«Потенциал — сто ресторанов»

Русский бизнес
Москва, 05.10.2015
«Эксперт Сибирь» №41-42 (463)
Президент компании McDonald’s в России Хамзат Хасбулатов — об особенностях развития сети по франшизе, экспансии в Сибирь и поставщиках продукции

На протяжении последних двух лет McDonald’s неоднократно заявлял о готовности развиваться в Сибири по системе франчайзинга. Наконец 16 сентября в Новокузнецке открылся первый ресторан по франшизе. Партнером мировой сети стало ООО «ГиД», принадлежащее председателю совета директоров ОАО «Инрусинвест», члену совета директоров АО «НефтеХимСервис» Александру Говору. По условиям договора концессии «ГиД» обязан за пять лет открыть не менее 20 ресторанов. В это число входят и рестораны, ранее открытые в Новосибирске. Начнется экспансия с пяти регионов Западной Сибири — Кемеровской, Томской и Новосибирской областей, Алтайского края и Республики Алтай.

Президент компании McDonald’s в России Хамзат Хасбулатов рассказал в интервью «Эксперту-Сибирь» о планах компании по развитию в 2015 году, дальнейшей франчайзинговой экспансии сети в Сибирь и о том, почему сейчас невозможно закупать всю продукцию для российских ресторанов McDonald’s отечественных поставщиков.

Про франшизу

— Хамзат Хамидович, много ли претендентов было на покупку франшизы?

— Предложения о сотрудничестве мы начали получать еще лет десять назад. Три–четыре года назад мы решили, что настало время развиваться в регионах на основе создания франчайзингового партнерства. Все это время шел процесс выбора франчайзи. Проводили многочисленные собеседования, интервью, изучали ресурсы, которыми обладают претенденты, их возможности, а также то, насколько потенциальные партнеры способны успешно вписаться в нашу систему. Ключевых претендентов было несколько десятков. Окончательное решение приняли в середине 2014 года. Развитием сети McDonald’s в Сибири займется Александр Говор.

— Какими критериями руководствовались, определяя франчайзингового партнера?

— Деловая репутация, наличие достаточных финансовых ресурсов, желание создать долгое и фундаментальное партнерство с нашим брендом, уверенность в том, что обязательства соглашения будут выполняться в оговоренные сроки. Это основные показатели. И, конечно, очень важна уверенность в том, что партнер будет поддерживать концепцию и стандарты, которые установлены корпорацией McDonald’s.

— Франчайзинговая модель развития типична для McDonald’s?

— В корпорации McDonald’s более 80 процентов ресторанов находится в управлении франчайзи. И Россия не стала исключением. Очень важной задачей, которую нужно было решить перед тем, как начать развиваться по франшизе, — выстроить надежную систему поставщиков и быть уверенными в прочной юридической базе. Также важно было сформировать команду менеджеров для успешной экспансии в регионы.

В Сибири мы уже активно развивались, и франчайзинг стал естественным продолжением этого процесса. К тому же именно в сибирских регионах McDonald’s в ближайшие годы планирует развиваться более активно.

— Можно говорить о том, что Сибирь выбрана для развития франшизы еще и потому, что отсюда удобнее развивать сеть дальше на восток?

— Да, в том числе. Когда открывали рестораны в Новосибирске, мы уже знали, что они перейдут в управление партнера. Мы просто не хотели останавливать процесс развития. Сейчас у нас семь ресторанов в СФО, но потенциал региона — от 50 до 100 заведений в долгосрочной перспективе. Наш партнер в первую очередь займется развитием в Новосибирской, Кемеровской, Томской областях, Алтайском крае и Республике Алтай. На этой территории живут около 10 миллионов человек. При этом не исключено, что и в других регионах Сибири в скором времени появятся наши рестораны, и здесь много зависит от нашего франчайзингового партнера.

— Что следует понимать под долгосрочной перспективой?

— По существующему франчайзинговому соглашению, заключенному на 20 лет, за первые пять лет должно быть открыто не менее двадцати новых ресторанов. Но я знаю, что у Александра Говора есть интерес открыть больше ресторанов и за более короткий срок.

— Я правильно понимаю, что все налоговые поступления от уже открытых ресторанов теперь будут уходить в Новокузнецк?

— Да, франчайзинговый партнер имел полное право зарегистрировать юрлицо там, где он считает необходимым. При этом главный офис и управляющий персонал будет находиться в Новосибирске. Именно этот город будет столицей развития McDonald’s в Сибири.

— Планируете ли в ближайшее время продажу еще одной франшизы?

— Да, такие планы есть, но пока я не могу сказать, в каких именно городах появятся рестораны по второй региональной франшизе. Для нас это не самоцель. Будем находить хороших, профессиональных кандидатов, которые смогли бы стать эффективными франчайзинговыми партнерами — будем и заключать такие соглашения.

Про поставщиков

— Если говорить о системе поставщиков, есть ли вероятность, что локальные производители станут партнерами ваших основных поставщиков?

— У нас создана большая национальная система поставщиков, их производства размещены по всей стране. Местные производители, конечно, могут стать нашими партнерами. Некоторые из основных поставщиков работают с региональными производствами и фермерами. Естественно, что основные требования к производителям — качественное сырье, надежность и конкурентоспособная цена. Будет ли происходить подбор местных поставщиков в сибирских регионах, сказать пока не могу, но, по крайней мере, в этом есть наш интерес.

— Компания McDonald’s в России в последнее время часто говорит о том, что 85 процентов продукции компания закупает у российских поставщиков, но при этом картофель поставляет Польша. Неужели в России нет поставщиков картофеля?

— Это одна из основных задач, которую нам необходимо решить.

— В чем проблема?

— Построить завод по переработке картофеля — не самая сложная задача. Необходимо создать систему, при которой мы могли бы выращивать продукцию нужного нам качества и количества.

 — Но пока дешевле закупать импортный картофель…

— Да, сегодня проще и дешевле закупать за рубежом. Но я уверен, что локализация позволит максимально обезопасить бизнес в долгосрочном плане.

— Сколько лет потребует организация подобного «картофельного» производства?

— Пока точных сроков назвать не могу. Но могу сказать, что есть огромный интерес и команда, которая делает все возможное для реализации этой задачи.

Про развитие

— Новая экономическая реальность, которая сформировалась за последние два года, скорректировала ваши планы по развитию?

— В целом планы по развитию не изменились, но антикризисные меры пришлось предпринимать. Кризис, прежде всего, отражается на покупательной способности потребителя, маржинальности бизнеса и колебаниях курса. Даже притом, что 85 процентов наших закупок мы переориентировали на российский рынок, кризис для нас все равно чувствителен. Некоторое сырье все равно приходится закупать за границей, а также оборудование для новых ресторанов. Все это влияет на окупаемость вложений. Индустрия питания и ритейл всегда испытывает скачки маржинальности, когда происходит девальвация, или высокая инфляция. Сбалансировать ситуацию только за счет повышения цен — невозможно, потому что наша ценовая политика традиционно направлена на то, чтобы держать уровень цен ниже инфляции.

— Ранее вы говорили о том, что по итогам 2014 года было зафиксировано снижение роста продаж, в 2014 году впервые рост составил однозначное, а не двухзначное число. Какой прогноз на 2015 год?

— Действительно, в прошлом году мы зафиксировали снижение темпов роста продаж, но наши сравнительные результаты находятся в положительной динамике. В 2015 году рост снова составит двухзначное число.

— Сколько новых ресторанов планируете открыть в 2015 году?

За последние три года мы открыли около 150 ресторанов. В планах этого года — более 50 новых ресторанов в различных городах России.

— Какова пропорция между открытиями новых ресторанов и реконструкцией существующих заведений? Изменится она в этом году?

— Если говорить о пропорции, то 75 процентов — открытие новых ресторанов, 25 процентов — модернизация старых. Такая пропорция была в 2014 году, сохраняется она и в 2015 году.

— Какой объем инвестиций в развитие запланирован на 2015 год?

— Он составит около шести миллиардов рублей, то есть, будет на уровне 2014 года. Большую часть потратим на открытие новых ресторанов.

— Остается ли российский рынок по-прежнему перспективным и интересным для корпорации McDonald’s?

— Российский рынок для корпорации по-прежнему интересен, и вот уже 10 лет он показывает рекордный рост. По темпу открытия новых ресторанов Россия занимает первое место в Европе. То, что мы начали работу с франчайзинговыми партнерами, как раз говорит о нашем желании развиваться на российском рынке.

Сеть ресторанов быстрого обслуживания McDonald’s включает более 35 тысяч заведений в 118 странах мира. По итогам 2014 года продажи составили 27,4 млрд долларов, чистая прибыль — 4,76 млрд долларов. 

Российская сеть McDonald’s представлена 519 ресторанами в 120 городах России, которые обслуживают порядка миллиона человек в день. Выручка ООО McDonald’s — основной операционной компании сети — в 2014 году составила 52,9 млрд рублей (+5,6% к 2013 году).

Хамзат Хасбулатов занимает должность президента McDonald’s в России с 1999 года, а также является президентом McDonald’s в Восточной и Центральной Европе.

У партнеров

    Реклама