться короткой в силу технических причин, поэтому приходится вкладывать дополнительные средства в «реабилитацию» квеста, а также на его техническое совершенствование.

Средняя стоимость игры 2–2,5 тыс. руб­лей. В день проводят до 10–12 игр. Ежемесячно три локации приносят собственникам порядка 1,5 млн руб­лей. «В среднем мощность локаций используется на 80 процентов, — уточняет Роман Купецкий. — При этом ниже 70 процентов заполняемость не бывает». Предприниматели уточняют, что поток клиентов все еще увеличивается. Если сначала квесты интересовали в основном молодежь в среднем от 17 до 25 лет, то сейчас аудитория расширилась, и нередко играть приходят семьями.

Планы

В ближайших планах «Выхода» — развивать квесты на московском рынке, первое открытие уже состоялось 29 января. Столичная конкуренция владельцев бизнеса не пугает. Также планируется экспансия в Казахстан и Беларусь. Кроме этого, компания намерена продолжить заходить на рынки российских городов по обе стороны Урала.

В Новосибирске собственники «Выхода» собираются открыть несколько детских локаций. Ориентировочно это случится к весенним каникулам школьников. «Детские локации сложно создать, потому что детей очень трудно обмануть, — отмечает Роман Купецкий. — Если ребенок зайдет в локацию и поймет, что там не «Алиса в Стране чудес», как ему было обещано, то он тут же потеряет интерес к этому квесту. Это своеобразный вызов, мы должны стать для ребенка интереснее iPhone».

«Эксперт Сибирь» №29-34 (458)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама