Турецкий дебют

Экономика и финансы
Москва, 02.11.2015
«Эксперт Сибирь» №45-46 (465)
Томские предприятия проложили тропу к сердцу турецкого бизнеса

Идея посетить с деловой миссией Турецкую республику витала в Томской торгово-промышленной палате больше трех лет. Это было направление, которое в ТПП давно хотели реализовать, но, что называется, не было попутного ветра и периодически вмешивались привходящие обстоятельства. Звезды сошлись в нынешнем году. Деловая миссия стала вторым этапом проекта по расширению делового сотрудничества томских малых и средних предприятий с турецкими партнерами, реализуемого в рамках деятельности регио­нального центра международной деловой сети Enterprise Europe Network при поддержке областного департамента промышленности и развития предпринимательства. В течение 2015 года палата провела ввод­ное мероприятие, чтобы погрузить потенциальных участников миссии в проблематику работы на рынке Турции, создать общее понимание, как можно выстроить работу с этим регионом. А уже в октябре состоялась собственно бизнес-миссия. «Целью этой миссии, — как поясняет представитель Томской ТПП Александр Гумилевский, — была достаточно простая «разведывательная» операция — у кого-то по горячим следам, для кого-то впервые».

Прямой рейс «Новосибирск–Стамбул», шесть часов полета и томская делегация, в состав которой вошли представители десяти предприятий, попала в центр деловой жизни Турецкой республики. Едва успев сойти с трапа самолета, томичи на неделю погрузились в насыщенный график встреч и конференций.

Разрыв шаблона

Томская делегация, надо заметить, состояла в основном из компаний с именами и историей успеха. Производство медицинских приборов и продуктов, IT-сектор, технологии металлообработки, инжиниринг, СВЧ-электроника — только основные направления, которые представляли томичи. Все они оказались востребованы турецкими предприятиями.

«Когда говорят, что «мы поедем с бизнес-миссией в Турцию», то у многих в головах происходит «разрыв шаблона», — говорит Александр Гумилевский. — Всем представляются только пляжи и буйство красок. Поэтому одной из косвенных целей нашей поездки было доказать, что миссия в деловой центр страны, в Стамбул — это вопрос деловой активности, определенный вызов».

На второй день визита по всем законам жанра «деловой миссии» была проведена B2B конференция и ряд переговоров с участием представителей торгпредства России, ТПП РФ в Турции, Генерального консульства РФ в Стамбуле. Томские участники делегации представили турецким бизнесменам инвестиционные возможности Томской области, а также презентовали проекты томских компаний. Турецкую сторону особенно заинтересовали возможности по реализации совместных проектов в сфере производства сварочного и индукционного оборудования, медицинских приборов и оказания медицинских услуг в области промышленной медицины.

 «Уже сегодня можно говорить о перспективных партнерах для продвижения нашей продукции, особенно офтальмологических светодиодных аппаратов, на турецком рынке», — считает генеральный директор компании «Дюны» Владимир Дирин.

«В результате проведенных переговоров нам удалось конкретизировать параметры спроса на аналитические приборы. По некоторым позициям мы имеем реальные шансы потеснить американские и европейские приборы», — констатирует заместитель директора научно-производственного предприятия «Томьаналит» Галина Носкова.

Интерес турецкой стороны к томским разработкам еще раз нашел подтверждение на встрече в конфедерации предпринимателей и промышленников Турции (TUSKON), куда входит более 52 тыс. турецких предприятий. Здесь состоялся обстоятельный разговор, в частности, по медицинской тематике. Очень большой интерес турецкий бизнес проявил к продуктам, которые продвигают компании «Дюны», «Аквелит». В частности, к медицинским приборам, к электронным таблеткам и инновационным ранозаживляющим повязкам. Не меньшее внимание привлекла к себе продукция компании «Магнит-М», которая специализируется на установках индукционного нагрева, микропроцессорной технике и силовой электронике.

«Ставя с точки зрения достижения многих целей не самую конкретную задачу организации стартовых взаимоотношений с профильными компаниями, нашей делегации тем не менее удалось гармонично представить потенциал Томской области и показать регион как месторождение сибирских инноваций, — считает Александр Гумилевский. — Что ни проект, то яркая вещь. Именно поэтому приходилось многократно видеть удивление турецких предпринимателей».

Как отметил заместитель генерального секретаря TUSKON Коскун Эртен, «сегодня мы по-новому увидели перспективы сотрудничества с регионами России и, в особенности, с вашим регионом, демонстрирующим наглядные примеры успешной коммерциализации продвижения инновационных продуктов и услуг».

Разведка боем

Томичам удалось побывать там, куда, очевидно, может попасть не всякий российский бизнесмен. Например, в особую промышленную зону IKITELLI. Здесь турецких предпринимателей особенно впечатлили решения в сфере металлообработки, продемонстрированные компанией «Магнит-М», а также теплоизоляционные материалы на базе пенополистирола компании «Промполимер». А это уже заявка на начало хорошей дружбы, учитывая, что зона с тридцатилетним стажем и оборотом около 6 млрд долларов занимает площадь в 7 тыс. гектаров и включает более 14,5 тысяч компаний, на которых занято 220 тыс. человек.

Презентация возможностей по развитию кооперации с турецкими компаниями в Стамбульской промышленной палате 053_expert-sibir_45-46.jpg
Презентация возможностей по развитию кооперации с турецкими компаниями в Стамбульской промышленной палате

Конечно, есть в турецкой промышленности отягчающий момент, который состоит в том, что в Турции наиболее емкий сектор — это все-таки текстиль и обработка кожи. То, что у нас называется легкой промышленностью. Местами это системо­образующий сектор. Тем не менее запрос на различные решения, которые предлагали томичи, оказался достаточно велик, что позволило с первого раза «проложить лыжню».

На состоявшейся бизнес-конференции в Турецкой организации поддержки малого и среднего бизнеса KOSGEB — представительстве системы Enterprise Europe Network, турецкой стороной было прямо заявлено: «Учитывая высокий потенциал разработанных в Томске продуктов и услуг, мы заинтересованы в реализации ответной деловой миссии в Томскую область по линии Enterprise Europe Network».

Еще несколько полезных встреч состоялись в Стамбульской промышленной палате (ISO), Стамбульском водоканале (ISKI) и Технопарке Стамбульского государственного университета.

Стамбульский водоканал — один из крупнейших в мире с бюджетом 2,17 млрд евро. Из них 984 млн — это инвестиционная программа. Томская компания «Локальные инженерные системы» заинтересовала этого гиганта возможностями по внедрению и повышению эффективности очистных сооружений. Разговор состоялся вполне предметный и позитивный. Представители Стамбульского водоканала выразили заинтересованность во внедрении продукции и технологий по очистке стоков, реализуемых компанией. В поле их зрения попало также лабораторное оборудование фирмы «НПП «Томьаналит», а также технологические решения компании «Магнит-М», направленные на повышение качества сварных швов при строительстве трубопроводов. Турецкая сторона сообщила, что могла бы использовать эту технологию для повышения качества сварочных работ в проекте Melen. Это масштабный проект по перекачке питьевой воды из реки Мелен в водохранилище Омерли по наиболее толстым в мире трубам, проложенным по морскому дну.

«Мы рекомендуем нашему генеральному подрядчику по строительству трубопровода рассмотреть предложение компании «Магнит-М», — сказал начальник департамента водоподготовки Стамбульского водоканала Фатиш Ильдиз. — Надеемся, что это данное инновационное решение позволит повысить качество и степень долговечности инженерных сетей».

Что касается встречи в Стамбульском университете, то поскольку многие участники миссии являются выходцами из томских университетов, и их бизнес тесно связан с наукой («Центр Корпоративной Медицины», «Локальный Инженерные Системы», «Магнит М» и другие), встреча прошла в формате диалога двух сторон, знакомых с ведением бизнеса с помощью научного потенциала компании. Можно сказать, что компании говорили на одном языке.

Окончание миссии — начало работы

В Томской промышленной палате акцентируют: подготовка к миссии начинается задолго до поездки и ведется не только силами ТПП, но и самими компаниями. В конце концов, только от их решительности и проявленной инициативы зависит результат любой деловой поездки. Что касается конкретно Стамбула, то томичи получили первый реальный результат еще будучи в Турции — в виде подписанного соглашения между томской компанией «Центр корпоративной медицины» и турецкой компанией MARM ASSISTANSE. Получилось, что они гармонично дополнили друг друга в отрасли промышленной медицины.

«Поездка была, действительно, по типу «разведки боем», — говорит Александр Гумилевский. — Везде достаточно тепло встретили, получился живой, энергичный формат работы. Так что Турция — почва очень благодатная, есть с кем работать, есть точки соприкосновения. Но рынок, конечно, сложный. Намечены конкретные шаги, есть первые реальные итоги. Правда, сейчас эта работа лежит больше в поле усилий не ТПП, а уже конкретных участников».

Торгово-промышленная палата свою роль сыграла. Дала бизнесменам удочку. Теперь пора ловить рыбу.

«Такие поездки всегда полезны и интересны, потому что это другая страна, другой бизнес, новые возможности и перспективы, — говорит начальник отдела продаж компании «Микран» Елена Ушакова. — В связи с тем, что это была наша первая поездка, то заключение каких-то договоров и соглашений практически не ставилось целью, но мы смогли пообщаться с несколькими компаниями, которые в дальнейшем, возможно, смогут стать нашими партнерами. Наши ребята-маркетологи серьезно поработали перед поездкой, нашли компании, которые могли быть интересны «Микрану». В дополнение к общей программе делегации у меня был еще ряд встреч с турецкими бизнесменами. Хочется надеяться, что нам удастся наладить отношения с турецким бизнесом».

«Поездки такие нужны. Главное — не задавать скоропалительных вопросов, сколько контрактов ты привез из такой поездки, — говорит генеральный директор компании «Дюны» Владимир Дирин. — Мы убедились, что Турция нуждается в нашей продукции, она им нужна. Просто ее нужно «донести» до турецкой стороны. Вообще, на встречах турецкие бизнесмены были в восторге от наших технических решений. Это значит, что при дальнейшей организационной работе будет результат. Но он, конечно, всегда будет позже, чем такая миссия. У нас есть темы для дальнейшего развития, мы договорились о наших дальнейших движениях и, я думаю, что от такой миссии будет реальная польза нашим торговым отношениям. Мы обязательно будем работать дальше в этом направлении».

У партнеров

    Реклама