Наследники побед

Машиностроение Сибири
Москва, 05.10.2015
«Эксперт Сибирь» №41-42 (463)
Политика импортозамещения во многом затронет и машиностроительный комплекс Сибири и, возможно, даст свои результаты быстро и эффективно. Такое у нас редко, но случается

Преобладание в машиностроительной промышленности предприятий оборонного комплекса — одна из особенностей Сибирского региона. Этот феномен во многом предопределяет облик машиностроительного комплекса Сибири, тенденции и характер его развития и экономического стимулирования.

Конечно, во многом такая военно-промышленная структура — достаточно вскользь оценить рейтинг 50 крупнейших машиностроительных компаний Сибири в 2014 году (таблица 1) — следствие формирования машиностроительной отрасли на базе предприятий, эвакуированных в Сибирь во время Великой Отечественной войны. Более того, во время последующего периода непростых политических отношений нашей страны с западными державами эти предприятия достигли максимальных показателей производственно-технологической базы.

О трансформации

Трансформация промышленного комплекса в период после распада СССР происходила неравномерно. Этот исторический этап практически сломал связанный в единое целое машиностроительный комплекс как развитой советской эпохи, так и постперестроечного периода. Однако те отрасли, которые были ориентированы на мировые рынки, — нефтяная и газодобывающая отрасль, металлургический и химический комплекс и ряд других — смогли достаточно быстро восстановиться. Они смогли интегрироваться в мировую экономическую систему, привлечь капиталы для инвестиционной деятельности, внедрять современные технологии и стандарты управления. В свою очередь предприятия таких отраслей, как машиностроение, лесной и деревообрабатывающий комплексы, ориентированные на внутренний рынок (то есть на инвестиционный спрос), пережили многократное падение объемов производства, банкротства и ликвидацию производств. Они оказались неспособны конкурировать с зарубежной продукцией по качеству и противостоять глобальному западному маркетингу. Проблемы с реализацией продукции, с технологическим обновлением, с государственными заказами, с дефицитом оборотных средств коснулись каждого предприятия отрасли.

Сегодня важным компонентом промышленной политики в стране в отраслях со значительным государственным участием (это фактически весь оборонно-промышленный комплекс) стало создание интегрированных структур под государственным контролем для концентрации господдержки на приоритетных направлениях. Как результат появились ГК «Ростехнологии», «Объединенная авиационная корпорация», «Алмаз-Антей» и так далее. Поэтому и в представленном рейтинге более половины предприятий относятся к холдинговым структурам — «Ростехнологии», «Уралвагонзавод», «Вертолеты России»…

О предприятиях-аутсайдерах

Ну что же в целом? Пятьдесят машиностроительных предприятий, включенных в рейтинг, в 2014 году показали незначительный прирост объемов реализации — 2,75%, до 268 млрд рублей. Отрицательную динамику, повлиявшую на общие результаты рейтинга, показали такие компании, как «Алтайвагон» (–18,2%), «Иркутсккабель» (–8,2%), Новосибирский стрелочный завод (–8,1%), НПО «Элсиб» (–39,1%) и еще пятнадцать предприятий.

«Алтайвагон» более чем на треть сократил производство вагонов — до 5,47 тысяч — из-за снижения спроса на российском рынке и рынках стран ближнего зарубежья. Снижение объемов производства Новосибирским стрелочным заводом объясняется перераспределением заказов основного потребителя продукции — Российских железных дорог — на Керченский стрелочный завод.

Новосибирский завод энергетического машиностроения «Элсиб» получил выручку в объеме 2,44 млрд рублей, что на 1,57 млрд рублей меньше, чем годом ранее. Эта ситуация во многом обусловлена  «высокой» базой выручки в 2013 году, когда были проданы покупные (а не произведенные самим заводом) комплектующие для турбогенераторов (на сумму 1,14 млрд рублей) и турбины.

Из рейтинга «выпали», казалось бы, устойчиво развивающиеся предприятия, чья выручка ранее превышала 1 млрд рублей, такие как «Сибэлектропривод».

О новой программе

Самый новый стратегический документ, касающийся перспектив развития машиностроительной отрасли России, а с ней, очевидно, и сибирского региона, утвержден Правительством РФ в начале 2013 года. Это федеральная госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года», содержащая подпрограммы, относящиеся к машиностроительному сектору. Их шесть — сельхозмашиностроение, машиностроение специализированных производств (речь идет о строительно-дорожной и коммунальной технике, а также пожарной, аэродромной и лесной), оборонно-промышленный комплекс, транспортное машиностроение и станкостроительная промышленность, тяжелое машиностроение и, наконец, силовая электротехника и энергетическое машиностроение.

Оборонно-промышленный комплекс — самый капиталоемкий по инвестициям и требующий стимулирования со стороны государства. Военная промышленность является многопрофильной отраслью, диверсифицированной по видам выпускаемых вооружений, военной и специальной техники, в структуре производства которой определенную долю может составлять продукция гражданского назначения. Например, на «Алтайском приборостроительном заводе «Ротор» чуть более 20% от объема реализации занимают товары народного потребления и медицинской техники, в то время как предприятие специализируется на серийном производстве навигационных комплексов, гироскопических приборов и систем. Схожую структуру производства специальной (средства связи) и конверсионной техники (оборудования для пищевой промышленности, инкубаторы, пластмассовое производство) имеет Омское ПО «Иртыш». Однако такие компании как Новосибирский завод им. Коминтерна, НИИ электронных приборов, «Информационные спутниковые системы» производят исключительно военно-техническую и специальную продукцию.

Тяжелое машиностроение — базовая отрасль российской промышленности, которая обеспечивает функционирование ключевых отраслей экономики России, способствующих экономической безо­пасности страны. Предприятия этой отрасли не только производят машины и оборудование для добычи и переработки полезных ископаемых, металлургии и других индустрий, но и являются крупнейшими потребителями производимой на внутреннем рынке металлопродукции, высокотехнологичных материалов и комплектующих, товаров химической промышленности.

В Сибири тяжелое машиностроение представлено, возможно, не настолько обширно, как на Урале или в центральной части страны, но в рейтинг по объему реализации оказались включенными Юргинский машиностроительный завод (1,6 млрд рублей в 2014 году), Иркутский завод тяжелого машиностроения (1,41 млрд), сервисный центр шахтного оборудования в Прокопьевске — «Джой Глобал» (949,5 млн рублей). В этом сегменте машиностроители испытывают конкурентное давление как со стороны традиционных отечественных поставщиков, так и производителей развивающихся стран, прежде всего, из Китая. По основным видам продукции тяжелого машиностроения по-прежнему наблюдается рост доли импортной, прежде всего, азиатской, продукции на внутреннем рынке. Соотношение импорта и экспорта по некоторым видам металлургического и горного оборудования составляет от трех до 12 раз. Объясняется это недостаточным количеством современных отечественных технологически освоенных конкурентоспособных разработок.

В свою очередь, системная проблема транспортного машиностроения заключается в дисбалансе между потребностью железнодорожного транспорта в современном подвижном составе и производственными возможностями предприятий, а также техническим уровнем выпускаемой продукции.

О будущем

В машиностроительном комплексе остаются проблемы и с дефицитом инженерно-технического персонала, и с переоснащением технологической базы, и с качественным управлением производственными процессами на местах, и с сильным давлением импортной технически сложной продукции. Остается надеяться, что проводимая в стране политика импортозамещения даст свои результаты. Министерство промышленности и торговли рассматривает возможность введения стимулирующих инструментов развития машиностроения: приоритет отечественной продукции в государственных и муниципальных закупках, повышение ввозных пошлин на импортные компоненты для сельхозмашиностроения, на грузовой подвижной состав, освобождение станкостроителей от уплаты НДС при приобретении оборудования, субсидирование кредитных ставок на техническое перевооружение. Несмотря на ограниченность и неполноту предлагаемых мер, положительный результат может быть быстрым. Такое у нас редко, но случается.

Аналитический центр «Эксперт–Сибирь»

Динамика выручки крупнейших машиностроительных компаний в регионах Сибири в 2013-2014 году
Динамика выручки крупнейших машиностроительных компаний в регионах Сибири в 2013-2014 году
50 крупнейших машиностроительных компаний Сибири (по объемам реализации в 2014 году)
10 наиболее динамичных машиностроительных компаний Сибири
10 наиболее прибыльных машиностроительных компаний Сибири

У партнеров

    Реклама