Счастливы вместе

Тема недели
Москва, 19.10.2015
«Эксперт Сибирь» №43-44 (464)
Потеряв возможность торговать под открытым небом, вчерашние операторы новосибирской барахолки спешно становятся арендаторами разбросанных по городу торговых центров. Впрочем, возможности для консолидации этого рынка в одном месте все еще не потеряны

Фото: Михаил Кичанов

Два года назад журнал «Эксперт-Сибирь» уже прощался с Гусинобродским вещевым рынком, более известным сибирякам как новосибирская барахолка (см. статью «На смерть барахолки», № 37 за 2013 год). Кто ж знал, что местные власти окажутся не в силах отвечать за свои слова и выполнить требования федерального закона. И как это часто бывает в России, реальная жизнь оказалась сложнее писаного права, тысячи оптовиков раз за разом находили способ достучаться до чиновников, заставляя тех забирать свои громкие обещания назад, тем самым продлевая агонию уличной торговли. И вместо того, чтобы кануть в Лету 1 января 2014 года, новосибирская барахолка прекратила существование лишь 1 октября 2015 года.

Но это вовсе не значит, что на сибирском рынке оптово-розничной торговли наступила тишь да гладь. Наоборот, его лихорадит, как никогда. Такого передела этот сегмент рынка не переживал уже давно. Правдами и неправдами вчерашних оптовиков барахолки пытаются заполучить сразу несколько средних и крупных торговых центров, главным образом расположенных вблизи прекратившего существования Гусинобродского вещевого рынка. Привыкшие десятилетиями работать сообща и на одной территории оптовики и ритейлеры сейчас оказались территориально разделены, что, конечно же, ударило по доходности их бизнеса. Более того, пользуясь растерянностью столкнувшихся с новыми рыночными условиями оптовиков, крупные и наиболее популярные среди арендаторов торговые центры Новосибирска стали открыто практиковать взимание «посадочных» — разовых сборов за право заключения договора аренды.

Сложившуюся в последние месяцы расстановку сил на оптово-розничном рынке в ближайшие месяцы грозит серьезно скорректировать запуск нового торгового центра «НОРДМОЛЛ» (девелопер «Норд Сити Молл»), крупнейшего в Новосибирске. Компания обещает до конца 2016 года вывести на рынок 4,5 тыс. новых торговых мест. Техническое открытие первой очереди на тысячу мест запланировано на 1 ноября текущего года. Новый игрок не берет «посадочных», а в договорах с арендаторами прописывает трехмесячные арендные каникулы. По мнению экспертов, у ТЦ «НОРДМОЛЛ» есть хорошие шансы стать наследником барахолки, объединив под своей крышей основных сибирских оптовиков. На руку этому рынку и экономический кризис, который, по самым оптимистичным прогнозам, растянется еще на пару-тройку лет. «В кризисный период наблюдается снижение посещаемости профессио­нальных ТЦ, доходы населения снижаются. В целях сокращения расходов покупатели снова обращают свое внимание на оптово-розничные рынки. В ближайшие годы, возможно, мы увидим новую волну интереса к продовольственным и непродовольственным рынкам», — считает старший директор отдела исследований Cushman & Wakefield Татьяна Дивина.

Взлеты и падения

За более чем 40-летнюю историю новосибирская барахолка пережила богатую событиями жизнь. Родившаяся в годы советского застоя как место, где можно было стать обладателем запрещенных в стране вещественных ценностей Запада (правда, за немалые деньги), в начале девяностых барахолка, по сути, превратилась в градообразующее предприятие Новосибирска, давая возможность выжить, а потом и разбогатеть тысячам оказавшимся не у дел инженерам, врачам, ученым… В те годы контейнерная торговля новосибирской барахолки обеспечивала до 70% товарооборота региона. За «шмотками» на «Гусинку» ехали со всей Сибири. Правда, доходы от барахолки город стал получать далеко не сразу, а лишь к началу двухтысячных; более 10 лет Гусинобродский вещевой рынок находился в тени, представляя собой непредсказуемый и криминальный бизнес. Но уже в 2004 году город получил от барахолки 150 млн руб­лей, а в 2004 — 170 млн. Это притом, что бюджет города в те годы составлял 12 млрд руб­лей. К 2010 году только от аренды торгового имущества бюджет Новосибирска получал до 370 млн руб­лей.

Но по мере открытия крупных торговых центров и роста благосостояния сибиряков значение барахолки начало быстро падать. Все меньше горожан ездило туда за покупками, а бюджет города терял доходы от контейнерной торговли все еще крупнейшего в Сибири вещевого рынка. Если в 2011 году число лотков, контейнеров и павильонов на барахолке превышало 10 тысяч, то к моменту вступления в силу федерального закона «О розничных рынках», по которому с 1 января 2013 года рынки в городах должны располагаться только в крытых и капитальных сооружениях, на Гусинобродском шоссе работало чуть больше 4,7 тысяч торговых точек. В тот год городской бюджет получил от рынка порядка 300 млн руб­лей.

Но поскольку на момент вступления в силу федерального закона в Новосибирске сохранялся дефицит площадей оптово-розничной направленности, власти города и области вынуждены были еще почти два года терпеть архаичную торговлю, всячески поощряя строительство специализированных торговых центров.

«Посадить» арендатора

По словам начальника департамента земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска Георгия Жигульского, на момент закрытия новосибирской барахолки (с 2013 года работала в статусе ярмарок) мэрия сдавала в аренду 2 630 контейнеров (в основном пятитонных). Это значит, что суммарно на ярмарках Гусинобродского шоссе торговали около 4 тыс. человек. Еще полторы тысячи контейнеров, расположенных на территории барахолки, продавцы использовали в качестве складов. Последний год бюджет города получал от арендаторов контейнеров 15 млн руб­лей в месяц. Такую цифру озвучил начальник управления доходов от имущества мэрии Новосибирска Андрей Усов. Власти уже поспешили заявить, что все торговые контейнеры на Гусинобродском шоссе утилизируют как металлолом. Чиновники уже однажды пытались продавать высвобожденные контейнеры, а потом с удивлением обнаруживали их на стихийных рынках в разных частях города.

В ожидании неизбежного закрытия барахолки девелоперы охотно инвестировали в строительство торговых комплексов на территории, примыкающей к вещевому рынку. За последние два-три года здесь появились торговые центры «Невский», «Дружба», «Радуга», «Зима», «Регион». А в начале августа текущего года открылся самый крупный торговый комплекс на этой территории — «Восток» (общая площадь 26 тыс. кв. метров, 1,4 тыс. торговых мест). Вложения в ТК «Восток» превысили 1,5 млрд руб­лей, сроки окупаемости проекта не разглашаются. Сейчас общее количество торговых мест на Гусинобродском шоссе составляет почти четыре тысячи.

Торговые центры на Гусинобродском шоссе развернули настоящую охоту на оптовиков, потерявших рабочие места после закрытия барахолки 012_expert-sibir_42-43.jpg Фото: Михаил Кичанов
Торговые центры на Гусинобродском шоссе развернули настоящую охоту на оптовиков, потерявших рабочие места после закрытия барахолки
Фото: Михаил Кичанов

Но если до официального закрытия барахолки оптовики крайне неохотно арендовали площади в торговых центрах, и те месяцами пустовали, то с конца лета ситуация резко изменилась. Спрос оказался настолько велик, что владельцы торговых центров начали брать «посадочные», ведь надо же окупать вложения в сотни миллионов руб­лей. «Продажа права аренды — нормальное явление. Ничего плохого в этом не вижу. Кто зашел [в торговый центр] первым, тот получил [площади] дешевле. Чем меньше торговых мест остается, тем они дороже», — объясняет правила игры на новосибирском рынке директор ТЦ «Невский» (1 тыс. торговых мест) Михаил Климович. Правда, предприниматель оговаривается, что «Невский» брал «посадочные» только на старте (2013 год) и лишь для того, чтобы вложить деньги в строительство второй очереди торгового объекта. Сегодня все площади комплекса сданы в аренду.

Самые высокие ставки «посадочных» в Новосибирске в ТК «Восток». Участники оптово-розничного рынка озвучивают цифры и в 500 тыс. руб­лей, и в 1 млн руб­лей, и в 1,5 млн руб­лей. «На самом деле в ТК «Восток» первые места отдавались бесплатно. Потом продавалось право аренды, и я считаю, что это вполне нормальное явление. Цена за торговое место у нас была от 100 до 400 тысяч руб­лей. Другое дело, что перекупщики потом завышали эти цены. Мы это делаем специально, чтобы отсеять оптовика от розницы. Мы сейчас набрали самых сильных, самых серьезных оптовиков. И сегодня они рады, что собраны в одном месте таким мощным пулом. У нас стоял вопрос не цены, а проблемы, чтобы эти площади не перепродали», — подчеркивает директор ООО «Сателит» (ТК «Восток») Дмитрий Башмаков.

Впрочем, ничего предосудительного в «посадочных» сборах не видит и власть. «Нам известны цифры, которые берут торговые центры за право вести там торговлю. Но поскольку речь идет о бизнесе, о взаимоотношениях двух субъектов предпринимательства, мэрия не может вмешиваться и диктовать условия и размер коммерческой аренды. Это рынок, и если бы арендаторы не были заинтересованы в таких площадях, не могли платить суммы, которые с них взимает собственник торгового центра, они просто бы туда не пошли, и арендодателю пришлось бы снижать цену. Тем не менее, мы смогли добиться, чтобы в договорах аренды на торговые помещения появился обязательный пункт о возвратности этих средств в случае расторжения договора», — прокомментировал Георгий Жигульский.

По словам Дмитрия Башмакова, сегодня практически все площади ТК «Восток» сданы в аренду. «Осталось считанное количество мест для друзей и, может быть, порядка 50 торговых площадей все еще держат перекупщики. Во всяком случае, не менее чем с 1 200 мест торговля уже ведется», — комментирует предприниматель. За плату от 35 до 45 тыс. руб­лей в месяц арендатор ТК «Восток» получает неполные 10 кв. метров торговой площади и столько же складской. Таких торговых площадей в ТК порядка 90%.

Слишком далеко

И хотя новые торговые центры открылись в непосредственной близости от бывшей барахолки, то есть привычном месте работы для тысяч торговцев, по мнению участников оптово-розничного рынка, они не решают задачи консолидации, без которой этот бизнес не имеет былой эффективности. Да и с точки зрения логистики Гусинобродское шоссе не лучшее место в городе для организации массовой торговли. «Основная оптовая торговля на Гусинобродском шоссе сегодня ведется с двух часов ночи до трех часов дня. И прак­тически каждый день продавцы и покупатели сталкиваются с транспортным коллапсом. Проблема усугубляется летом, когда на свои огороды отправляются дачники», — сетует бывший торговец барахолки Никита Клименко. «Расстояние между торговыми центрами на Гусинобродском шоссе составляет две-три остановки. Вроде немного, но представьте себе женщину лет 45–50 — это типичный оптовый покупатель на нашем рынке — которая вынуждена ночью, зимой, в минус 30 или даже 40, переходить из одного центра в другой в поисках нужного ей товара. Сказать, что это неудобно, значит ничего не сказать», — восклицает предприниматель Дмитрий Курач.

Впрочем, по словам Дмитрия Башмакова, для смягчения проблемы «оторванности» торговых центров друг от друга их владельцы недавно запустили две маршрутки, которые курсируют между комплексами на Гусинобродском шоссе. А Михаил Климович рассказал, что арендаторы просят организовать движение автобусов меду ТЦ.

Ранее городские власти озвучивали проект строительство на земельном участке Гусинобродских вещевых ярмарок (28 гектаров) метродепо и автовокзала. По словам Георгия Жигульского, мэрия не отказывается от этих планов. «Состояние экономики не позволит в ближайшие годы осуществить эти проекты. Мы сейчас прорабатываем вопрос об использовании территории под строительство легких спортивных сооружений. Может быть, это будет каток», — не исключил чиновник. Также мэрия планирует в ближайшие три-четыре месяца выставить на аукцион 1 гектар земли под строительство еще одного торгового центра.

Единый организм

Свои надежды на массовую оптово-розничную торговлю в Новосибирске оптовики связывают с открытием ТЦ «НОРДМОЛЛ». Этот масштабный проект в конце 2013 года инициировала компания «Норд Сити Молл». «Мы создавали концепцию нашего комплекса исходя из понимания, что тот целостный организм оптово-розничной торговли, который 40 лет формировался на одном месте, не выдерживает расчленения. Ни один в отдельности, ни все в совокупности действующие торговые центры не смогут заменить того единого рынка, который назывался барахолкой. Синергетический эффект достигался от работы тысяч людей, сконцентрированных в одном месте. Былого ассортимента сегодня нет ни в одном торговом центре, — говорит генеральный директор компании «Норд Сити Молл» Ваган Авакян. — Мы непрерывно общаемся с оптовиками, они открыто говорят нам об этом». ТЦ «НОРДМОЛЛ» строится в нескольких десятках метров от границы города, на Северном объезде в районе Пашино.

Ваган Авакян называет темпы строительства ТЦ «НОРДМОЛЛ» рекордными. За полтора года удалось построить 56 тыс. кв. метров первой очереди и возвести каркас второй 013_expert-sibir_42-43.jpg Фото: Михаил Кичанов
Ваган Авакян называет темпы строительства ТЦ «НОРДМОЛЛ» рекордными. За полтора года удалось построить 56 тыс. кв. метров первой очереди и возвести каркас второй
Фото: Михаил Кичанов

Понимая востребованность нового комплекса для рынка и учитывая, что 1,5 тыс. предпринимателей барахолки все еще находятся в поиске торговых мест, мэрия Новосибирска подписала соглашения с инициативной группой предпринимателей гусинобродских ярмарок и руководством «Норд Сити Молла» об организации на месте барахолки площади для временного хранения товара арендаторов строящегося ТЦ «НОРДМОЛЛ».

Техническое открытие первой очереди ТЦ «НОРДМОЛЛ» намечено на 1 ноября текущего года. Это будет двухэтажный корпус общей площадью 56 тыс. кв. метров. Первый этаж — торговый, второй — торгово-складской. Стандартная торговая площадь, сдающаяся в аренду — торговое место площадью 15 кв. метров плюс индивидуальный склад на восемь квадратных метров. Стоимость предложения — от 30 до 45 тыс. руб­лей. При этом конструктивные особенности комплекса позволяют по желанию арендаторов «собирать» площади от восьми до нескольких сотен квадратных метров.

В состав комплекса войдут: фуд-корт, медицинский пункт, пункт охраны общественного порядка и целый ряд других услуг.

По словам Вагана Авакяна, на сегодня в аренду сданы 80% из тысячи торговых мест первой очереди. Несмотря на повышенный спрос на качественную оптово-розничную недвижимость в Новосибирске, «Норд Сити Молл» не стал следовать заданному конкурентами тренду и не требует от арендаторов «посадочных» взносов. «Что касается нас, мы «посадочных» не берем, понимая, что наш комплекс находится в начале своего пути и требует и раскрутки, и изменения маршрутов, и привлечения арендаторов и покупателей. Поэтому мы, напротив, даже предлагаем арендные каникулы на несколько месяцев. Но основным достоинством рынков всегда было обеспечение конечной стоимости товара по доступным ценам. Поэтому когда арендатор вынужден отдать 500 тысяч или миллион руб­лей за право входа, понятно, что он должен «отбивать» эти деньги, и товар уже не может стоить столько, сколько он мог бы стоить. Да и с этической точки зрения как-то неправильно нагревать руки на беде людей, оказавшихся без работы. Тем более в условиях экономического кризиса и сокращения социальных расходов бюджетами всех уровней», — подчеркивает Ваган Авакян.

По мысли руководства компании «Норд Сити Молл» арендные каникулы (нет платы даже за коммунальные услуги) позволят операторам оптово-розничного рынка предельно безболезненно запустить бизнес на новом месте.

Создать условия

И хотя работы на площадке ТЦ «НОРДМОЛЛ» ведутся в круглосуточном режиме и без выходных, трудно поверить, что в течение всего двух недель комплекс будет готов для приема арендаторов.

«Я практически каждый день бываю на площадке и каждый раз удивляюсь темпам строительства. Это далеко не первый девлоперский проект в моей практике, но в столь сжатые сроки я никогда не работал. То, что мы сделали за год (на площадку вышли летом 2014 года), в обычных условиях требует два года. Притом, что еще предстоит много работы, и, кажется, что до конца еще очень далеко, подрядчики меня уверяют, что все будет сделано в срок. Сомнения в душе, конечно, есть, но эта коман­да меня никогда не подводила. У нас есть обязательства перед арендаторами и властью, и мы привыкли держать свое слово», — сдержанно улыбается Ваган Авакян.

На вопрос, что собой представляют типичные арендаторы ТЦ «НОРДМОЛЛ», Ваган Авакян говорит, что это «очень разные люди». По данным маркетингового исследования «Норд Сити Молла», до большинство арендаторов имели по две-три торговые точки на барахолке, которые арендовали более 10 лет. В чистом виде оптом занимаются 36,6% предпринимателей, львиная доля арендаторов нацелена на продажи оптом и в розницу. Большая часть специализируется на мужской, женской и детской одежде. Порядка 70% участников рынка закупают товары за рубежом (Китай, Киргизия, Турция), 40% — в России (из них более 85% в Москве), 10% — в Новосибирске, 6,1% — имеют собственное производство. Частота завоза товаров — от одного до шести раз в месяц. 90% покупателей в новосибирских торговых центрах — оптовики из небольших городов Западной Сибири, которые не могут себе позволить покупать изделия в Китае. В среднем они приобретают товар на 300–500 тысяч руб­лей.

Решая вопросы запуска первой очереди, менеджмент компании задумывается и о ближайших перспективах. Вторую и третью очереди «НОРДМОЛЛ» планируется ввести в эксплуатацию до конца 2016 года. Общая стоимость проекта — порядка 4,5 млрд руб­лей, окупаемость вложений — восемь-девять лет. На сегодня в ТЦ вложено порядка 2,5 млрд руб­лей.

Рассматривается компанией и возможность строительства отдельно стоящего здания гостиницы-общежития на 600–800 мест. «Сейчас анкетируем наших арендаторов на предмет необходимости такой гостиницы в рамках комплекса. Если наш анализ рынка оказался верным, такой объект появится. Считаем, что должно быть, где человек мог бы принять душ, постирать белье, переночевать», — говорит Ваган Авакян.

Конкурентным преимуществом ТЦ «НОРМОЛЛ» призваны стать не только его беспрецедентные для сибирского рынка размеры, но и географическое расположение — на выезде из города в сторону Томской области, Кузбасса, Красноярского края. «Нет сомнений, что этот комплекс окажется востребованным. Он априори удобен для оптовой торговли только лишь по одному расположению на карте города. Здесь сходятся основные магистральные трассы, иногородним предпринимателям не придется вести товар через пробки крупнейшего в Сибири мегаполиса», — отмечает Дмитрий Курач.

Планируется сделать «НОРДМОЛЛ» удобным и для посещения новосибирцев, тем более что в комплексе помимо опта предполагается и оживленная розничная торговля. «За счет инвестора предполагается строительство на территории комплекса компании «Норд Сити Молл» автостанции для междугороднего обслуживания, также планируется обустройство остановок городского транспорта. Будем рассматривать как существующие маршруты, соединяющие город с Пашино, так и новые. Больших проблем здесь я не вижу», — отметил начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Александр Лаврентьев. Также обсуждается вопрос создание железнодорожной станции, благо, что железная дорога проходит всего в 500 метрах от ТЦ.

Именно в ТЦ «НОРДМОЛЛ» участники сибирского оптово-розничного рынка видят площадку, которая способна консолидировать торговый бизнес 014_expert-sibir_42-43.jpg
Именно в ТЦ «НОРДМОЛЛ» участники сибирского оптово-розничного рынка видят площадку, которая способна консолидировать торговый бизнес

«Транспортная доступность — сложный вопрос. Было несколько совещаний с министерством транспорта, сейчас разрабатываем транспортные маршруты. Понимаем, что первое время большая часть посетителей будет приезжать в торговый комплекс на собственном транспорте. И для этого мы предусмотрели отдельную парковку для клиентов более чем на две тысячи машиномест», — поясняет Ваган Авакян.

Вернуть с Урала

В ужесточение конкуренции на рынке оптово-розничной в результате появления комплекса «Норд Сити Молла» владельцы действующих торговых центров склонны видеть не только минусы, но и плюсы. «Это очень хорошо, что сегодня есть конкуренция в Пашино, потому что мы тоже начали задумываться, как нам сделать парковку, как улучшить условия, как контролировать, чтобы не было роста цен. При этом мы все вместе теперь можем конкурировать с Екатеринбургом. Каждый будет стараться, а не просто, как раньше было, считать, что ничего не надо улучшать, что «и так хорошо», — убежден Дмитрий Башмаков.

Упоминание предпринимателем столицы Урала — не случайно. Несмотря на то, что Новосибирск отделяют от Екатеринбурга более полутора тысяч километров, эти города не только конкурируют между собой за статус крупнейшего муниципалитета страны (пока первенство удерживает Новосибирск), но и за оптовых покупателей. По оценке Дмитрия Башмакова, в результате неопределенности о будущем новосибирской барахолки на рынок Екатеринбурга переориентировались до пяти процентов операторов Гусинобродских ярмарок.

Рынок оптово-розничной торговли Екатеринбурга по масштабам сопоставим с новосибирским, только в отличие от сибирской столицы уральский город намного раньше отказался от торговли под открытым небом. Правда, если в новосибирских торговых центрах квадратный метр аренды стоит две тысячи руб­лей в месяц, в крупнейшем в Екатеринбурге ТЦ «Таганский ряд» — семь тысяч.

Подтверждая приток на рынок Екатеринбурга сибирских оптовиков («мы всегда рады появлению предпринимателей из данного региона, однако в настоящее время такой процесс не является системным и существенного экономического влияния не оказывает»), начальник отдела маркетинга и рекламы ЗАО «Таганский ряд» Алексей Суров считает сомнительным возможный отток операторов из уральской столицы в Новосибирск. «Учитывая сложившиеся партнерские отношения и успешный опыт сотрудничества с основным пулом наших арендаторов, сформированным за 20 лет работы предприятия, а также возможные экономические риски и географическую удаленность регионов, такой сценарий представляется маловероятным. Что касается ценовой политики на рынке коммерческой недвижимости, то сравнительный анализ с вашим регионом нами пока не проводился. Однако, в случае возникновения такой необходимости, в планы работы предприятия будут внесены соответствующие коррективы», — подчеркнул Алексей Суров.

Татьяна Дивина (Cushman & Wakefield) высоко оценивает перспективы возвращения в Новосибирск предпринимателей, закрепившихся в Екатеринбурге: «Для оптово-розничных рынков, значительную долю покупателей которых составляют мелкооптовые игроки («челноки»), зоной охвата является четырех-, пятичасовая транспортная доступность. Можно ожидать, что если у переместившихся оптовиков не было дополнительных, частных факторов, повлиявших на переезд в Екатеринбург, с появлением нового мощного центра притяжения — «Норд Сити Молл», — а тем более с его постепенным развитием, они вернут свое присутствие в Новосибирск».

Под одной крышей

Оптовики и эксперты рынка считают, что в ближайшее два-три года новосибирскую оптово-розничную торговлю ожидает неизбежная консолидация. И, похоже, выиграют от нее только крупнейшие торговые компании и, прежде всего, «НОРДМОЛЛ». Остальным придется превратиться в типичные ТЦ районного масштаба. В качестве примера Татьяна Дивина приводит опыт технополиса «Новая Тура» в Казани: «Строительство этого проекта началось в 2011 году в период принятия постановления о закрытии открытых рынков и ярмарок. Новый оптово-розничный рынок должен был принять арендаторов закрывающихся рынков. В конце прошлого года в строй была введена третья очередь проекта (1 300 торговых мест). Проект расположен на некотором удалении от города, на трассе Казань-Зеленодольск. Важными факторами его развития стало закрытие части рынков в городской черте. Операторы с этих рынков переместились в «Новую Туру».

При этом Татьяна Дивина указывает на определенную консервативность участников оптово-розничного рынка, которые без особых причин рисковать не станут. «Мелкооптовые операторы дорожат своим устоявшимся пулом постоянных клиентов. Любое перемещение означает потерю какой-то части контактов. С другой стороны, ТЦ, как правило, расположены значительно ближе к центру города, что удобнее для мелкооптовых покупателей», — замечает эксперт.

Ваган Авакян уверен, что потенциальная емкость рынка оптово-розничной торговли в Новосибирске вдвое превышает существующую. У главы «Норд Сити Молл» не вызывает сомнений, что на сегодня на рынке есть спрос и на 4,5 тысячи торговых мест ТЦ «НОРДМОЛЛ», и на площади других ТЦ.

У владельцев ТЦ на Гусинобродском шоссе другое мнение: рынок близок к насыщению, и развитие здесь возможно только за счет выхода на новые сегменты. Например, собственники ТК «Восток» планируют организовать продажу товаров первой необходимости, а также запустить производство туалетной бумаги, салфеток, пластиковых изделий — тазов, горшков для цветов и ряд других.

Новости партнеров

Реклама