«Нет оплаты — нет ресурса»

Экономика и финансы
Москва, 23.11.2015
«Эксперт Сибирь» №47-49 (466)
Управляющие компании, производители и поставщики коммунальных услуг в ближайшие месяцы ожидают ухудшения платежной дисциплины на рынке ЖКХ. Тревожные звоночки уже начали раздаваться

«Вряд ли кто из экспертов станет спорить с тем, что компании ЖКХ первыми ощущают приближение и развитие кризиса, начав испытывать финансовые трудности. Жилищники не исключение, — говорит директор департамента общественных коммуникаций ЗАО «УЖКХ» Вадим Виленский. — Свое­образный дефицит ликвидности первым делом вынуждает людей перестать платить за жилищно-коммунальную услугу».

Участники рынка затрудняются сказать, сколько в федеральной системе ЖКХ накоплено долгов. Но они сходятся в том, что суммарно в процентном соотношении долг населения составляет от 25 до 35%. «Наши специалисты утверждают, что даже беглый анализ финансового состояния компаний ЖКХ свидетельствует об ухудшении платежной дисциплины собственников и пользователей жилья. Около трети долгов физических лиц в жилищно-коммунальной сфере приходится на отопление, за которое нередко выставляются счета сверх фактического потребления. Далее идут долги за текущий ремонт и содержание жилья. В последнюю очередь не платят за электроэнергию и горячую воду», — констатирует Вадим Виленский.

Нарушителей платежной дисциплины УК делят на три категории, которые не меняются в течение целого ряда лет. Это люди, в принципе не согласные с предлагаемыми тарифами; люди индифферентные и те, кто не в состоянии платить.

Тяжелые потери

Заместитель директора по сбыту компании «Иркутскэнергосбыт» Андрей Харитонов отмечает рост задолженностей со стороны государственных компаний, бизнес же в целом выполняет свои обязательства перед поставщиком энергоресурса. «Коммерческие организации платят регулярно и в полном объеме, так как отношения четко регламентированы законом и договором. При неплатежах мы применяем одну из самых жестких и, как показала практика, эффективных мер — введение ограничений энергопотребления. Нет оплаты — нет ресурса. А без энергии нет бизнеса. Поэтому коммерческие организации стараются выполнять свои обязательства по оплате в полном объеме, — комментирует журналу «Эксперт-Сибирь» топ-менеджер Иркутскэнергосбыта. — Но есть компании, которые свернули свой бизнес, оставив долги. Мы наблюдаем незначительный рост этой тенденции весь 2015 год. Большую проблему составляют для нас госструктуры, в состав которых входят неотключаемые клиенты. Если раньше долги погашали к концу года, в этом году они не платят».

Негативно кризисные явления сказываются и на населении. «Снижение платежей выпало на август–сентябрь 2015 года. Сказались сезонные колебания, подготовка детей к школе. При этом в начале года платежи наоборот возросли, что расходится с регулярным снижением активности наших клиентов в прежние годы», — отмечает Андрей Харитонов. Сегодня тариф на услуги ЖКХ в Иркутской области один из самых низких в стране.

По статистике Инвестиционно-девелоперской компании (ИДК), которая второй год управляет Рубцовской ТЭЦ (закрывает 62% потребностей города в тепле и горячей воде), более 90% рубцовчан рассчитываются за тепловую энергию в срок. Однако по факту ИДК получает от управляющих компаний города не более 70% собранных средств. «Как ресурсоснабжающая организация ИДК поставляет коммунальный ресурс к границе многоквартирного дома, а УК до квартир — как исполнители коммунальных услуг. Кроме того, в этом качестве управляющие компании обслуживают внутридомовые сети, начисляют и принимают от жителей платежи, а также должны свое­временно переводить их на счет поставщика энергоресурса. На сегодня долги рубцовских УК перед ИДК составляют 129 млн руб­лей», — отмечает член Совета директоров ООО «ИДК» Ирина Соколова.

Согласно действующему законодательству, отсутствие задолженности за тепловую энергию и теплоноситель — одно из условий выдачи потребителям (юридическими лицами и организациями) паспортов готовности к отопительному периоду. У УК, имеющих долги перед ИДК, паспортов нет. «По формальным признакам дома, обслуживаемые этими УК, можно отключить от системы отопления, — комментирует генеральный директор ООО «ИДК» Павел Грачев. — Разумеется, являясь социально-ответственным предприятием, на такую крайнюю меру мы не пойдем. Но в этой ситуации у РСО есть законные основания снять с себя ответственность за качество и объем поставляемой тепловой энергии и горячей воды. Ведь «беспаспортные» УК не провели подготовительные работы к отопительному сезону».

Среди крупных должников ИДК оказались городские тепловые сети. Тепловые потери из-за износа инженерных коммуникаций в Рубцовске по факту превышают 30%, тогда как по нормативу должны быть на уровне 11%. «Если в отношении управляющих компаний суды всегда на нашей стороне, то судебная практика, касающаяся потерь тепловой энергии, увы, не столь очевидна. Суды буквально мечутся между позициями производителей тепла и сетевых организаций. Для нас это самая сложная дебиторка. Задолженность тепловых сетей перед нами достигает 190 млн руб­лей», — говорит Ирина Соколова.

С неплатежами со стороны УК сталкивается и новосибирская компания «Квант­Эко», специализирующаяся на вывозе бытового мусора. «Мы столкнулись с фактом жульничества. Еще в конце 2012 года мы заключили договор с УК «Жилфондсервис» по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов. На протяжении более двух лет контрагент допускал задержки в оплате. Только за вторую половину 2014 года УК накопила долги перед нами на сумму 804 тыс. руб­лей, плюс неустойка 441 тыс. руб­лей. Но когда мы обратились в Арбитражный суд Новосибирской области, выяснилось, что жилые дома вышли из-под управления «ЖФС», а по адресу ответчика зарегистрировано ООО «Кедр», вид деятельности которой — управление жилым фондом. Мы далеко не единственные на рынке, кто несет убытки из-за вот таких жуликов», — сетует директор ООО «КвантЭко» Олег Глаголев.

Помимо обращения в Арбитражный суд компания «КвантЭко» посчитала необходимым распространить среди жителей листовки, в которых рассказала о нечистоплотности управляющей организации. «Мы просто хотим, чтобы таких компаний не было на рынке ЖКХ города», — объясняет Олег Глаголев.

Государственная задача

Сказать, что неплатежи жильцов и контрагентов плохо сказываются на бизнесе компаний ЖКХ, значит ничего не сказать. Устойчивые неплатежи не позволяют четко выставить индексы рентабельности, вынуждают вести хозяйственную деятельность ситуативно, не рассматривая долгосрочные перспективы. «Бытует мнение, что долги неплательщиков — это «выгодно» компаниям — они со временем перераспределяются между законопослушными жителями, своевременно оплачивающими услуги; что они позволяют жилищникам отказывать собственникам жилья в проведении текущих ремонтов; не платить поставщикам услуг и постоянно просить денег у муниципалитета. Так рассуждать могут только люди, далекие от реальной экономики ЖКХ, принципиально не верящие в то, что бизнес может и должен быть социально ответственным. Для них не составляет труда заявлять: «Выбивайте долги из малоимущих», и им все равно, что это чревато настоящим социальным взрывом. Неплатежи противопоказаны бизнесу, чрезвычайно невыгодны компаниям, они ставят их экономику и само существование на грань выживания», — подчеркивает Вадим Виленский.

«Мы несем социальную нагрузку и обязаны рассчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Значимость нашей работы оценило и правительство, оно поддерживает нас и дает дополнительные рычаги воздействия на должников. Последний федеральный закон № 307 «Об укреплении платежной дисциплины» — это тот механизм, который позволит выстроить более эффективную работу с клиентами», — со своей стороны комментирует Андрей Харитонов. Он подчеркивает, что «Иркутскэнергосбыт» без просрочки платит на оптовый рынок и своевременно рассчитывается с сетевой организацией. «Для погашения кассового разрыва приходится брать кредиты. Поэтому мы очень серьезно относимся к планированию потребления и эффективно работаем на оптовом рынке. От этого зависит и цена энергии для наших партнеров», — добавляет управленец Иркутск­энергосбыта.

По мнению Вадима Виленского, рассуж­дать о путях решения проблемы неплатежей на уровне компании или даже группы компаний некорректно. Проблема эта федерального масштаба и должна решаться на уровне высшей законодательной и исполнительной власти. «По всей видимости, здесь не избежать волевых, непопулярных политических решений. Вероятно, повсеместная реструктуризация долгов может стать первым шагом на пути ее эффективного решения. Но в условиях углубления экономического кризиса для этого нужно иметь адекватную законодательную базу и государственные резервы, которые далеко не безграничны. Наши компании на своем местном уровне заняты очень простым и в то же время очень сложным практикумом — уговорами заплатить по долгам за жилищные услуги. Любое неосторожное или непродуманное давление на собственников жилья с нашей стороны — недопустимо и неэффективно», — подчеркивает он.

Сдержанный оптимизм

Очевидно, что 2016 год окажется непростым для рынка ЖКХ. С наибольшей вероятностью ситуация с неплатежами потребителей коммунальных ресурсов будет только ухудшаться. «А чем 2016 год хуже или лучше предыдущих? Если до сих пор проблема только усугублялась, почему она должна исчезнуть с повестки дня в будущем году? Для этого оснований как не было, так и нет», — заключает Вадим Виленский.

В Иркутскэнергосбыте предпочитают не драматизировать рыночную ситуацию 2016 года. «Мы с долей оптимизма смотрим в будущее, но готовы к любому повороту событий. Для этого усиливаем наши слабые места, готовим персонал. В регионе проблема экономики, а не отдельно взятой компании. Все, что зависит от нас, мы делаем», — подчеркивает Андрей Харитонов. Между тем, компания усилила разъяснительную работу с клиентами, да и в целом механизм претензионно-исковой работы.

У партнеров

    Реклама