Импортозамещение невозможно

Специальный проект
Москва, 18.07.2016
«Эксперт Сибирь» №26-29 (478)
Представители российского турбизнеса не смогли использовать «льготный» период без турецких и египетских направлений. Открытие Турции вновь заморозит качественное развитие отечественного туризма

После того, как 30 июня открыли турецкое направление, в Ассоциации туристических организаций России (АТОР) спрогнозировали, что до конца сезона на турецких курортах отдохнут несколько сотен тысяч российских туристов. При этом поспешили заметить, что это не должно создать проблем черноморским курортам и прочим российским направлениям. Однако резкого увеличения объема продаж путевок в Турцию пока что не произошло. Но объясняется это, главным образом, отсутствием чартерных рейсов, и это, по сути, единственный сдерживающий фактор. Сейчас приходится летать регулярными рейсами, что значительно увеличивает стоимость путевки.

Как отмечает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, стоимость недельного тура в Турцию с размещением в трехзвездочной гостинице по системе «все включено» будет стоить от 40 тыс. рублей на человека. «После запуска чартеров цены могут упасть на 25–30% до 28–30 тыс. рублей. После снижения цены, турецкое направление может ожидать взрывной спрос», — рассказала Ломидзе.

Однако, как отмечают эксперты, в самое ближайшее время препятствием для возобновления чартерного сообщения будет обеспечение безопасности российских пассажиров в турецких аэропортах. Проблема безопасности обострилась после очередного теракта в аэропорту Стамбула в июне этого года. Минтранс ждет от турецкой стороны гарантий обеспечения полной безопасности российских туристов, поэтому возобновление чартерных рейсов может затянуться.

В 2015 году, по данным турецкого Министерства культуры и туризма, в Турции побывало 3,649 млн россиян, а с начала 2016 года — 138 тыс.​, что примерно на 83% меньше, чем за аналогичный период 2015 года (тогда было около 802 тыс.).

И, конечно, восстановления прежних объемов турпотока в Турцию по итогам 2016 года ожидать не стоит, даже при возоб­новлении чартерных рейсов. Даже скромные ожидания турецкой стороны 700-800 тысяч туристов к окончанию сезона не разделяются экспертами АТОР: по их оценкам, максимум 300 тыс. человек.

На фоне восстановления туристических отношений с Турцией поднят вопрос о во­зобновлении перелетов в Россию и Египет. 14 июля в Москве побывала парламентская делегация, которая обсудила с российской стороной — депутатами Госдумы вопросы восстановления авиасообщения. Однако российская сторона не намерена в ближайшее время на решительные шаги в этом направлении. Как ранее заявлял министр транспорта РФ Максим Соколов, свои замечания по итогам последней проверки аэропортов Египта российские эксперты отправили в Каир еще в апреле и до сих пор не получили отчета об их устранении. Тем не менее, власти Египта не намерены оставлять попыток, и в конце июля Москву должен посетить Генеральный прокурор Египта Набиль Садек, чтобы обсудить тему выполнения его страной мер авиабезопасности.

Сложная конкуренция

В то же время некоторые аналитики связывают задержку возобновления чартеров с намерением минимизировать негативные последствия для российских курортов. Очевидно, что турецкие власти намерены всеми силами восстанавливать туристический поток. Поэтому, по мнению многих экспертов туристического рынка, стоит ожидать демпинга на рынке авиаперевозок. В свою очередь Москва не намерена специально стимулировать турпоток. Об этом заявил постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов: «Восстановление связей будет идти постепенно. Речи о резком развороте в отношениях не идет».

В АТОР считают, что больших проблем для российских черноморских курортов «открытие» Турции не принесет, так как эти направления находятся в разных нишах и являются абсолютно несопоставимыми продуктами.

Руководитель Ростуризма Олег Сафонов также оптимистичен в своих прогнозах. Во время публичных слушаний в Общественной палате РФ, посвященных возобновлению туристических обменов с Турецкой Республикой, чиновник сказал, что открытие для российских туристов Турции станет дополнительным стимулом повышения качества обслуживания на внутренних курортах: «Внутренний туризм конкурирует с определенным сегментом выездного. Это стимулирующий фактор для дальнейшего развития инфраструктуры наших курортов, повышения качества услуг, ведения грамотной ценовой политики» — заявил г-н Сафонов. Однако чиновник не пояснил, каким образом будет происходить улучшение качества российских курортов и почему за прошедший десяток лет наличие турецких направлений не было стимулом для шагов в этом направлении. Как известно, закрытие для туристов Египта и Турции тоже не повлияло на ситуацию: на российских курортах просто подняли цену, и на этом все закончилось. Никакого качественного роста услуг так и не произошло. И поэтому совершенно не ясно, почему нынешнее возвращение Турции на туррынок должно стать стимулом для реформации системы отечественного туристического бизнеса.

Отечественные черноморские курорты по-прежнему не могут предложить отдых на уровне турецких и египетских. И это несмотря на все госвливания, а также помощи в конкуренции в виде закрытия Египта и Турции. Все это должно было дать существенные возможности для завоевания турпотока, однако представители отечественного турбизнеса, а также региональная власть не смогли грамотно воспользоваться предоставленной форой. И складывается впечатление, что с момента закрытия египетских и турецких «all-inclusiv» представители отечественной туристической индустрии не верили в свое счастье и что оно долго продлится и попросту решили срубить денег, а дальше хоть трава не расти. Эксперты высказывают разные предположения, но многие сходятся в том, что после открытия Турции поток на российское черноморское побережье может упасть как минимум на треть. Как прогнозируют туроператоры, падение спроса на отдых в том же Крыму продолжится и в 2017 году. Не исключено, что эта тенденция связана с тем, что проживание в гостиницах Крыма подорожало этим летом еще на 15–30%, а уровень сервиса остался на прежнем низком уровне.

К себе не едем

По-прежнему в сложной ситуации остается и региональный внутренний туризм. Как отмечала ранее на одном из круглых столов руководитель офиса продаж «Росс­Тур» Тамара Пан продажи туров по России (Краснодарский край, Санкт-Петербург, Алтай, Байкал), увеличились, но проблемы остались те же, что и в прошлом сезоне. «Среди них — неготовность номерного фонда объектов размещения, отсутствие инструментов продаж, низкий уровень обслуживания на российских курортах и так далее», — говорит Пан. «В развитии внутреннего туризма должны быть заинтересованы местные власти, необходима их поддержка и финансирование. Нужно готовить квалифицированные кадры для индустрии гостеприимства. За рубежом мы наблюдаем, как прак­тически любой официант может изъясняться на нескольких языках с посетителями! А в Новосибирске нет даже названий центральных станций метро и улиц на английском языке. Насильно заставлять людей отдыхать в России мы не можем, но, имея в арсенале продуманные программы, недорогие билеты туркласса, хороших гидов на местах, мы сможем постепенно обратить взор наших туристов в сторону российских курортов и достопримечательностей. К тому же зачастую отдохнуть за рубежом получается выгоднее, чем в России. А это, как ни крути, решающий фактор для большинства россиян», — констатирует эксперт.

Но, пожалуй, основной проблемой развития внутрироссийского туризма остается транспортная недоступность. Складывается впечатление, что в этом году отечественного туриста решили «выжать» по полной и первыми в этом списке оказались отечественные авиакомпании. Полет на черноморское побережье, хоть Краснодарского края, хоть Крыма, выливается в неподъемные суммы. Это делает развитие внутреннего туризма просто невозможным. Обостряет ситуацию еще и то, что на заграничные перелеты цена значительно ниже. К примеру, согласно данным сайта Aviasales на 15 июля 2016 года, самая низкая цена перелета от Москвы до Симферополя составила около 10 800 рублей в одну сторону. В то же время перелет из столицы России до Милана стоит столько же. В Прагу из Москвы можно улететь за 7 600 рублей. До Мадрида 15 июля билет из Москвы обошелся в пределах 14 100 рублей, а уже на следующий день можно было улететь за 6 800 рублей. А, к примеру, перелет «Москва–Красноярск» 15 июля составил 19 900 рублей, и лишь в некоторые дни цена будет опускаться до 11 500 рублей. Чтобы посетить Санкт-Петербург, жителям Новосибирска придется отдать за перелет в одну сторону около 17 тыс. рублей (на 15 июля 2016 года), и только в некоторые дни стоимость перелета будет снижаться до 10 400 рублей. Совсем туго приходится жителям Дальнего Востока. Перелет от Владивостока до Москвы на 15 июля приблизился к 35 тыс рублей в одну сторону, минимальная цена июля — 21 тыс рублей.

«Увеличение количества российских туристов, приезжающих в регионы Сибири, может произойти только при дополнительном стимулировании. Поэтому в отношении въездного туризма и поез­док в Сибирь жителей центральных регионов России, прежде всего, Москвы и Петербурга, я настроен скептично. Проблема в том, что высокая стоимость перелетов автоматически переводит регио­нальный турпродукт в верхний ценовой сегмент, а вот инфраструктурно обеспечить массовый поток «дорогого» туриста регион не готов», — говорит директор Регио­нального информационно-аналитического центра STI (РИАЦ STI) Виталий Наумов.

Однако регионы не устают рапортовать об увеличении туристического потока. К примеру, количество туристов, приезжающих в Алтайский край, ежегодно возрастает. Так, если в 2013 году турпоток составил 1,6 млн человек, то в 2015 году уже достиг уровня в 1,9 млн человек (рост — почти 20%). На рост турпотока в Алтайском крае в 2015 году повлияла, в том числе, переориентация потока российских туристов с отдыха на заграничных пляжных курортах на путешествия внутри страны. Согласно экспертной оценке, в 2016 году рост турпотока по сравнению с 2015 годом составит 10–15%, что в количественном выражении превысит 2 млн человек. Но вряд ли удастся сохранить этот рост в следующем году, при условии возможного открытия еще и Египта и сохранения непосильных цен на внутрироссийские перелеты.

По мнению председателя правления Регио­нального отраслевого союза туриндустрии Сибири Натальи Куцевол, многое в развитии спроса на российские курорты зависит от их информационного продвижения. «Чтобы турист поехал, нужно, чтобы он вообще об этом месте узнал, а продвижение какой-либо территории силами самой турфирмы — необоснованные расходы, никто этим не будет заниматься. Однако чаще всего участники рынка не понимают, как взаимодействовать по российскому турпродукту», — констатирует эксперт.

Единственное направление, которое не испытает на себе давления внешних факторов, — санаторный отдых в Сибири. Если на остальные виды туризма спрос колеблется и никто из участников рынка не может найти четкие пути его развития, то лечебный сегмент был всегда устойчив. Но, по большому счету, это направление нельзя в полной мере отнести к туризму, в первую очередь люди едут на лечение, и, конечно, в этом случае санатории вне конкуренции. Сейчас туризм, как в Сибири, так и на остальной территории страны, пока что развивается исключительно с установкой — и так все купят, усиливает такую позицию и всколыхнувшийся спрос на более предсказуемые внутренние направления. Главная проблема — отсутствие здоровой рыночной конкуренции, следовательно, нет борьбы за сервис и качество предоставляемых услуг. К тому же российский отдых — дорогой, и туристу со средним достатком отдохнуть просто негде.

Ситуацию усугубляет и то, что снизился поток въездного туризма. По данным Росстата, в I квартале 2016 года в Россию было совершено 3,48 млн въездных туристских поездок. И это на 29% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Тогда к нам приехали 4,91 млн иностранцев. Соответственно уменьшилось и количество приезжающих из конкретных зарубежных стран. Так, число граждан Украины, занимающей и тогда и сейчас первую строчку данного «рейтинга», сократилось на 245 тыс. человек — с 1,457 млн до 1,212 млн. А поездок из Казахстана, занимающего вторую строчку, стало меньше вообще вдвое — 599 тыс. против 1,2 млн за аналогичный период прошлого года.

ОЭЗ прикроют 

Многие эксперты отрасли говорят, что российский турбизнес спасет только господдержка. Однако вопрос этот весьма спорный. С одной стороны, господдерж­ка, конечно, может дать существенный толчок для развития, с другой — результат это может принести только в том случае, если деньги будут направлены в верное русло и поддержка не будет носить точечный или хаотичный порядок. Достаточно обратиться к проблеме создания Особых экономических зон (ОЭЗ) в сфере туризма. В Сибири таких территорий четыре — «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, «Байкальская гавань» в Респуб­лике Бурятия, «Долина Алтая» в Республике Алтай и «Ворота Байкала» в Иркутской области. И только в Алтайском крае наблюдается относительное развитие этой зоны. В самом худшем положении — «Байкальская гавань», при строительстве объектов этой ОЭЗ необоснованно завышались расходы на выполнение различных работ. В апреле 2014 года по фактам значительных финансовых нарушений при строительстве ОЭЗ было возбуждено уголовное дело.

Сейчас очевидно, что работа по созданию ОЭЗ как точек развития туризма провалилась. Соответственно, и огромные финансовые средства, вложенные в эти мегапроекты, утекли в неизвестном направлении. Неэффективность задумки ОЭЗ уже признали даже в правительстве. Было принято решение закрыть десять особых экономических зон, а оставшиеся передать в управление регионам. «Механизм ОЭЗ оказался неэффективным — на зоны потратили 122 млрд рублей федерального бюджета, еще около 110 млрд рублей выделили регионы, а налогов получили только 23 млрд рублей, — сообщал ранее замминистра экономического развития Александр Цыбульский. — При этом частные ОЭЗ успешны и без госвливаний. До конца года правительство определится, какие из особых экономических зон (ОЭЗ) оказались неэффективными. Около десяти зон могут быть ликвидированы». Как стало известно, в этот список, скорее всего, попадут туристско-рекреационные территории. По действующему законодательству об ОЭЗ, закрыты могут быть зоны, в которые не удалось привлечь инвесторов в течение трех лет. Либо инвесторы там зарегистрированы, но бизнес не ведут и налогов не платят.

В Минэкономразвития тем не менее считают, что механизм ОЭЗ необходимо развивать и дальше, передав зоны под оперативное управление регионам. Имущество ОЭЗ также передадут регионам, сейчас идет его оценка. Кроме того, в заключаемых Минэкономразвития с субъектами Федерации соглашениях о передаче полномочий по управлению ОЭЗ будет установлена финансовая ответственность в виде возврата средств в федеральный бюджет за неэффективное функционирование ОЭЗ.

В свою очередь в РОСОЭЗ «Эксперту-Сибирь» сообщили, что для сдерживания развития ОЭЗ ТРТ существует несколько причин: высокая зависимость от сезонного фактора, конкуренция с другими российскими и зарубежными курортами, высокая стоимость цен на железнодорожные и авиабилеты, качество развития сопутствующего сервиса и индустрия гостепреимства на прилегающей к ОЭЗ территории, включая аэропорты, автобусные и экскурсионные маршруты, наличие обученного персонала и т.д. «Кроме того, на наш взгляд, инициаторами создания отдельных ОЭЗ в лице субъектов РФ был изначально излишне оптимистично оценен потенциальный спрос со стороны инвесторов — операторов туристской инфраструктуры и соответствующий эффект от бюджетных вложений», — пояснили в пресс-службе РОСОЭЗ.

Тем не менее, в Ростуризме по-прежнему настроены оптимистично, согласно прогнозу, по итогам 2016 года рост внутреннего турпотока составит порядка 15%. Кроме этого, в ведомстве рассказали, что в июле стартовал новый этап информационной кампании «Время отдыхать в России». Впервые предметом продвижения стали не отдельные регионы, а межрегиональные «брендовые» национальные маршруты, расширена география проекта — в нем приняли участие более 30 регионов России. И все же получить внятный ответ на вопрос «за счет каких преимуществ будет продвигаться отечественный турпродукт» нам так и не удалось. Одного только информирования населения о том, какие красоты и турмаршруты есть в стране, явно недостаточно. 

У партнеров

    Реклама