Сыграть на мечте

Русский бизнес
Москва, 13.07.2015
«Эксперт Сибирь» №29-34 (458)

«Если бы мне пять лет назад кто-то сказал, что я открою школу по игре на музыкальных инструментах, я бы как минимум не поверил!» — с улыбкой восклицает основатель и собственник частной новосибирской музыкальной школы «Маэстро» Александр Селиверстов.

Новосибирский рынок услуг по обучению вокалу и игре на музыкальных инструментах очень молод. В городе работают около четырех частных музыкальных школ с разнообразным количеством дисциплин, причем практически все они открыты по франшизе. В то же время небольших студий, где в частном порядке и на дому обучают, как правило, только вокалу, в столице Сибири — много, однако эти кружки по интересам следует отнести к отдельному, более узкому сегменту «музыкального» бизнеса.

Из радио в музыку

«Профессио­нального музыкального образования у меня нет, — рассказывает Александр Селиверстов. — Однако с музыкой меня связывает многое. Я учился в школе с эстетическим развитием, и там, помимо общеобразовательных предметов, в программе были и музыкальные дисциплины. Так что «отношения» с музыкой начались у меня еще в детстве, и расстаться с ней я не смог по сей день, хотя и пытался — искал себя в сферах, не связанных с музыкой». В 18 лет Александр Селиверстов пришел на радио ведущим развлекательных программ. Затем был выпускающим редактором новостей, музыкальным редактором и программным директором трех радиостанций. «После радио был период поиска, в бизнес пришел не сразу, но началось все с тренингов «Бизнес Молодости», знакомый посоветовал, — вспоминает Александр Селиверстов. — Сразу оговорюсь, что я не проходил всю программу, а просто ознакомился с некоторыми семинарами. Тем не менее, нужно признать, что они заряжают определенной энергией — так сказать, «дают пинок по нужной точке». Но при этом и снабжают неплохими знаниями в области маркетинга».

Желание создать что-то «свое», по словам основателя музыкальной школы, у него появилось давно, но конкретных очертаний бизнес-идея не спешила приобретать. Однако вскоре карты легли сами собой — и понимание пришло. «Стало понятно, что мне интереснее всего работать с творческими коллективами, при этом связанными с музыкой, — говорит Александр. — Но к формату музыкальной школы я пришел еще и потому, что моя супруга Ксения Ушакова — первая флейта Новосибирского академического симфонического оркестра. До этого долгое время она работала в муниципальной музыкальной школе в Санкт-Петербурге. Так и родился формат. Естественно, что впоследствии жена стала одним из первых преподавателей школы».

Трудности изоляции

Самое трудное, как рассказывает основатель школы, было найти подходящее помещение, именно с этим возникли сложности. «С одной стороны, было нужно помещение с очень хорошей звукоизоляцией. Как показывает практика, должным образом ее все равно не сделаешь, к тому же нужно было найти владельцев недвижимости, которые к музыке относились бы лояльно», — объясняет предприниматель.

Поиск помещения занял около 2,5 месяцев. Несмотря на то, что к этой работе были подключены агентства недвижимости, площади под школу Александр нашел самостоятельно, просто изучив рынок. Изначально школа занимала 60 кв. метров в крыле частного купеческого особняка, но в конце прошлого года стало понятно, что существующих кабинетов уже недостаточно, учеников стало слишком много, и школу расширили до 100 квадратов. Помимо сложностей с поиском помещения бизнесмен столкнулся с тем, что из-за кризиса в конце прошлого года на 50–70 процентов подорожала вся техника — музыкальные инструменты, колонки, пульты, микрофоны и так далее.

А «Мурку» можешь?

Школа «Маэстро» открылась в конце 2013 года. Сегодня коллектив музыкальной школы насчитывает 30 человек. Все преподаватели — действующие музыканты, профессио­нальные артисты, лауреаты различных конкурсов. Возраст педагогов в образовательном учреждении — от 20 до 62 лет. «Когда открывались, была идея набрать исключительно самых матерых музыкантов, но на практике оказалось, что тот, кто здорово играет — не всегда хорошо объясняет. Поэтому дело не в возрасте, а в том, насколько хорошо потенциальный преподаватель знает материал и насколько доступно его может преподносить. К примеру, в школе есть молодая девушка-преподаватель, которая только оканчивает музыкальный колледж. Сначала я не верил, что она может чему-то научить, но при встрече поразился тому, как легко и доступно она может преподнести учебный материал. Спустя три месяца после начала работы в школе одна из ее учениц стала лауреатом областного конкурса вокалистов», — с гордостью рассказывает основатель школы.

 027_expert-sibir_29-34.jpg

Тем не менее, в музыкальной «альма-матер» действуют четкие критерии отбора преподавателей, иногда, по словам Александра, с некоторыми из них приходится расставаться. Как правило, это происходит по двум причинам — нарушение дисциплины и нехватка профессио­нальных компетенций. Второе, как правило, выясняется в течение одной недели. Кроме того, школа проводит отчетные концерты в популярных новосибирских заведениях, принимает участие в областных и городских мероприятиях, всероссийских и международных конкурсах, где необходимо демонстрировать реальные результаты и достижения не только педагогов, но и учеников.

Научи меня

Сейчас в музыкальной школе действует больше десятка дисциплин, самые популярные из них — вокал, уроки игры на гитаре, фортепиано, барабанах, флейте, скрипке, саксофоне. В стенах «Маэстро» занимается 150 человек. Ученики, как правило, объясняют свой интерес к школе тем, что давно мечтали научиться петь или играть на инструментах.

Детей в частную школу чаще приводят потому, что у них пропал интерес или желание ходить в муниципальную музшколу. Другая причина — юных дарований не берут в городские школы, потому что они либо еще не достигли минимального для приема возраста, либо уже «переросли» его. Бывает и такое, что в «Маэстро» ходят заниматься учащиеся муниципальных учреждений для того, чтобы «подтянуть» специальность, подготовиться к поступлению в музыкальный колледж или даже консерваторию.

Если говорить о возрастном цензе, то самому юному посетителю — чуть больше трех лет, самому взрослому — немного за 60. Один из самых узнаваемых воспитанников музыкальной школы «Маэстро» — четырехлетний финалист телевизионного шоу первого канала «Минута Славы», юный барабанщик Леня Шиловский.

В процентном соотношении школу посещают примерно 55% детей и 45% — взрослых. По половому признаку — примерно поровну. Некоторые дисциплины предпочитают больше женщины, чем мужчины. К примеру, если говорить про уроки вокала, то их в равной степени посещают как взрослые, так и дети. Казалось бы, на этих занятиях должно быть больше девушек, но нет, мужчин и женщин примерно поровну. А вот на уроки гитары ходит больше детей и мужчин. «Еще интересная статистика выявилась, когда мы открывали класс ударных инструментов. Я предполагал, что интерес к этому больше проявят брутальные мужчины, а получилось, что барабаны пришлись по вкусу хрупким девушкам», — увлеченно рассказывает Александр Селиверстов.

 «Научиться играть на музыкальном инструменте можно действительно в любом возрасте. К примеру, достичь сносного уровня игры на саксофоне, то есть исполнять популярные мелодии, можно примерно за месяц, конечно, при этом большое значение имеет желание научиться и периодичность уроков, — рассказывает преподаватель школы «Маэстро» и саксофонист эстрадного оркестра Новосибирского цирка Артем Сыровацкий. — При этом не важно, есть ли у вас базовое музыкальное образование, или вы начинаете играть с нуля, просто будут разные подходы к преподаванию».

Калькулятор

Объем инвестиций в проект на старте составил 1 млн руб­лей, из которых собственные средства предпринимателя — 600 тысяч. «Если считать общую сумму вложений за время существования школы, то это порядка двух миллионов руб­лей, — говорит Александр Селиверстов. — Технику и аппаратуру приходится периодически обновлять и совершенствовать, к примеру, ударная установка — очень дорогой инструмент, только одна тарелка может стоить 25 тысяч руб­лей».

Порядка 25% изначально вложенных средств ушло на ремонт помещения, затраты на рекламу — около 35%, остальное — закупка инструментов, оборудования и аренда помещения за два месяца.

Одно шестидесятиминутное занятие стоит от 315 до 650 руб­лей, в зависимости от того, индивидуальный это урок или групповой, а также от времени посещения и типа абонемента. Сейчас школу посещает около 150 учеников, при этом ее потенциал составляет 220 человек. В школе преподают: фортепиано, синтезатор, флейту, блок-флейту, гитару, бас-гитару, электрогитару, экзотическую гавайскую укулеле, саксофон, трубу, тромбон, баян, аккордеон, гармонь, ударные инструменты, скрипку, виолончель и нотную грамоту.

Денежный оборот бизнеса составляет около миллиона руб­лей, рентабельность — 15–20%. По словам Александра Селиверстова, основная часть расходов приходится на аренду, обновление музыкальных инструментов, рекламу и заработную плату педагогов, которая значительно больше, чем в муниципальных образовательных учреждениях (от 15 до 45 тысяч руб­лей в зависимости от количества занятий). Прибыль школы составляет от 80 до 200 тысяч руб­лей в месяц.

Планы

В ближайшее время «Маэстро» планирует открыть филиал на левом берегу Новосибирска. В конце прошлого года в школе были запущены два новых направления — техника речи и кабинет логопеда-дефектолога. Таким образом, с голосом в «Маэстро» работают сразу по нескольким направлениям, и планируют их и дальше развивать. «Недавно мы столкнулись с тем, что в школу стали приводить особенных детей. К примеру, относительно недавно к нам начала ходить девочка, которая совсем не разговаривала, — рассказывает Александр Селиверстов. — Но, несмотря на то, что педагоги не рассчитывали на сверхрезультат, он превзошел все ожидания. Девочка сначала стала говорить, потом петь, а в этом году пошла в обще­образовательную школу».

У партнеров

    Реклама