Печенье фортуны

Русский бизнес
Москва, 19.10.2015
«Эксперт Сибирь» №43-44 (464)

С распространением азиаткой кухни в Сибири люди узнали необычный десерт — печенье с предсказанием. Многие сомневаются, что само печенье съедобно, и считают, что вся его ценность — в маленькой записке с напутствием внутри. Этот миф рушит новосибирская компания Dari — единственный производитель подобного товара в Сибири.

«Эта идея показалась мне интересной по двум причинам. Первая — прагматичность: я понимал, что у этого товара есть сложившаяся полноценная культура в азиатских странах, в Америке, в Канаде, в ряде европейских стран. Но если там включать этот десерт как комплимент гостю считается привычным жестом в сфере услуг, то в России такого не было. Когда мы начали связываться с суши-ресторанами, там зачастую не понимали, зачем это надо. Конечно, есть и такие компании, которые прекрасно понимают, что это такое, с ними сотрудничество налаживается с первого звонка. Обширность рынка, хорошая сбытовая схема, возможность продавать продукцию большими объемами — это все сыграло большую роль», — признается один из основателей проекта Полад Мамедов. Вторая причина, подтолкнувшая его к созданию бизнеса, «за границами экономических расчетов»: «Печенье с предсказанием — это некое волшебство. Многие любят гороскопы, мистику, есть желание заглянуть в будущее, погадать — это присуще русскому менталитету. Всех захватывает интрига, что в печенье их ждет ответ на какой-то вопрос. И мне хотелось бы привнести в этот мир немного подобного волшебства».

Необычный комплимент

Компания Dari родилась дважды — в первый раз Анна Ахахлина, одна из основательниц проекта, начала заниматься этим бизнесом в 2012 году. Но тогда ее деятельность сводилась к покупке небольших партий печенья у московского производителя, уникальной упаковке продукции уже в Новосибирске и перепродаже заказчикам. «Идея создания этого бизнеса появилась спонтанно, но понравилась сразу, ведь это интересный и универсальный продукт. Сразу стали понятны рынки сбыта — рестораны, гостиницы, предприятия, которые хотят внести этот продукт в свою программу лояльности, службы доставки, салоны красоты. К тому же такие печенья могут быть необычным подарком на любой праздник», — вспоминает Анна Ахахлина.

Спустя два года, в октябре 2014-го, компания «переродилась», это произошло с приходом в проект Полада Мамедова. Совместно с Анной они запустили собственное производство печений с предсказаниями в Новосибирске, когда удалось найти партнеров в сфере общепита, готовых взять на себя всю техническую сторону вопроса — купить и установить на собственной промышленной площадке нужное оборудование. Тогда к бизнесу, резко увеличившему объемы продукции, потребовалось привлечь ответственных и компетентных людей, именно в этот момент в команде появился Максим Кириллов, на нынешний день являющийся руководителем данного проекта. Решив вопрос с производством, Анна, Полад и Максим взяли на себя задачи по реализации продукции, логистики, хранению и маркетингу.

На первый взгляд, процесс производства печенья кажется довольно простым — подготовленное жидкое тесто автоматически разливается в круглые формы, затем запекается в течение трех минут, чтобы «блинчики» оставались мягкими, после на них кладется листочек с предсказанием. Потом тесто защипывается, как вареник, и сгибается пополам. Сегодня мощность производственной линии позволяет выпускать до 70 тысяч штук печений в день. Первая партия, изготовленная для оптовой продажи, составила 600 тысяч печений, на ее реализацию ушло три месяца.

Упаковку для наборов, если они изготавливаются на праздники, компания заказывает у новосибирских производителей и может сделать ее по индивидуальному дизайну. «В бизнесе, который должен быть весьма мобильным и динамичным, не стоит делать закрытый цикл производства, издержки от этого не снизятся. Поэтому мы отказались от идеи заниматься и этим этапом производства», — признается Полад Мамедов.

И совет, и ответ

На сегодня в печеньях компании Dari можно найти около шести тысяч различных предсказаний. Существует и целый ритуал, как правильно есть печенье, — его надо брать левой рукой, одновременно мысленно проговаривать вопрос, на который хотите получить ответ, после нужно разломать печенье и вытащить предсказание. Сейчас предсказания помогает составлять астролог, но также в десерте можно найти различные цитаты, изречения китайских философов. «Мы хотели, чтоб продукт не терял часть своей азиатской культуры. В печенье может попасться и предсказание-амулет — изречение на китайском языке и рекомендация: например, «обвяжите это предсказание красной лентой, положите в кошелек и ожидайте денежных пополнений». Для нас самих это неожиданно, но очень часто предсказания сбываются, или же выпадает совет, который действительно подходит к жизненной ситуации человека», — улыбается Кириллов.

Ни одного конкурента

На момент создания компании — в 2012 году — производством подобного продукта в Новосибирске занимался только один ресторан китайской кухни. Делали их вручную, а объемы производства были рассчитаны только на гостей заведения. Но позже ресторан закрылся, единственным производителем в городе осталась компания Dari. Объем изготавливаемой продукции варьируется от 600 тысяч до миллиона печений. «Пока мы стараемся держать объемы производства на этом уровне. Это требует меньших вложений, чем производство небольшими партиями под определенные заказы. Конечно, к праздникам мы сделаем партию большего объема — сезонность есть и у нашего бизнеса, — рассказывает Анна Ахахлина. — Спрос начинает постепенно расти с сентября, в начале ноября до первых дней января наблюдается интенсивный скачок примерно в четыре раза — люди подготавливаются к новогодним праздникам. Естественно, потом вся экономика впадает в спячку, в нашем бизнесе в следующий раз спрос поднимается к 14 февраля, 8 Марта, но уже не такими темпами. А летом общепит в целом находится в незавидном положении».

«Может, в силу неопытности, страхов, начинать оптовые поставки при масштабном запуске проекта мы решили именно с Новосибирска, сегодня же мы отправляем нашу продукцию в любую точку России, начиная с Петропавловска-Камчатского и Южно-Сахалинска, заканчивая Санкт-Петербургом и Калининградом, также организуются поставки в Республику Крым, а именно в Симферополь и Ялту. Спустя год работы у нас налажены партнерские отношения практически по всей стране. Около 80 процентов выпускаемой продукции отправляется в европейскую часть России, 20 процентов распространяется в Сибири, на Дальнем Востоке, есть партнеры в Казахстане. За Уралом Dari — единственный поставщик печенья с предсказанием», — признается Полад Мамедов. Ближайшие конкуренты компании работают в Москве, признается Полад: «Плохо, что на нашем рынке нет жестокой конкуренции, иначе бы показания по сбыту были совсем другие. А когда конкуренция отсутствует, мы тратим больше ресурсов на то, чтобы объяснить, что это за продукт и зачем он нужен. Если есть рынок, конкуренция, значит, есть спрос, бизнес будет прибыльным. Всегда надо стремиться к рынкам с высокой конкуренцией, потому что это будет подстегивать развитие компании».

Рекламировалась компания в основном с помощью участия в выставках-ярмарках регио­нального и федерального уровня, а также в социальных сетях. «Основные наши клиенты — люди от 14 до 33 лет, по большей части женщины», — поясняет Ахахлина.

Калькулятор

Раскрыть стоимость производственной линии основатели Dari не готовы — актив принадлежит их партнеру и не потребовал вложений со стороны Анны Ахахлиной, Полада Мамедова и Максима Кириллова. «Когда я занималась перепродажей печенья московского производства, этот бизнес можно было начать с очень маленькими вложениями — требовалось около шести тысяч руб­лей на закупку небольшой партии. Если организовывать производство лично, налаживать логистику, затраты будут измеряться десятками миллионов руб­лей. Нам же предоставляют технику, все ингредиенты закупает партнер — полностью осуществляет тыловую поддержку. От нас же потребовалось около миллиона руб­лей — для того, чтобы максимально и в кратчайшие сроки охватить рынок, найти каналы для рекламирования, организовать сбыт, логистику, доставку», — объясняет Анна Ахахлина.

Цена за печенье зависит от партии: от 350 до 999 печений — 15 руб­лей за штуку; от одной до семи тысяч — 8–10 руб­лей за штуку; от семи тысяч до 20 тысяч печений — 6–8 руб­лей за штуку. «Также стоимость заказа будет зависеть от вариантов оплаты — если это единовременный платеж или выплаты частями в течение нескольких месяцев, или же процент с продаж. Пока проект из-за сложной экономической ситуации не приносит большой прибыли, только окупает постоянные вложения, — комментирует Максим Кириллов. — Мы начали бизнес на пике экономического кризиса в 2014 году и понимали, что быстрых успехов не добьемся, ведь сфера услуг страдает одной из первых — люди меньше тратят деньги на рестораны, доставки, гостиницы, салоны красоты».

Планы

В скором времени основатели компании Dari планируют начать выходить в розничные сети. «Когда компания ориентирована и на розницу, и на оптовую продажу, она должна весьма щепетильно подходить к вопросу цены, чтобы оптовые клиенты не оказались в неловком положении, а наоборот, получили лучшее условия. Мы сотрудничаем с конкретными предпринимателями, предоставляем очень гибкие условия. Мы понимаем, что если не подстраиваться под клиента, выжить будет еще тяжелее», — резюмирует Максим Кириллов. Также в планах основателей компании расширять ассортимент и разрабатывать новые вкусы печенья.

У партнеров

    Реклама