Зависший сезон

Продажи летних туров открыты, но туристы не спешат тратить деньги на заграничные курорты

Турфирмы уверены, что в этом году спрос на зарубежный отдых не удержится на уровне 2015 года

Карта полетов за рубеж для сибирских туристов существенно изменилась к предстоящему летнему сезону. В условиях запрета на продажу туров в Турцию, которая являлась одним из самых популярных направлений для отдыха сибиряков, турфирмы вынуждены искать альтернативы. Впрочем, иллюзий относительно спроса со стороны туристов на зарубежные туры никто не строит: падение выездного турпотока в 2015 году более чем на 30% — это не предел.

С особой осторожностью

Волна сокращения прямых вылетов из городов Сибири за рубеж, начавшаяся в 2015 году, вероятнее всего, продолжится и в 2016 году — полетные программы компаний будут корректироваться в зависимости от спроса. Так, например, в Новосибирске в прошлом году следствием падения спроса на отдых в Европе (по данным Новосибирской ассоциации туристических организаций, снижение на этом направлении составило более 40%) стала отмена ряда ранее заявленных программ в Испанию, Италию. Также были отменены программы в Дубай. Количество чартерных рейсов сократилось более чем на 40%, комментировали ранее участники рынка туристических услуг ситуацию в отрасли. В конце прошлого года Ростуризм закрыл продажу туров в Египет и Турцию, которая являлась одним из самых массовых направлений для отдыха сибиряков (в 2015 году — 23% от числа всех туристов, выехавших за рубеж из Новосибирска). К формированию программ на лето 2016 года тур­операторы отнеслись особенно осторожно.

В предстоящем сезоне основным направлением для зарубежного отдыха сибиряков является Юго-Восточная Азия — Вьетнам и Таиланд. Впрочем, в этом году, по данным «STP — Сибирский Туристический Портал», не будут выполняться программы в Таиланд из Читы. В отличие от прошлого года, не заявлены программы на Кипр из Омска, кроме того, туроператоры полностью отказались от полетов за рубеж из Абакана, Братска и Улан-Удэ: «В прошлом сезоне программы из этих городов планировались, но так и не были реализованы».

В Иркутске новинкой летнего сезона станут перелеты в Болгарию, говорит член правления Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма Екатерина Хитун: «Перелеты в Бургас запланированы с 1 июня. Некоторое время назад программы в Болгарию уже ставили из Иркутска. Мы рассчитываем, что в этом году болгарские курорты станут некоторой альтернативой отдыху в Турции». Она также отметила, что в этом году из Иркутска не планируется выполнение прямых перелетов в Испанию и Грецию.

В то же время из Новосибирска в качестве замены турецким курортам предлагаются Греция и Кипр. «Спрос на эти туры есть, так что греческое лето для новосибирцев, как и в прошлом году, продолжится», — говорит заместитель директора ООО «Бюро путешествий «Гран-Тур» Ольга Тимохина.

Программы на Кипр сейчас заявлены из Красноярска и Новосибирска, на греческие курорты — из Красноярска, Омска и Новосибирска, рассказала председатель правления Регио­нального отраслевого союза туриндустрии Сибири Наталья Куцевол, отметив, что ближе к апрелю ожидается корректировка программ. По данным STP, учитывая заявленные программы, Грецию этим летом могут посетить около 21,5 тыс. сибиряков.

Оптимистичные ожидания участников рынка туристических услуг связаны с еще одним направлением из Новосибирска — в Сеул. «В прошлом году заявленные рейсы совпали с эпидемией коронавируса ближневосточного респираторного синдрома (MERS) в Южной Корее. Надеемся, что в нынешнем сезоне рейсы по этому направлению состоятся», — говорит Тимохина. «Еще одно новое направление, открытое из Новосибирска, — Шанхай. Но, полагаю, оно больше рассчитано на китайских туристов, чем на наших. Для новосибирцев оно может представлять интерес как транзитное, например, на Бали, куда сейчас нет прямого рейса», — отмечает она.

Также из Новосибирска заявлена в этом году Испания. «В прошлом году программа по этому направлению анонсировалась, но не состоялась. Есть сомнение, что и в этом сезоне она состоится», — говорит Тимохина.

Спрос на паузе

По данным Новосибирской ассоциации туристических организаций (НАТО), в 2015 году спрос на отдых за рубежом снизился почти на 40%. Снижение спроса на отдых за рубежом происходило на фоне падения курса нацио­нальной валюты. При этом, как сообщалось ранее в СМИ, стоимость отдыха за полгода выросла в среднем в 1,5 раза.

От предстоящего сезона турфирмы не ждут чудес. «Ситуация в корне отличается от предыдущих лет. Если раньше в феврале мы уже начинали продавать туры по раннему бронированию, то сейчас спроса на это нет. Все заявленные программы, полагаю, будут еще корректироваться — они и в добрые времена изменялись. А то, что заявлено сейчас, — из серии изучения покупательского спроса, — говорит гендиректор турагентства «Афина Паллада» Эдуард Севостьянов. — Мы надеемся, что люди, привыкшие отдыхать, не изменят своим привычкам — может, это будут туры на меньшее количество дней или скоромнее «звездность» отелей», а может и альтернативой станут российские курорты».

Турфирмы уверены, что в этом году спрос на отдых за рубежом не удержится на уровне 2015 года. «Прошлый год не был активным с точки зрения продаж туров, и это притом, что было открыто турецкое направление, было раннее бронирование, некоторое снижение курса валюты. Если тогда еще люди спрашивали о направлениях, строили какие-то отложенные планы, то сейчас даже не интересуются. «Горящих путевок» практически нет. Если раньше можно было найти путевки по 15–20 тыс руб­лей, то сейчас «горящие» — это 70–80 тыс руб­лей», — рассказала Тимохина.

«Не думаю, что предстоящий сезон отличится ростом потока туристов за рубеж, — согласна Наталья Куцевол. — Надеемся, что количество туристов останется на уровне прошлого года, хотя тенденция к снижению уже наметилась. Это связано с тем, что все большее количество людей лишается работы, цены на продукты и предметы первой необходимости растут, население все больше экономит».

По оценкам директора Регио­нального информационно-аналитического центра STI (РИАЦ STI) Виталия Наумова, в 2016 году существенно просядет средний ценовой сегмент выездного рынка, базирующийся на пакетных турах: «По нашим прогнозам, в меньшей степени негативная тенденция затронет верхний ценовой сегмент, и стоит ожидать активизации самостоятельных туристов, приобретающих в турфирмах отдельные услуги».

О нацио­нальном турпродукте

«Единственное, что будет хорошо продаваться в этом сезоне, — наши черноморские курорты. Это очевидно, — уверена Наталья Куцевол. — Считаю, что хорошо будут востребованы и экскурсионные поездки по России. Этот туристический продукт — некоторая альтернатива европейским экскурсионным программам. Они были опробованы турфирмами в прошлом году, и рост спроса на них продолжается».

По данным НАТО, за первое полугодие 2015 года, поток туристов по внутренним направлениям с начала года вырос на 30%. При этом существенным фактором, обеспечившим рост, стали субсидированные полеты в Крым.

Доля сибирских туристов, выбирающих отдых на российских курортах, растет, причем, существенно, говорит Виталий Наумов: «Даже если мы посмотрим полетные планы перевозчиков на лето в аэропорту «Толмачёво», то увидим кратный рост заявленной перевозки на российский юг (Сочи, Симферополь и т.д.), появление новых или хорошо забытых старых направлений: Кавказские Минеральные Воды, Краснодар».

В то же время турфирмы отмечают целый ряд ограничивающих факторов для растущего спроса. В их числе — погодные и климатические условия. Лето короткое, а выбор, куда поехать сибирякам отдохнуть после холодной зимы, сейчас сравнительно невелик, отмечают участники рынка. В той же Турции можно было отдыхать с мая по октябрь, жаркий сезон на черноморском побережье — конец июня — август. «Может статься, что черноморские курорты не смогут вместить всех желающих», — говорит Эдуард Севостьянов. «К тому же у многих сформировано ожидание, что отдых внутри страны — это бюджетный отдых. Однако российский туризм не означает, что это дешево, — говорит он. — Существующие экономичные варианты зачастую означают услуги низкого качества, а туристы уже привыкли отдыхать в хороших условиях. Что бы ни говорили, но Турция как массовое направление задала высокую планку по соотношению цена-качество. Заплатив 150 тыс. руб­лей на семью за поездку в Турцию, можно было денег с собой, по сути, не брать, учитывая систему «все включено». Когда ту же сумму предлагают заплатить за отдых в России по системе «только завтрак», у туристов возникают вопросы о целесообразности таких трат».

По мнению Натальи Куцевол, многое в развитии спроса на российские курорты будет зависеть от их информационного продвижения. «Чтобы турист заинтересовался и поехал, нужно, чтобы он вообще об этом месте узнал, а продвижение какой-либо территории силами самой турфирмы — необоснованные расходы, никто этим не будет заниматься. Сейчас, правда, кроме Крыма и Сочи начали рекламироваться наши санатории, в том числе в Новосибирской области, есть программы по продвижению восточного региона», — говорит она. Зачастую у участников рынка нет понимания, как взаимодействовать по российскому турпродукту, отмечает эксперт: «Нередко гостиницы «перетягивают одеяло» на себя, непорядочно ведут себя по отношению к партнерам, а в итоге не получается слаженного продвижения отечественного турпродукта. Время сейчас непростое — становление российского рынка внутреннего туризма».

Если говорить об увеличении количества российских туристов, приезжающих в регионы Сибири, то, по оценкам Наумова, основной потенциал такого роста заключается в стимулировании сибиряков к поездкам по региону: «Только на этом направлении можно получить двукратное увеличение турпотока. В отношении въездного туризма и поез­док в Сибирь жителей центральных регионов России, прежде всего, Москвы и Петербурга, я настроен более скептично. Проблема в том, что дорогая дорога автоматически переводит регио­нальный турпродукт в верхний ценовой сегмент, а вот инфраструктурно обеспечить массовый поток «дорогого» туриста регион не готов».

Отдых «в тени»

По различным оценкам, в 2015 году с рынка туристических услуг в Сибири ушло от 30 до 50% участников. В текущем году этот процесс продолжится, но не будет носить массовый характер, уверены эксперты. По словам исполнительного директора некоммерческого партнерства Новосибирской Ассоциации туристических организаций Светланы Фоменко, сокращение числа турагентств в регионе может составить до 10%. «Поток доходов у компаний снижается. Многие и так уже сократили персонал, переехали на меньшие площади», — говорит она. По данным Регио­нального отраслевого союза туриндустрии Сибири, если в прошлом году в Новосибирской области насчитывалось порядка 600 агентств, то сейчас — около 400. Как отмечает Виталий Наумов, поскольку агентский бизнес носит сезонный характер, скорее всего, к лету сокращение числа субъектов агентского рынка приостановится именно за счет тех фирм, которые открываются на лето. «В целом, по году динамика, безусловно, будет отрицательной», — говорит он.

В то же время участники рынка говорят о расширении доли «серого» сегмента рынка туристических услуг. «Схема простая: деньги от туриста принимаются агентом неофициально и вносятся через терминал оплаты туроператора от имени клиента, агент прибирает комиссию себе в карман без каких-либо документов и отчетностей. Это и есть «серый» бизнес, недобросовестная конкуренция», — говорит Ольга Тимохина.

«К услугам нелегалов прибегают туристы, желающие сэкономить. На самом деле, обращаясь к нелегалам, они автоматически попадают в зону риска. Даже в том случае, если надомной деятельностью занимается турагент, с которым они совершили не одно и даже не один десяток путешествий. К сожалению, последние годы дали нам примеры банкротств очень авторитетных компаний, имевших неплохую репутацию. В случае возникновения проблем даже у знакомого «нелегала» турист окажется абсолютно незащищенным в правовом плане», — уверен Виталий Наумов.