Прибытие поезда

Экономика и финансы
Москва, 21.12.2015
«Эксперт Сибирь» №1-3 (468)
Дружба Томской области и РЖД оказалась сильнее и дороже, чем подозревали стороны

День Западно-Сибирской железной дороги в Томской области стал новой формой взаимоотношений между субъектом федерации и транспортным монополистом, в ходе которой, как выяснилось, быстро решаются основные проблемы, озвучиваются ключевые инфраструктурные проекты и суммы, которые уже вложены или только будут инвестированы в экономику региона. Всего лишь один день позволяет понять, как неловко и не по существу решались транспортные проб­лемы раньше. А именно — годами. Теперь все приведено к единому знаменателю. Осталось уточнить детали, сметы — и РЖД становятся на путь тесного сотрудничества с экономическим реалиями Томской области.

Хорошие дороги всегда идут в обход

На самом деле, за один день, даже если он целиком посвящен РЖД, ничего не делается. Вопрос железнодорожного обхода Томска, например, возник еще в мае нынешнего года на встрече губернатора Томской области Сергея Жвачкина и начальника Западно-Сибирской железной дороги Анатолия Регера. Обход должен соединить станции «Басандайка» и Копылово на ветке «Тайга — Томск — Белый Яр», минуя селитебные районы Томска. В настоящее время через город проходят маршруты транспортировки опасных химических веществ, в том числе радиоактивных материалов, что, конечно, неприемлемо с точки зрения безопасности. В мае стороны договорились создать рабочую группу по строительству обхода и развитию железнодорожной инфраструктуры в направлении поселка Белый Яр Верхнекетского района. Последний играет в этом проекте ключевую роль.

РЖД как магнит притягивает любая возможность реализовать крупный объем перевозок. Именно поэтому компания в свой томский День в лице заместителя начальника Западно-Сибирской железной дороги Сергея Макаренко официально заявила, что готова обеспечить любые объемы перевозок для целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК), который планируют построить в Томской области китайская компания Xinjiang Fulida Fibre и томская «РосКитИнвест». «Мы уже соскучились по работе на белоярском участке (участок томской ветви Транссиба сообщением «Томск — Белый Яр». — Ред.) и готовы везти любые объемы», — сказал он, попросив лесопромышленников и власти предоставить информацию о предполагаемом объеме перевозок, чтобы железнодорожники могли заблаговременно подготовиться.

Еще три года назад администрация Томской области буквально билась с «железными дорогами» за пассажирский поезд до Белого Яра, которые те хотели упразднить из-за убыточности. Сегодня ситуация кардинально иная.

По информации председателя совета Союза томских лесопромышленников и лесоэкспортеров, главы группы компаний «Томлесдрев» Антона Начкебия, только его предприятие в настоящее время ежемесячно перевозит по белоярской ветви около 400 вагонов материалов в месяц и готово увеличить объемы в 1,5 раза. А учитывая грядущее строительство ЦБК в районе Белого Яра к 2020 году, эти объемы возрастут кратно. В принципе, под этот проект можно просить у РЖД не только обходную дорогу, но еще пару-тройку дорог в придачу.

«К 2020 году с комбината должна пойти продукция — целлюлоза и другие продукты, — говорит Начкебия. — Но туда повезут строительные материалы, поскольку на месте невозможно обеспечить материалами весь объем строительства. К 2018 году будет необходим огромный объем инертных, строительных материалов, металлоконструкций. К этому году нужно готовиться и совместно с РЖД решать вопрос обеспечения этого проекта материалами».

По мнению Антона Начкебия, сейчас сложно оценить предполагаемые объемы перевозок для ЦБК, поскольку инвесторы пока не приступили к проектированию. «Но я приблизительно представляю объемы необходимых материалов — это будут эшелоны. ЦБК — это маленький город», — отметил он.

Мэр Томска Иван Кляйн (крайний слева) новый поезд до Новосибирска одобрил 037_expert-sibir_01-03.jpg
Мэр Томска Иван Кляйн (крайний слева) новый поезд до Новосибирска одобрил

Однако ЦБК — это не единственный «пряник» Томской области, которым власти способны заманить в регион РЖД. В настоящее время в области реализуются и другие крупные проекты. В частности, китайские инвесторы строят лесопромышленный парк в Асино на десять лесоперерабатывающих заводов, «СИБУР Холдинг» развивает полимерное производство на ООО «Томскнефтехим». Кроме того, Томская область очень хотела бы с помощью РЖД модернизировать промышленный железнодорожный узел станции «Копылово» и развивать объекты транспортной и инженерной инфраструктуры двух создающихся в Томске промышленных парков. А если исполнять все желания до конца, то не помешало бы и строительство транспортной развязки на 76-м километре железной дороги «Тайга–Томск» с тоннельным пересечением путей в районе Мокрушинского пере­езда в Томске.

«Мы прекрасно понимаем, что наши производственные проекты могут быть реализованы только при условии развития транспортной инфраструктуры, и особенно — железной дороги, — констатировал заместитель губернатора Томской области Александр Феденев. — Решить этот вопрос в комплексе можно только при тесном межведомственном взаимодействии, координации федеральной, регио­нальной, муниципальной власти, бизнеса и различных структур РЖД».

Собственно, без РЖД никакая координация всех ветвей власти этим проектам не поможет. Как ни крути.

В ожидании больших дел

Между тем, экономическое проникновение структур РЖД в Томскую область уже заметно невооруженным глазом. Процесс пока не сравним по суммам, например, с вложениями «Газпрома» в регион, но, как говорится, малое — начало большого.

В 2015 году «Российские железные дороги» почти в три раза увеличили объем инвестиций в железнодорожную инфраструктуру Томской области — с 22,8 до 65,1 млн руб­лей. Более 9 млн руб­лей по итогам 2015 года РЖД направили на закупку томской продукции для собственных нужд. В основном это кабельно-проводниковая продукция, которую выпускает ЗАО «Сибкабель». Кроме того, возрос объем налоговых отчислений компании в областной и местный бюджеты. Если в 2014 году она заплатила 108,9 млн руб­лей налогов, то за 11 месяцев 2015-го — уже 111,2 млн руб­лей.

Вполне объясним интерес РЖД к перевозке томского леса. В январе–ноябре 2015 года железнодорожный транспорт в Томской области уже перевез 2,1 млн тонн грузов. Наибольшую долю среди них занимают химикаты (810,1 тыс. тонн, 39%) и лес (553,3 тыс. тонн, 26%). При этом количество леса, перевозимого из Томской области, составляет 56% от общей погрузки леса по всей Западно-Сибирской железной дороге.

В 2016 году РЖД планирует вложить около 50 млн руб­лей в усиление мер антитеррористической безопасности на вокзале «Томск-1». Какие именно работы будут проведены, никто не уточняет, но это уже дело третье. Плюс ко всему, по словам Сергея Макаренко, РЖД готовы принять участие в организации четырехполосного движения на Степановском переезде в Томске.

РЖД, как сообщил замначальника ЗСЖД, стараются минимизировать интервалы времени, когда действующие переезды в Томске приходится закрывать. Работа над проектно-сметной документацией по расширению переезда на Степановке завершается, а в 2016 году она будет направлена на экспертизу. Проект действительно очень важный, поскольку Степановский переезд связывает основную часть Томска с крупным спальным микрорайоном на юго-востоке города, а также с рядом поселков. Из-за частых перекрытий переезда для движения поездов на подъездах к нему образуются большие пробки. Аналогичная проблема была и на Мокрушинском переезде.

Томск в свою очередь субсидирует железнодорожников на пригородных перевозках. Только в 2015 году регион направит 12 млн руб­лей на субсидирование пассажирских перевозок в пригородном железнодорожном транспорте. В январе–ноябре компания «Кузбасс-пригород» (структура РЖД, занимающаяся пригородными пассажирскими перевозками в Томской и Кемеровской областях) уже получила 9,2 млн руб­лей на государственное регулирование тарифа. С начала года пригородным железнодорожным транспортом в регионе воспользовались 561,7 тысячи пассажиров — можно сказать, целый город.

Очередным этапом развития дружеских отношений между РЖД и Томской областью стал запуск нового скоростного пассажирского поезда «Томск–Новосибирск», отмененного железнодорожниками в 2010 году из-за убыточности. Сейчас, видимо, убытки не прогнозируются, поэтому в составе поезда пять современных комфортабельных вагонов, из которых один — купейный.

Стоянки пока, правда, предусмотрены только на двух станциях — «Болотная» и «Юрга», но зато поезд станет самым дешевым видом транспорта между двумя городами. Сидячее место обойдется в 443 руб­ля, купейное — в 1 553 руб­ля. Правда, как утверждают скептики, к этой сумме надо добавить стоимость городского такси, поскольку к пяти часам утра до вокзала «Томск-I» больше никак не добраться.

Конечно, под возрожденный поезд была подведена целая логистическая идеология, обозначенная как программа «Дневной экспресс». Главная задача этой программы — развитие межрегио­нального сообщения и доставка жителей регионов Сибири в новосибирский аэропорт «Толмачёво». Для томичей, например, прибытие и отправление нового поезда синхронизировано с пригородным электропоездом «Новосибирск–Обь», на котором пассажиры с пересадкой в 15 минут могут продолжить путь в аэропорт.

В общем, с одной стороны, РЖД вершит много благих дел, но с другой — за всякое волшебство надо платить. Чем будет рассчитываться Томская область, можно предположить. Так, полюбившуюся РЖД ветку «Томск — Белый Яр» могут начать модернизировать уже в 2016 году. Работы продлятся 7–8 лет. Речь идет о модернизации путевого хозяйства, развитии тупиков для создания лесных складов и использовании более экономичной тяги на протяжении 300 км. Компания «Трансконтейнер» уже проводит расчеты по запуску. Главный вопрос — кто за все это будет платить — пока не звучит. Но в любом случае, этот проект — начало большой и дорогостоящей дружбы.

У партнеров

    Реклама