Своим путем

Несмотря на то, что споры о подходах к образованию и просвещению человечество ведет не первый век, скорости технологических и социальных процессов последнего десятилетия говорят о том, что структура образования и занятости человека в мире уже в самые ближайшие годы может измениться до неузнаваемости

И дело не только в том, что традиционные формы получения образования, будь то очная, заочная формы или экстернат в развивающейся с каждым днем системе открытого образования интегрируются в единое образовательное пространство, а открытые онлайн-курсы достигнут пика популярности. Сам смысл получения образования неминуемо будет претерпевать значительные изменения, уверены создатели учебно-просветительского проекта «Новосибирский открытый университет».

«Эксперт-Сибирь» продолжает разговор об альтернативных образовательных проектах Сибири.

Университет как свободная зона

Новосибирский открытый университет (НОУ) был создан общественными активистами, учеными и деятелям искусства в декабре 2015 года. В его рамках проводятся бесплатные образовательные курсы по самым разным гуманитарным направлениям.

«НОУ — это инициативное объединение ученых, искусствоведов, культурологов, специалистов в различных, — преимущественно гуманитарных, — отраслях знаний, ставящее своей целью организацию планомерной просветительской работы, посвященной увеличению доступности новых знаний для максимально широких кругов общества», — так проект описывает себя в открытых группах в социальных сетях.

Реализуется же достижение целей с помощью циклов экспертных лекций, дискуссий, «живых библиотек» и других форматов встреч. Проект действует в режиме открытого университета, занятия в котором проходят на регулярной основе и образовательный цикл формируется из набора экспертных курсов, которые слушатель выбирает самостоятельно. Курсы самые разнообразные — популярное музыкознание и история стран, основы психоанализа и современный гипноз, правовая самооборона и урбанистика, и многое другое.

Форма организации НОУ — свободное партнерство образовательных и дискуссионных сообществ, индивидов, общественных организаций, занимающихся просвещением и наукой. Занятия проходят на площадках книжных магазинов, в библиотеках, технопарке, джаз и арт-клубах, а в теплое время года и под открытым небом. Посещение занятия любого формата бесплатно для любого желающего. И в этом, по словам идеолога и одного из создателей проекта Романа Шамолина, принципиальное отличие НОУ от других образовательных проектов.

«Для нас это, прежде всего просветительский проект — такая «высшая народная школа». Идея возникла у нас с Романом (Роман Столяр — композитор и пианист-импровизатор, один из основателей проекта Новосибирского открытого университета) после проведения Форума российской интеллигенции в Москве, — рассказывает Роман Шамолин. — Там был круглый стол с участием людей, связанных как с наукой, так и с образованием и искусством. И мы много говорили о том, что современные государственные вузы — не место для идей, в нынешних условиях там крайне затруднительно развиваться, реализовываться, потому что все крайне формализовано и стандартизовано, тотальная подотчетность преподавателей. И сложно даже не потому, что строго нельзя — спроса нет на это».

Сегодня Роман Шамолин — ректор Новосибирского открытого университета с 20-летним стажем работы в государственных и негосударственных вузах, бывший проректор по науке Новосибирского классического института, доцент кафедры психологии личности Новосибирского государственного университета. Он вспоминает, что долгое время после своего ухода из НГУ, где он проработал 14 лет, улыбался от удовольствия и радовался принятому решению: «К примеру, когда факультет психологии НГУ только организовывался, там была импровизация, свежий воздух, там было здорово. Дипломные работы студентов действительно представляли поиск чего-то, разработку концепций. А затем все это начало сворачиваться благодаря постоянному интересу министерства образования, и к 2008 году от студентов уже не требовалось никакой импровизации. Шаг вправо, шаг влево — уже не валидно, оценка будет ниже, есть шанс, что вообще студент не защитит курсовую или диплом, если у него есть свежая мысль. Ведь свежая мысль, естественно, всегда менее обоснована, чем какие-то стандарты».

«Нужно понимать, почему спроса нет, — включается беседу Роман Столяр. — В области музыки, например, потребность потребности рознь. Ведь если вы не пробовали апельсин, то вы его не захотите никогда в жизни. Консерваторские студенты не знакомы с современной музыкой, и у большинства из них нет желания с ней знакомиться. И логично, что у большинства из них будет вопрос: «Зачем нам это надо?» Сейчас в репертуаре культурных учреждений современная музыка практически не звучит, за очень редким исключением, когда кучка энтузиастов в Новосибирске периодически исполняют ее. Круг замкнулся, если нет спроса — нет и предложения. И мы бегаем по этому замкнутому кругу, а хочется этот круг разорвать».

Музыкант приводит в пример опыт вузов США, где он преподавал: «Там абсолютно вариативная система обучения, причем везде. Есть обязательные предметы, где-то треть или четверть, и есть большой список дисциплин по выбору, которые лежат в рамках профессии. Но при всем этом студент может выбирать предметы как захочет. Есть курсы, которые выходят за рамки профессио­нальной компетенции, что называется «для себя», чтобы обеспечить задел на второе образование. У нас никакой гибкости или вариативности нет — вот стандарт! В США, Европе тоже есть массовая культура, влияние которой очень мощно, но при этом они нашли великолепный выход — они оставили университеты! Университеты там — это свободная зона. Ты попадаешь в университет, и ты делаешь все, что угодно. И, поверьте, оттуда выходят прекрасные специалисты с отличным знанием дисциплины с весьма достойным взглядом на мир, потому что эта вариативная система дает возможность посмотреть на мир несколько дальше своей собственной профессии. Блок предметов по выбору, которые не относятся к твоей профессии, дают такую возможность».

 17-02.jpg

Слушатель, вольно!

По мнению главных двигателей проекта Новосибирского открытого университета — философа (к.ф.н.) Романа Шамолина, музыканта Романа Столяра и выпускника гумфака НГУ Дмитрия Холявченко — в наши дни, когда формальная задача высшего образования стала ключевым трендом, просвещение как таковое уже не относится к компетенции вузов. НОУ же создавался как проект академического просвещения — «для реализации прямого, не регламентированного никаким министерством контакта: эксперт — аудитория».

Среднее количество слушателей в рамках одной встречи НОУ — 25–30 человек. Общая характеристика аудитории — уровень IQ выше среднего. Возраст — от школьников до пенсионеров.

Несмотря на кажущееся разнообразие действующих сегодня онлайн- или офлайн-курсов, создатели НОУ акцентируют внимание на уникальности своего проекта и уточняют: несмотря на успешно организованную «Медиану мэра» в Новосибирске, собравшую на дискуссионную площадку много медийных лиц, политиков и общественников, деятельность НОУ не выражает интересы каких-либо политических фракций нашего времени. Ведущий интерес НОУ заключается в том, чтобы «активировать интеллектуальный, критически-рацио­нальный потенциал соотечественников».

«Обычно целью открытых встреч или лекций ставится либо развлечение, либо политические шоу, либо это платные образовательные курсы, рассчитанные на подготовку к экзамену в вузе, — поясняет Дмитрий Холявченко. — У нас тоже есть опыт таких мероприятий. Но формат НОУ — это именно академическое просвещение. И в режиме офлайн, вживую, я таких проектов в гуманитарной сфере больше не встречал. Наша задача — «усложнить восприятие мира», как любит говорить Роман Шамолин. Но слово «усложнить» мне немного не нравится, это все-таки научно-просветительский проект. Я бы сравнил его с такими проектами, как «Гефтер», например. И люди приходят, потому что им интересно».

Эксперты НОУ — представители преимущественно гуманитарных областей знания: история, философия, психология, искусство, политология, право, экономика, культурология. Это люди в основном с научными степенями, заслуженные деятели искусства, — так или иначе состоявшиеся в своей сфере, медийно известные, профессионалы. Однако, основной критерий, по словам организаторов проекта — наличие накопленного опыта и знаний и желание ими делиться. Так же как у слушателей — вольное, не замешанное на стремлении получить «корочку» специалиста, желание узнать новое.

Вольнослушатели в официальных вузах — довольно редкая категория людей, отмечает Шамолин. Во-первых, университеты нигде не рекламируют себя в качестве мест, открытых для всех желающих; во-вторых, они такими и не являются; в-третьих — пропускная система. Отсюда вывод: с истинным желанием просвещения сегодня следует обращаться к альтернативным источникам. Пусть и не гарантирующим документальное подтверждение полученным знаниям.

Впрочем, и в этом направлении НОУ не так давно сделал первые шаги.

Добрая воля и академический стандарт

В марте текущего года Новосибирский открытый университет объявил о запуске первой программы профессио­нальной переподготовки совместно с Новосибирским госуниверситетом экономики и управления (НГУЭУ), посвященной современной антропологии.

Занятия по программе «Современная антропология» рассчитаны на четыре учебных семестра по четыре-пять месяцев, для каждого из которых подготовлен определенный модуль: «Основы антропологии», «Поведение человека», «Идентичность человека», «Антропологические перспективы (футурология)». Слушатели могут по желанию выбрать один из них или несколько и получить по итогам успешного окончания каждого удостоверение о повышении квалификации.

Среди преподавателей — эксперты НОУ: кандидат философских наук Роман Шамолин, руководитель центра «Эврика» Анна Павловец, кандидат медицинских наук, доцент НИЭПП Андрей Гронский, психоаналитик Екатерина Затримайлова, искусствовед и культуролог Эрика Куфельд и другие. Средняя стоимость обучения за семестр — 25 тысяч руб­лей.

«Для Новосибирского госуниверситета экономики и управления опыт сетевого взаимодействия — не первый, однако совместный проект с Новосибирским открытым университетом занимает в нашей деятельности особое место, — прокомментировал запуск программы начальник управления дополнительного образования НГУЭУ Сергей Чернышов. — Объединяя огромный потенциал НОУ и его аудиторию с академическими стандартами и опытом НГУЭУ, мы получаем действительно интересный образовательный продукт, аналогов которому в Новосибирске пока не существует».

По словам Романа Шамолина, программа переподготовки по специальности «Современная антропология» будет интересна тем, кто хочет знать о таком проблемном феномене, как человек, — существенно больше, чем обычно принято. «Задача антропологии — активировать наиболее проблемные вопросы, связанные напрямую с человеческим существованием. Современная антропология включает в себя разделы множества научных направлений: психологии, биологии, философии, политологии, эстетики, — широкий спектр, дающий возможность представить человека весьма полноценным образом», — поясняет учредитель проекта. И добавляет, что пока в планах больше нет других совместных образовательных программ с вузами.

На вопрос, каким видится будущее проекта в перспективе 5–10 лет, создатели НОУ уверенно отвечают: самостоятельным и максимально неформализованным.

Что касается финансирования — основной принцип НОУ останется прежним: не брать деньги со слушателей. В настоящее время все эксперты проекта работают по принципу волонтерства, встраивают встречи с аудиторией проекта в свой рабочий график, получая взамен возможность реализовать свою творческую энергию и видеть, как твои идеи отзываются. Это стоит больше, чем финансовые поступления, уверены создатели проекта. А с помощью партнеров, которые бесплатно предоставляют площадки под мероприятия, сами зовут и предлагают идеи — есть все шансы, что альтернативный образовательный проект НОУ будет успешно развиваться.

«Расширение сферы деятельности, как количественно, так и качественно — подспудная цель любого проекта, — рассуждает Роман Столяр. — Субъективно мне хотелось бы больше контакта с профессио­нальными музыкантами, но пока это не очень возможно. Может быть, нас заметят в профессио­нальных музыкальных учебных заведениях, захотят выйти из своих раковин. Пока это не работает, сейчас официальное образование идет своим путем, мы — своим».