Заняли оборону

Специальный проект
Москва, 18.07.2016
Аналитический центр «Эксперт-Сибирь»
«Эксперт Сибирь» №26-29 (478)
Фармацевтические компании Сибири завоевывают свои ниши на местном фармацевтическом рынке, а на федеральный уровень пробиваются единицы

Отечественная фармацевтическая промышленность демонстрирует один из самых высоких темпов роста в индустриальном секторе экономики страны. Хотя по стоимостным и физическим объемам в сложившейся структуре фармацевтического рынка наблюдается доминирование зарубежных лекарственных средств, потребительских предпочтений к ним и маркетинговых дистрибьюторских возможностей иностранных производителей наша отрасль, конечно, заведомо занимает более слабую позицию. Такие оценки можно дать исходя как из объемов производства — в 2015 году они достигли 231 млрд руб­лей, — так и темпам прироста — 26% (!) к предыдущему году. В целом же, по данным Минпромторга РФ, объем российского фармацевтического рынка в денежном выражении в 2015 году вырос на 10,34% по сравнению с 2014 годом и составил 1,12 трлн руб­лей. В этом свете нельзя не сказать, что российская фармацевтическая отрасль является достаточно привлекательной для новых производственных мощностей, создаваемых как резидентами, так и иностранными инвесторами, а также для модернизации и расширения существующих фабрик и технологических линий.

О структуре отрасли

Так, из материалов Министерства промышленности и торговли России известно, что только с 2013 года в нашей стране открыто 19 фармацевтических производственных площадок, из которых 7 построено иностранными компаниями. Это до обидного недостаточно, учитывая, что на них все еще в заметном объеме производятся несложные препараты, а существенная часть сложных, а значит дорогостоящих, лекарств не получает возможности для локализации в нашей стране и трансферта технологий и оборудования для их выпуска — от субстанций до готовой лекарственной формы.

Тем не менее, уже сейчас каждая вторая упаковка лекарственных средств в нашей стране — отечественного производства. По итогам 2015 года доля отечественных лекарств из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) составила 72,4% со стадии производства готовой лекарственной формы и 81% наименований препаратов вместе со стадией упаковки. Но регламентированный федеральным органом здравоохранения набор лекарств (на них регулируются цены) — это одна сторона вопроса, и в сфере государственных закупок и обеспечения учреж­дений здравоохранения, несомненно, достигнут результат по замещению отечественными наименованиями. С другой стороны, в коммерческом секторе оптовой и розничной торговли решение о выборе препаратов потребители принимают на основе рецептурного лечения, рекомендаций провизоров и своего личного опыта и сложившихся либо навязанных стереотипов. И в этой части ситуация прямо противоположная, препараты отечественного производства значительно уступают импортным.

 23-02.jpg

В стоимостном выражении продукция иностранных производителей занимает около 73% всего объема рынка в стране (соответственно, доля лекарств российского производства в денежном выражении составила 27% от общего объема рынка), а около 70% лекарственных средств, производимых в России, основаны на импортированных субстанциях. Такое соотношение стабильно на протяжении последних 10–15 лет, поскольку цена оригинальных брендированных импортируемых зарубежных лекарств изначально высока и с учетом девальвационных процессов их доля на рынке доминирует. Но поскольку отечественные производители заполняют низкий ценовой сегмент дженериками, то в номинальном соотношении сейчас ситуация улучшилась — пропорции примерно 60 на 40, но все же в пользу импортных средств.

Поэтому следует с настороженностью относиться к словам высоких представителей Минпромторга России о том, что в нашей стране уже выстроена сильная фармацевтическая промышленность. Новые сильные предприятия в регионах, разумеется, имеются, но все еще не обладают достаточно высокими по инновационному и технологическому уровню компетенциями и конкурентоспособностью, чтобы считаться игроком глобального масштаба, уровня таких гигантов фарм­индустрии, как Novatis, Pfizer, Roche, Sanofi и Merck — пятерка крупнейших мировых производителей (с оборотами свыше 36 млрд долларов в год) и даже не Alexion, Lundbeck и Stadа (около 2,5 млрд долларов). А значит, вся отечественная фармацевтическая отрасль сильная, но в очень и очень разумных пределах. По крайней мере, хоть о каком-то значении на уровне мирового говорить не приходится.

 23-03.jpg

Отсюда следует ряд выводов. Российская фармацевтика не имеет шансов в обозримой перспективе даже десяти лет стать заметной частью мировой или хотя бы европейской фармацевтической отрасли исключительно из-за колоссального разрыва в научно-инновационном, технологическом и инвестиционном развитии между отечественными и зарубежными предприятиями-лидерами. В конце концов, этого не позволят сделать как раз те самые американские, европейские и индийские корпорации, с учетом «включения» любых нерыночных барьеров против наших фармацевтов. Не говоря уже о сверхэффективной их маркетинговой деятельности в странах присутствия. Следовательно, необходимо сконцентрироваться, прежде всего, на обеспечении растущих потребностей нацио­нального рынка и в рамках Единого экономического пространства между странами ближнего зарубежья. И делать это следует не в инертном варианте, а через переход на инновационную технологическую модель развития.

О взлетах и падениях

Сибирская фармацевтическая отрасль в целом заметно сдала позиции в развитии — выручка «просела» сразу у нескольких крупных и средних игроков рынка: «Эвалар» — крупнейший производитель натуральных лекарственных средств и биологически активных добавок — на 5,3%, а у одного из лидеров отрасли — томского предприятия «Фармстандарт-Томскхимфарм» — выручка в 2014 году снизилась на 23%, а уже по данным 2015 года ситуация с реализацией еще сильнее ухудшилась — обороты упали до 2,78 млрд руб­лей (на 26,8%). Фактически за два года предприятие сократило объемы производства и объемы реализации в два раза! Резко снизили реализацию такие сильные фармацевтические компании, как «Алтайвитамины» (на 22,4% до 1,157 млрд руб­лей) и новосибирская «АБОЛмед» (на 28,2% до 922 млн руб­лей).

Первая известна как производитель более 100 лекарственных препаратов различных фармакотерапевтических групп для лечения сердечнососудистых и респираторных заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта и других заболеваний с использованием природного растительного сырья. Ряд препаратов имеют спортивное назначение, а также хорошо известны биологические добавки, косметические средства и препараты функцио­нального питания. Вторая компания, показавшая заметное сокращение доходов, — «АБОЛмед», является одним из ведущих в стране производителей парентеральных (инъекционная и ингаляционная) форм современных антибиотиков, в номенклатуре значится более 20 позиций лекарственных препаратов. Сложная ситуация сложилась у небольших узкоспециализированных регио­нальных фармацевтических заводов — у Анжеро-Судженского химико-фармацевтического завода и Барнаульского завода медицинских препаратов: снижение выручки у каждого около 27%. Получается, что несмотря на растущий рынок фармацевтической продукции в стране и несомненно нарастающие перспективы, регио­нальным предприятиям все еще чрезвычайно сложно удерживать ситуацию под контролем. Слишком сильна конкуренция, слишком сложны процедуры включения в число поставщиков по государственному (госпитальному) заказу, перспективные ниши заняты или другими российскими игроками, или зарубежными поставщиками, налаженные технологические процессы (вплоть до дизайна и упаковки) устаревают и требуют инвестиций.

 23-04.jpg
 23-05.jpg
 23-09.jpg

В целом можно сказать, что в отрасли первую скрипку играют крупнейшие производственные структуры федерального уровня, такие как «Фармастандарт», «Сотекс», «Валента», модернизированные для производства по международным стандартам фармацевтической продукции. Конечно, даже в этих условиях многие сибирские предприятия находят и реализуют способы преодоления кризисов и сложных ситуаций на рынке и показывают результаты. В этом смысле большинство фармацевтических предприятий среднего и малого бизнеса в регионах, в частности, Сибири, являются спойлерами в отрасли, позволяющими работать в узких продуктовых и ценовых сегментах. Вряд ли стоит говорить о противостоянии между регио­нальным малым и средним бизнесом и крупными фармацевтическими группами — каждый занимается своим сегментом рынка, своей группой препаратов и четко осознает «потолок» своего роста.

Правда, некоторые из них, находясь на уровне start-up или недавно преодолев его, имеют благодаря своему инновационному уникальному продукту огромные перспективы для развития на федеральном и международном уровне (как пример — компания Scientific Future Management, см. «Время упущено» в «Эксперте-Сибирь» № 18–10 за 2015 год).

Практически в два раза возросла реализация у иркутского «Фармсинтеза» (до 3,88 млрд руб­лей), одного из крупнейших фармацевтических сибирских предприятий, выпускающее противотуберкулезные препараты и готовые лекарственные формы препаратов основного и резервного ряда. Номенклатура выпускаемых противотуберкулезных препаратов включает более 100 наименований продукции разнообразных лекарственных форм, а объем производства — 30 миллионов упаковок в год. Сегодня компанией рассматривается проект строительства фармацевтического завода по производству активных фармацевтических субстанций на территории опережающего социально-экономического развития «Усолье-Сибирское». Это более 10 млрд руб­лей инвестиций, около тысячи новых рабочих мест и… снижение импортозависимости.

Новосибирский производитель препаратов под торговой маркой RENEWAL Производственно-фармацевтическая компания «Обновление» также показал прирост выручки в полтора раза — до 1,6 млрд руб­лей. Современные технологии компании позволяют производить эффективные лекарственные средства, входящие в список жизненно важных средств.

О неконсистентности отрасли

Компаний, которые относятся к фармацевтической промышленности, в Сибири крайне мало — мы привели данные по 40, разделив их для более или менее корректной оценки структуры рынка на две группы — «первичную», в которую включены 20 предприятий с выручкой свыше 160 млн руб­лей, которые имеют «вес» на рынке, а также «вторичную» — ниже 140 млн руб­лей, — то есть вплоть до небольших фирм, занимающихся выпуском гомеопатических средств или фитопродукции, с годовыми оборотами около 20 млн руб­лей. Предприятий с выручкой свыше 1 млрд руб­лей — всего восемь.

 Можно констатировать, что сибирская фармацевтическая отрасль слаборазвитая и имеет четкую специализацию по производству ограниченной линейки препаратов, причем, в большинстве своем, с невысокой добавленной стоимостью. Основной объем фармацевтического рынка Сибири занимают лекарственные средства всех необходимых групп от предприятий из центральной части страны и зарубежных производителей. Вместе с тем, стоит обратить внимание на то, что в Сибири фармацевтические предприятия — это компании с полным циклом производства, а не «упаковочный» конвейер поставляемых из-за рубежа препаратов. Это может стать для сибирской фармпромышленности преимуществом в конкурентной борьбе на регио­нальный рынок.

Но самым важным является тот фактор, что фармацевтическая промышленность сейчас — это технологическая сфера деятельности, имеющая большие интеллектуальные и финансовые барьеры входа в отрасль. Инвестировать в нее станут либо крупные российские фармацевтические предприятия, либо профессионалы фармацевтического дела, способные вложится в относительно рискованный, но с большими перспективами, фармацевтический бизнес с «нуля».

Динамика выручки и чистой прибыли 40 крупнейших фармкомпаний Сибири в 2013-2016 гг. Децильное распределение выручки рейтинга
20 крупнейших компаний фармацевтической промышленности Сибири (по данным 2014 года)
5 крупнейших фармкомпаний Сибири по чистой прибыли
5 наиболее динамичных фармкомпаний Сибири по приросту выручки
5 наиболее рентабельных фармкомпаний Сибири

У партнеров

    Реклама