Время культиваторов

Машиностроение Сибири
Москва, 05.10.2015
«Эксперт Сибирь» №41-42 (463)
Алтайская компания «Агроцентр» — один из тех сельхозмашиностроителей Сибири, для которых высокий доллар — не беда, а возможность. Пользуясь моментом, организация расширяет производство и выходит на новые рынки

Фото: Михаил Кичанов

«В ближайшие годы мы будем делать ставку на комбинированные посевные комплексы серии FEAT, которые в два–три раза дешевле похожих по характеристикам импортных машин. При этом эксплуатационные затраты на наши комплексы ниже, запасные части доступнее, а настройки и регулировки — значительно проще», — констатирует председатель совета директоров ООО «Агроцентр», сопредседатель НП «Алтайский кластер аграрного машиностроения» Александр Костин. Так, если цена на импортный посевной комплекс сегодня составляет порядка 13,5 млн руб­лей, то аналог от «Агроцентра» обойдется аграрию в 5 млн руб­лей.

Похоже, рыночная конъюнктура благоприятствует росту производства отечественных товаров сельхозмашиностроения и обещает им процветание в будущем. «Первые восемь месяцев 2015 года оказались для нас даже успешнее, чем весь 2014 год. Это касается как объема реализации, так и развития производства. По состоянию на середину сентября средний рост по объему выпущенной продукции составил 15%. Вырос уровень реализации комбинированных посевных комплексов», — с гордостью рассказывает руководитель «Агроцентра».

От торговли к производству

Производственная история компании «Агроцентр» началась 2004 году, когда в ее состав вошла производственная площадка в селе Леньки Благовещенского района Алтайского края (в 277 км от Барнаула), основанная еще в середине шестидесятых годов прошлого века. В советские годы здесь, на территории 7,5 гектара, работало несколько производственных участков (разборочно-моечный, восстановления и ремонта деталей, сборки двигателей и агрегатов, сборки автомобилей, прессовый, технологическая линия по окраске и сушке деталей), а продукцию завода знали не только в Алтайском крае, но и по всему Союзу. Но с началом перестройки завод вошел в полосу кризиса, и ко времени прихода «Агроцентра» некогда успешное предприятие, не раз удостоенное государственных наград за высокие показатели в соцсоревнованиях по выпуску промышленной продукции, уже много лет находилось в упадке. Теперь здесь выпекают хлеб, мастерят топоры и лопаты.

До прихода в Леньки «Агроцентр» был торговой компанией, занимался реализацией запасных частей и сельхозтехники. И как это не раз уже бывало в истории, собственник однажды задумался: «А что мешает мне попробовать запустить собственное производство и получать куда большую выручку и прибыль?». Что и было сделано. Начала компания с изготовления комплектующих — рабочих органов для почво­обрабатывающей и посевной техники. Вскоре начали применять собственную технологию упрочнения рабочих поверхностей ножей, долот, дисков. В итоге готовые образцы показали себя не хуже европейских, а стоили заметно дешевле.

«Сегодня производственный комплекс «Агроцентра» один из ведущих в сельхозмашиностроительной отрасли Алтайского края», — отмечает директор КГБУ «Алтайский центр кластерного развития» Александр Кондыков. Здесь производится несколько серий современной сельскохозяйственной техники (почвообработка, посевные комплексы, кормозаготовка, погрузчики) и свыше 120 наименований запчастей и рабочих органов на отечественные и импортные почвообрабатывающие и посевные комплексы. За последние годы предприятие пополнилось современным парком металлорежущего, кузнечно-прессового, механосборочного, сварочного и термического оборудования. В ближайшее время начнется монтаж новой дробеструйной установки.

В 2011 году «Агроцентр» обзавелся еще одной производственной площадкой, теперь уже в Барнауле. Не в последнюю очередь это решение диктовалось дефицитом квалифицированных рабочих кадров на селе. Оборудование становилось сложнее, появились станки с ЧПУ, с которыми старожилы завода не справлялись, не было таких знаний и у молодежи.

Сегодня в барнаульском цехе площадью 3 тыс. кв. метров компания выпускает зерновые бункеры для посевных комплексов, которые собираются здесь же, тракторные погрузчики, бороны и грабли. «У нас весь цикл производства, начиная от распила и мехобработки металла до сборки агрегатов. Объемы производства растут от месяца к месяцу. Если два года назад произвели пять бункеров, в прошлом году — 12, планы этого года — 40. Понадобится больше — значит, сделаем больше», — уверен управляющий барнаульской производственной площадкой «Агроцентра» Александр Романчев.

Растет производство и других сельхозмашин. Если за весь 2014 год компания произвела 893 единицы техники, то на середину сентября 2015 года — 973 единицы, запчастей в прошлом году выпустили на 39,5 млн руб­лей, в этом — на 60 млн руб­лей, до 30 единиц (в 10 раз) увеличилось количество произведенных борон. Причем, уверяет Александр Романчев, производство сельхозтехники от сезона не зависит, агрегаты покупают круглый год. «Последние два года мы работали над созданием комбинированных посевных комплексов и модернизацией ряда машин — однорядных и двухрядных зубовых борон, навесных, полунавесных и прицепных плоскорезов. Из-за снижения доступности кредитных ресурсов изменилась структура совершения покупки. С конца прошлого года техника в основном покупается за собственные средства, запас которых у аграриев очень ограничен. Идет жесткая борьба за потребителя», — подчеркивает Александр Костин.

В этом году «Агроцентр» совместно с белорусской компанией «Гомсельмаш» запустил проект по сборке зерноуборочных комбайнов «Алтай-ПАЛЕССЕ». Ожидается, что в этом проекте примут участие еще шесть–семь сельхозпредприятий Алтайского края. «Алтайский моторный завод» готов делать для комбайнов двигатели, а «Алтайский шинный комбинат» — шины. Предполагается, что в ближайшие два года степень локализации комбайнового производства достигнет 30 процентов. Сейчас два комбайна с алтайскими двигателями проходят испытание на полях Алтайской зо­нальной машиноиспытательной станции. В перспективе планируется выпускать до 100 комбайнов алтайской сборки в год.

Своя ниша

Двукратный рост цен на импортную сельхозтехнику заставил не только сибирских аграриев обратить свои взоры на отечественные машины и агрегаты, но и куда более зажиточных фермеров Центрально-Черноземного экономического района. Помимо расширения географии российских поставок «Агроцентр» продает агрегаты в Казах­стан и Монголию. Причем доля экспорта увеличивается. В планах — выход и на рынки других стран Средней Азии. По мнению Александра Костина, оценивать долю рынка компании «Агроцентр» в общероссийском масштабе преждевременно, тем более, что сделать это объективно достаточно сложно: «К сожалению, мы не располагаем достоверной информацией о рынке сельхозмашиностроения в России. Различного рода исследования есть, но актуальными их считать сложно, даже наши внутренние исследования зачастую их опровергают. Кроме того, сегодня нет единого реестра российских предприятий сельхозмашиностроения. Машиностроение — традиционная отрасль промышленности Алтая. Здесь работает много крупных и успешных предприятий, выпускающих машины для сельхозпроизводства — РЗЗ, АНИТИМ и другие. По оценке регио­нального Управления по промышленности и энергетике, мы выпускаем около 10 процентов от общего объема производства краевой продукции сельхозмашиностроения».

Александр Костин надеется, что по итогам 2015 года экономика «Агроцентра» покажет рост 15–20% 046_expert-sibir_41-42.jpg
Александр Костин надеется, что по итогам 2015 года экономика «Агроцентра» покажет рост 15–20%

Порядка 70% машин производства «Агроцентра» реализуется на территории СФО, остальное — в другие регионы страны и на импорт.

Несмотря на динамичное развитие многих сибирских сельхозмашиностроителей, Александр Костин считает, что места на рынке хватит всем производителям качественной техники, тем более что компании идут по пути специализации. «По посевным комплексам мы успешно конкурируем как с российскими — кемеровскими и татарстанскими предприятиями, так и с импортными. Что касается остальной техники — перечень слишком широк. Всех конкурентов обозначить сложно, так как мы пересекаемся со многими предприятиями, но по небольшому перечню позиций. С рядом заводов мы производим похожие модели машин, но они имеют свои индивидуальные конструкционные решения, поэтому здесь уже выбор за потребителем», — замечает бизнесмен.

Эффективным инструментом в борьбе за рынок Александр Костин считает участие своей компании в «Алтайском кластере аграрного машиностроения». «Как участники кластера мы имеем возможность вместе с другими машиностроительными предприятиями края защищать свои интересы, продвигать свою продукцию, получать информационную поддержку, а также поддержку в получении бюджетной помощи и участии в специализированных госпрограммах. Кластер позволяет лоббировать большее количество коллективных вопросов в органах государственной власти», — объясняет глава «Агроцентра».

Членство в кластере расширяет возможности компании в получении господдерж­ки по программам импортозамещения. «Агроцентр» получил грант в размере 10 миллионов руб­лей от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на дальнейшую модернизацию посевных комплексов. На средства гранта губернатора Алтайского края сейчас ведется разработка универсальной зерноочистительной платформы УЗП-30, менее функцио­нальные аналоги которой ранее поставлялись из Украины.

Предприниматель рассчитывает, что сельхозмашиностроительному подразделению компании «Агроцентр» удастся по итогам года удержать темп роста на уровне 15–20%. «На 2016 год мы также прогнозируем существенный рост, но он будет обусловлен нашей российской действительностью и зависит от многих факторов, таких как государственная поддержка, курсы валют, цен на зерно, доступности банковских кредитов и даже погодных условий. Но есть надежда, что мы, руководители производственных предприятий, услышаны и государство не бросит сельхозмашиностроителей на произвол судьбы, как это было в девяностые, что власти не просто заинтересованы в выживании отрасли, но и в ее устойчивом развитии, а также продовольственной безопасности России в целом», — подчеркивает Александр Костин.

У партнеров

    Реклама