С чистого листа

Русский бизнес
Москва, 07.09.2015
«Эксперт Сибирь» №37-38 (461)

Три года назад студенты архитектурного факультета Иван Герасимов и Лидия Петренко поняли, что в канцелярских магазинах Красноярска нет изделий, которые бы им нравились и подходили для работы. Решение этой проблемы пришло неожиданно, как признается Иван, «выросло из собственных потребностей» — нужно производить свои тетради, блокноты и альбомы для рисования. Бренд получил настоящее сибирское название — «Таежная мануфактура». Минималистичный дизайн, качественная бумага и разнообразие форматов помогают продуктам «Мануфактуры» выделяться на полках книжных магазинов, концепт-сторов и дизайнерских лавках во многих городах России.

Первые покупатели

По словам Ивана Герасимова, проект «Таежная мануфактура» появился банально, как и многие другие бизнесы в стране, — не удалось найти на рынке то, что удовлетворяло бы потребностям будущих предпринимателей. «Сначала мы сделали несколько блокнотов для себя, можно сказать, были первыми своими покупателями. Но потом поняли, что продукт можно выставить на продажу. В октябре нашему бизнесу будет три года, — улыбается бизнесмен. — Мы начинали очень просто: купили минимальный комплект оборудования, материалы, сделали 100 блокнотов и тетрадей, насколько позволяла техника, и предложили их продать одному магазину». Конечно, запуск стартапа не обошелся без сложностей: так как «Таежная мануфактура» создавалась спонтанно, у Петренко и Герасимова не было бизнес-плана, все шаги предприниматели делали интуитивно. «Как только появился первый серьезный заказчик, нам пришлось создавать юридическое лицо и открывать счет. В связи с этим и появились первые сложности: бухгалтерия, делопроизводство и юридические тонкости. Также пришлось знакомиться с такими понятиями, как ценообразование, рентабельность, стоимость работ. Не с первого раза мы смогли грамотно установить цены на продукцию, в особенности создать выгодные условия для магазинов. В этом смысле наш процесс обучения бизнесу продолжается до сих пор», — рассказывает Лидия Петренко.

Рынок канцелярских принадлежностей предприниматели не исследовали — по их мнению, анализ был неактуален, потому что портрет целевой аудитории сформировался сразу. «Сегодня мы выделяем две категории наших покупателей. Первая — люди, которые используют наш продукт для рисования — дизайнеры, архитекторы, художники; вторая — представители бизнес-сообществ, которые используют нашу продукцию сами и дарят в качестве корпоративных сувениров», — рассуждает Герасимов и добавляет: — Сейчас появляется третья аудитория — люди, которые ценят качество, эстетику, которые понимают, из чего складывается себестоимость продукта и почему у него такая розничная цена, и готовы платить за это».

По данным предпринимателей, в России насчитывается около 50 марок, аналогичных «Таежной мануфактуре», но красноярский бренд «выделяется соотношением «цена-качество». «Мы используем качественные материалы, и за счет того, что у нас собственное производство, можем делать довольно низкую наценку», — объясняет Иван Герасимов. Он признается, что за все три года бизнес не пришлось рекламировать (за исключением предоставления спонсорских призов на нескольких мероприятиях). «Наверное, то, что мы никак не занимаемся маркетингом, — наш единственный недостаток. Отчасти мы в нем и не нуждаемся, с другой стороны — на это не хватает рук и времени. Постепенно мы учимся этому, пытаемся понять, какие каналы продвижения будут работать, но так как продукт все же не массовый, его достаточно сложно продвигать. Единственное, мы заметили, что количество подписчиков в соцсетях или посетителей сайта никак не влияют на объем продаж», — говорит Иван.

Капризные материалы

В базовую линейку товаров «Таежной мануфактуры» входит серия тетрадей и ежедневников «Затеси» — продукты без логотипа на обложке, чтобы в процессе работы человека ничего не отвлекало. «Если альбом — это инструмент, то художник должен выражать через него себя. Для бизнеса эта серия удобна тем, что она абсолютно «чистая», на нее можно нанести любой логотип, персонализировать», — поясняет Иван. Именно эта серия, по его наблюдениям, пользуется наибольшей популярностью.

Дизайн каждой модели блокнотов, тетрадей или альбомов предприниматели разрабатывают сами, к услугам дизайнеров не прибегают. Однако в ближайшее время в проект планируется привлечь иллюстраторов и в итоге разработать серию товаров с работами молодых художников на обложках. «Мы отдаем предпочтение именно местным художникам, потому что им сложнее пробиваться к зрителю, рассказывать о своем искусстве. Мы хотим им помочь», — объясняет Иван Герасимов.

Процесс производства серии блокнотов (от 100 штук) занимает 72 часа, бумага — очень капризна. Сначала материал раскраивается, потом делается листоподборка и предварительная обработка обложек, следом — сшивка, опрессовка, обрезка и упаковка. Соотношение машинного и ручного труда на производстве — 50 на 50%. «Нашу продукцию часто называют хенд-мейдом, но мы от этого открещиваемся, потому что производство хоть и небольшое, но серийное. Техника помогает выдерживать стабильный уровень качества», — говорит Лидия Петренко. В месяц в «Таежной мануфактуре» производят до тысячи единиц продукции, но все зависит от того, какой запас изделий в магазинах-партнерах, есть ли заказы от корпоративных клиентов. «В этом смысле мы не похожи на большой завод, у которого есть постоянное производство. Но при этом мы можем выдавать несколько тысяч единиц продукции, а иногда и не работать весь месяц», — уверяет Герасимов.

В «Таежной мануфактуре» используется стандартное полиграфическое оборудование: печатная и раскройная машины, пресс. Постоянно на производстве работают два человека — сами основатели, но когда объем работы большой, нанимают помощников.

Отказались от импорта

Материалы — бумагу и всю необходимую фурнитуру — предприниматели закупают в Европе и России. По признанию Ивана Герасимова, «Таежную мануфактуру» часто укоряют в том, что сибирская марка использует импортную бумагу. «Хотя как раз сейчас мы постепенно переходим на отечественную продукцию, к тому же зарубежные материалы подорожали. Но переходим мы не из-за цен, а потому что наконец нашли российского поставщика качественной бумаги и нам удалось договориться о поставках небольшого количества материала. Обычно российские целлюлозно-бумажные комбинаты отгружают продукцию колоссальными объемами — вагонами, тоннами. Невозможно использовать исключительно отечественное сырье. Если говорить о дистрибьюторах, с которыми мы работаем, то это исключительно российские компании», — объясняет сложности бизнеса Герасимов.

По его словам, главная особенность бумаги, которую используют в «Таежной мануфактуре», — тактильные ощущения. «Базовая линейка делается из хлопковой бумаги, если ее потрогать, то это нечто среднее между бумагой и тканью», — рассказывает основатель бизнеса.

Сегодня сибирская продукция реализуется через магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Самаре, Новосибирске, Барнауле и Красноярске. Согласно подсчетам, 90% продаж приходится на оффлайн (магазины, ярмарки), 10% — на онлайн-заказы.

Ежегодно в компании отмечают рост на 30%. «Я связываю это с увеличением количества точек продаж. Нам нравится работать с книжными магазинами, но нам нравятся и магазины с более сложными форматами: концепт-сторы, лавки дизайнерских вещей», — говорит Иван Герасимов.

Калькулятор

Стартовые инвестиции в проект Иван оценивает в пять тысяч долларов — порядка 150 тыс. руб­лей по курсу 2012 года. На открытие бизнеса хватило собственных сбережений, предпринимателям удалось обойтись без займов. Средства пошли на покупку оборудования и первоначальный закуп материала, однако окупились они в течение месяца — на начало бизнеса уже был большой заказ. Однако за все время существования «Таежной мануфактуры» основной статьей расходов остается тестирование новых материалов. Постоянно в производство приходится реинвестировать — ежеквартально порядка 20–30% прибыли тратится на усовершенствование оборудования и материалы. Маржинальность проекта — около 20%.

«Таежная мануфактура» арендует помещение на мансардном этаже гостиницы «Огни Енисея» в центре Красноярска, площадь 50 кв. метров обходится предпринимателям в 650 руб­лей за «квадрат».

Коридор цен — от 150 руб­лей (маленький блокнот серии «Затеси») до двух тысяч руб­лей (большой альбом для рисования с акварельной бумагой из серии «Масштаб» или ежедневник в кожаной обложке).

Планы

В ближайшее время Иван Герасимов и Лидия Петренко планируют оптимизировать производство и повысить его эффективность — снизить количество брака, усовершенствовать логистику, снизить расходы на все передвижения материала и увеличить процент работы напрямую с заводами-производителями материалов. Также в планах увеличить количество точек продаж в городах, где «Таежная мануфактура» уже представлена. «Я бы хотел, чтобы наша продукция была более популярна в нашем родном регионе, поэтому планируем появиться в небольших городах Красноярского края. Если мы говорим, что мы «Таежная мануфактура», сибирская марка, то хотелось бы нарастить свое присутствие именно здесь», — подытожил Иван Герасимов.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №37-38 (461) 7 сентября 2015
    Верной дорогой
    Содержание:
    Творить и зарабатывать

    Туристический бизнес в России получил шанс стать заметной отраслью в экономике. Идеи есть. Нужны грамотные инвесторы, правильные стратегии и разумные модели регулирования отрасли со стороны государства

    Реклама