Мечта по франшизе

Александр Дыжин
26 сентября 2016, 00:00
  Сибирь

Каждый человек, решивший заняться бизнесом, встает перед выбором: открыть собственное дело или инвестировать во франчайзинг. Самостоятель­ное открытие бизнеса может быть максимально доходным, но и максимально рискованным

В свою очередь, франчайзинг позволяет уменьшить риски. Сфера общественного питания — один из крупнейших рынков франшиз в России, показывающий положительную динамику развития и имеющий широкий диапазон по стартовым инвестициям.

Сеть ресторанов быстрого обслуживания SUBWAY — один из глобальных лидеров в сфере общественного питания. Сейчас это самая крупная сеть ресторанов быстрого обслуживания в США и Канаде, число ресторанов в мире — 44 600, в России — 633. SUBWAY успешно работает по системе франчайзинга с 1974 года, в России сеть появилась в 1994 году, когда мастер-франшизу на право развития сети приобрела американская компания Subway Russia Franchising Company. На начало 2010 года в России было всего около 60 точек SUBWAY. За последующие шесть лет сеть выросла до более чем 600 заведений.

Получить франшизу SUBWAY довольно легко, но при этом каждый из практически 300 франчайзи компании знает, что управление рестораном  — это большой труд. По словам президента «Сабвэй Раша Девелопмент Компани» (развивает франшизу в России) Геннадия Кочеткова, большинство франчайзи SUBWAY в России — состоявшиеся предприниматели, для которых бизнес в фаст-фуде не первый. До кризиса 2008 года многие состоятельные люди вкладывали средства в паевые или инвестиционные фонды, недвижимость, но в какой-то момент это перестало работать, и часть из них решили попробовать себя в общепите.

«Во время любого кризиса появляется много людей, которые хотят вложить деньги в общепит, потому что традиционные инвестиционные модели не внушают доверия. Но это только со стороны кажется, что открыть точку питания в набирающем популярность сегменте фаст-фуда по франшизе — это гарантированные деньги, что делать ничего не нужно. Однако если у человека нет любви к гостю и своему делу, способностей к работе в общепите — вряд ли что-то получится», — говорит Геннадий Кочетков.

Последние два года нестабильности и волнений уменьшили сеть SUBWAY в России на 50 точек. У некоторых франчайзи были отозваны лицензии, часть ушла из сети из-за разногласий франчайзи с франчайзером, не скрывает Кочетков. И поясняет: принципиальная позиция сети сегодня — курс не на количество, а на качество.

Сегодня на волне роста потребительского интереса к фаст-фуду как никогда соблазнительно «войти» в ресторанный бизнес, у компаний-франчайзеров жестких требований к потенциальным франчайзи нет. При этом, по опыту SUBWAY, чем внимательней сеть будет относиться к выбору франчайзи, тем больше шансов на успех.

«Мы смотрим, есть ли у человека предпринимательский опыт: нужно, чтобы он понимал, что собой представляет бизнес. Кроме того, например, не все молодые люди могут управлять своими ровесниками, — рассказывает Кочетков. — В США франшиза SUBWAY продается только тем, кто сам будет управлять бизнесом, для России в этом плане сделано исключение, однако с недавних пор мы не стали продавать франшизу, если у кандидата на сто процентов заемные средства на развитие бизнеса. В условиях кризиса такой подход вполне оправдан».

Франшиза SUBWAY в России раньше стоила 12 тыс. долларов (без НДС, в США — 15 тыс. долларов), но из-за резкой девальвации руб­ля в декабре 2014 года паушальный взнос было решено снизить до 7 500 долларов. Вторая франшиза обойдется дешевле — 5 625 долларов, третья и последующие — 3 750 долларов. Таким образом, инвестиции в открытие точки SUBWAY в России сейчас колеблются от 4 до 6 млн руб­лей — в зависимости от площади и состояния помещения.

С франчайзи заключается договор коммерческой концессии на 20 лет. По условиям договора партнер получает право открыть один ресторан в согласованном месте. Эксклюзивных прав на развитие какой-либо территории франшиза SUBWAY не предусматривает.

Франчайзер предоставляет своим франчайзи доступ к Базе знаний SUBWAY, утверждает выбранное помещение, готовит дизайн-проект ресторана и обучает предпринимателя и управленческий персонал. По итогам обучения в Учебном Центре SUBWAY в Санкт-Петербурге новоявленный владелец франшизы должен сдать экзамен, без этого он не получит разрешения открыть свой ресторан.

В среднем, открытие ресторана в России занимает два–три месяца с момента подписания договора. Каждый франчайзи платит роялти 8% от выручки, а также 1,5% от выручки в маркетинговый фонд. По статистике, хороший ресторан работает с 20-процентной рентабельностью, что позволяет владельцу окупить свои вложения за 24 месяца. После открытия ресторана SUBWAY обеспечивает всестороннюю поддержку для своих франчайзи: специалист компании посещает каждый ресторан сети не реже одного раз в месяц, вне зависимости от удаленности. Плюс, франчайзи получает доступ к рекламному фонду и электронному ресурсу Subway Partners c базой маркетинговых материалов и полезной информацией.

Российский рынок фаст-фуда еще не насыщен, уверены эксперты. В регионах — особенно. В последнее время активно развиваются как крупные сети, так и авторские проекты, что для рынка, в любом случае, — положительная тенденция.

По мнению независимого консультанта, члена нацио­нальной гильдии шеф-поваров и президента Сибирской федерации рестораторов и отельеров Николая Ильина, места хватит всем: «В вопросе «кто выживет — сетевики или локальные маленькие бренды» все просто. Все зависит от того, насколько ты ориентирован на гостя. Если мы говорим о крупных компаниях — безусловно, маркетинговая поддержка, стандарты и автоматизация процессов играют роль, но открылся долгожданный «Макдональдс» — и нормально работает наряду с KFC. И «Карс Джуниорс» вернулся. И всем хватает. То есть, вопрос в том, что мы предлагаем людям, какой наш продукт и как мы его делаем».