Город умный, но бедный

Экономика и финансы
Москва, 27.05.2019
«Эксперт Сибирь» №20-24 (532)
Реализация пятилетнего федерального проекта «Умный город» сулит сибирским муниципалитетам миллиарды бюджетных и частных инвестиций. Наибольшее финансирование от федерации ждут пилоты — города, которые первыми внедрят передовые цифровые и инженерные решения

На сегодня федерация одобрила заявки на включение в пилотный проект «Умный город» пяти сибирских городов. Трехсторонние соглашения подписали Минстрой России, Красноярский край и города Красноярск, ЗАТО Железногорск и ЗАТО Зеленогорск, а также Кемеровская область и Междуреченск. Добро от Москвы получил и крупнейший сибирский мегаполис — Новосибирск. Регионы и муниципалитеты, подписывающие соглашение, взяли на себя обязательства по выполнению дополнительных мероприятий стандарта «Умный город» и внедрению инновационных решений.

«У каждого города своя специфика. Например, в Железногорске и Зеленогорске активно развиваются ядерные технологии. Важно чтобы эти города стали конкурентоспособными, комфортными и безопасными для жителей, — рассказывает министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев. — В Междуреченске Кемеровской области помимо мероприятий стандарта будут внедряться цифровые платформы в школах — по питанию и контролем за школьной дисциплиной».

По словам мэра Новосибирска Анатолия Локтя, первым шагом на пути создания умного города станет внедрение единых цифровых платформ и сервисов по вовлечению горожан в управление городскими процессами, которые должны заработать в каждом муниципалитете страны уже в 2020 году. «Нам предстоит внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре. Появится возможность быстрее и безопаснее передвигаться по городу, рационально освещать улицы, лучше регулировать системы отопления. Мы будем использовать экономичные решения не только в коммунальном комплексе, но и при формировании городской среды», — отметил градоначальник.

Стандартная процедура

Ведомственный проект «Умный город» стартовал в России в 2018 году. В начале этого года он вошел в национальный проект «Жилье и городская среда» и национальную программу «Цифровая экономика». Проект направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан.

В марте Минстрой России утвердил стандарт «Умного города» — набор базовых и дополнительных мероприятий, которые города участники проекта — муниципалитеты с населением свыше 100 тыс. человек — должны выполнять до 2024 года. Стандарт разработан совместно с ведущими российскими экспертами в области цифровизации и основываясь на опыте других стран. Документ включает мероприятия по восьми направлениям: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис.

По всем направлениям в Стандарте обозначены конкретные эффекты, которые должны быть достигнуты к 2024 году. Это, в частности, повышение эффективности управления городской инфраструктурой, снижение аварийности и уровня потерь на коммунальных сетях. Должны повыситься прогнозируемость и управляемость городской инфраструктуры, снизиться число чрезвычайных ситуаций. Эффективность городских транспортных систем вырастет, как и эффективность сбора муниципальных налогов. Через шесть лет количество дорожно-транспортных происшествий должно уменьшиться, а уровень раскрываемости преступлений возрасти. И российские города станут привлекательнее для туристов.

«Мы постарались в Стандарте отразить те задачи, которые требуют решения в максимально короткий срок, — заявил на КЭФ­2019 Владимир Якушев. — В первую очередь это касается систем жизнеобеспечения города. Мы сегодня далеки от того, чтобы сказать, что наши сети, системы водоподготовки и водоочистки, наши канализационные сооружения работают так, как нам хотелось бы. Другая проблема — транспортная инфраструктура. Если в муниципалитете нет полноценно работающего общественного транспорта, мы не можем сказать, что чувствуем себя в этом городе комфортно. Наконец, вопрос безопасности. Горожане должны быть уверены как в своей безопасности, так и в безопасности своих детей».

Помимо стандарта Минстрой России сформировал открытую базу технологий и разработок «Банк решений умного города», где размещены проекты, которые уже доказали свою эффективность и могут быть тиражированы. А также создал Нацио­нальный центр компетенций проекта «Умный город», в задачи которого входит разработка, внедрение и популяризация технологий, оборудования, программ, направленных на повышение уровня цифровизации городского хозяйства.

Города-пилоты взяли на себя обязательства выполнить Стандарт досрочно, а также реализовать комплекс дополнительных мер в соответствии с «дорожными картами» по комплексной цифровизации городского хозяйства, разработанными с участием независимых экспертов. Таким образом, пилоты станут площадками по тестированию передовых цифровых и инженерных решений, управленческих подходов и правовых моделей, необходимых для цифровой трансформации городского хозяйства.

По словам Владимира Якушева, особое внимание при реализации проекта «Умный город» Минстрой России уделит вопросам синхронизации городских и региональных информационных систем. «У нас очень много программных продуктов, которые не синхронизируются между собой. Причем проблемы в синхронизации есть не только между субъектом и муниципалитетами, но и между разными департаментами региональных правительств. А ведь на разработку таких программ тратятся огромные федеральные деньги», — посетовал министр.

Инфраструктура и опыт

В Сибири наибольшим потенциалом для развития «Умного города», по мнению экспертов, обладают Красноярск и Новосибирск. На конкурентоспособность Красноярска повлияло проведение Универсиады­2019. Во время подготовки к студенческим играм в цифровизацицию города, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры было вложено почти 2,5 млрд рублей. «Мы сознательно вкладывали в те вещи, которые сможем использовать после завершения Универсиады. Это единая цифровая платформа, которую мы сейчас разворачиваем для «Умного города», центры управления и большое количество телекоммуникационных устройств», — говорит министр цифрового развития Красноярского края Николай Распопин.

Сильная сторона ЗАТО Красноярского края — Железногорска и Зеленогорска — наличие куратора в лице «Росатома». Последние годы эта госкорпорация специализируется на разработке и внедрении единых платформ для «умного города». «В нашем представлении «умный город» — это город с высоким индексом развития человеческого капитала, где главной ценностью является человек, — рассказывает руководитель проекта блока по развитию и международному бизнесу госкорпорации «Росатом» Антон Зубков. — И город можно назвать умным только в том случае, если человек включен в процесс его развития».

Неудивительно и то, что Минстрой России поддержал инициативу Новосибирска войти в число пилотов. За последние годы в мегаполисе придумано и реализовано немало «умных» решений для городского хозяйства. Это и муниципальный геоинформационный портал «Мой Новосибирск», содержащий информацию об объектах городской инфраструктуры, отключениях систем жизнеобеспечения города и сообщениях жителей о проблемах в городском хозяйстве; и геоинформационная система «Ритуал», где собраны сведения о захоронениях на кладбищах Новосибирска; и «умные» остановки для общественного транспорта, позволяющие получить информацию о прибытии транспорта и маршрутах передвижения, узнать о городских спортивных и культурных мероприятиях. По словам начальника департамента связи и информатизации мэрии Новосибирска Александра Горнштейна, общее число активных пользователей муниципальными геоинформационными системами составляет около 35 тыс. человек. «Ежедневно на портал «Мой Новосибирск» заходит около 1,5 тысяч человек. Каждый год количество посетителей портала прирастает на 15­20 процентов», — отметил он. За четыре года специалисты департамента отработали около 30 тыс. онлайн-сообщений от горожан.

«Уже сегодня для создания базы цифровой экономики в муниципалитете активно осуществляется оцифровка городской инфраструктуры. Мэрия широко внедряет в практику городского управления информационные платформы, которые позволяют контролировать муниципальные объекты и управлять ими», — констатирует руководитель департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Люлько.

Одновременно с участием в федеральном проекте власти Новосибирской области реализуют и региональный пилот. Как рассказал руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов, систему «умного города» планируется внедрить в рабочем поселке Кольцово под Новосибирском. По словам чиновника, это позволит оптимизировать жилищно-коммунальное хозяйство, оперативно ликвидировать аварийные ситуации, а также повысить информационную прозрачность. В многоквартирных домах появятся современные электронные системы, с помощью которых жители смогут следить за безопасностью и распределением ресурсов. «На базе Кольцово мы будем предлагать рабочий стандарт «Умного дома», «Умного муниципалитета» на территории всей Новосибирской области», — отметил Дюбанов.

 14-02.jpg

Миллиарды в уме

Утвердив три месяца назад стандарт «Умного города», федерация до сих пор не определилась с тем, сколько же денег получат города и регионы на его реализацию. В апреле стало известно, что на создание цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития федеральный центр может направить до 15% от субсидий, предусмотренных на развитие городской среды, — более 35 млрд рублей. Кроме этого, планируется ввести инструменты налогового стимулирования и гранты для разработчиков передовых технологий. Среди предлагаемых мер — освобождение от уплаты НДС, сокращение налоговой базы при уплате налога на прибыль, вычет НДФЛ для определенных категорий разработчиков, выделение субсидий и грантов в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика». При этом минимальный объем региональных, муниципальных и частных средств в цифровизацию городов до 2024 года Минстрой России оценивает в 360 млрд рублей.

По оценке мэрии Новосибирска, выполнение крупнейшим сибирским мегаполисом стандарта «Умный город» потребует 5,8 млрд рублей. Из них 1,8 млрд — частные инвестиции. Власти города рассчитывают на то, что большая часть необходимых средств будет выделена из федерального бюджета. «По поводу финансирования «Умного города» пока большие неясности. Дорожная карта пилотного проекта цифровизации городского хозяйства Новосибирска сейчас проходит согласование в Минстрое России», — рассказал Александр Люлько. «Сейчас прямого федерального финансирования по тематике «Умного города» нет. Более того, Москва призывает регионы предусмотреть больше средств на софинансирование проекта», — со своей стороны отметил Анатолий Дюбанов.

По оценке члена правления Ассоциации «НППА» Дмитрия Гокова, ожидаемых мэрией 5,8 млрд рублей окажется недостаточно для реализации пилота в полуторамиллионном Новосибирске: нужно еще как минимум 10 млрд рублей. Директор департамента прикладных проектов МРФ «Сибирь» ПАО «Ростелеком» Сергей Перфильев считает, что озвученной мэрией суммы затрат на «Умный город» вполне хватит на реализацию первоочередных инициатив. «Инвестиции в 5,8 млрд рублей, безусловно, позволят повысить показатели Новосибирска в рейтингах. Возможно, добиться прорывов в отдельных направлениях. А получится ли в реальности сделать городскую среду Новосибирска по-настоящему комфортной и безопасной — это в значительной мере будет зависеть от выбора городскими властями приоритетов при внедрении новых решений», — подчеркнул он.

Распределить ответственность

Несмотря на то, что объемы бюджетного финансирования «Умного города» остаются под вопросом, федеральный и региональный бизнес проявляет к проекту большой интерес. «Почти каждый день мне звонят предприниматели и говорят, что хотят участвовать в проекте «Умный город». Есть интерес со стороны IT-компаний и банков», — говорит Александр Люлько.

В апреле мэрия Новосибирска подписала соглашение о сотрудничестве с АО «Ситроникс». От этой федеральной компании власти города ждут решений для «умного» ЖКХ. В той или иной степени в проект превращения Новосибирска в «умный город» вовлечены десятки компаний, среди них — провайдер «Электронный город» (ООО «Новотелеком»), производитель электрики ООО «Вега-Абсолют», завод по выпуску телекоммуникационного оборудования «Элтекс», разработчик «умных» решений для автоматизации процесса парковки «Грин-пэй», поставщик IT-решений и сервисов Softline.

Причем бизнесу интересны не только города-пилоты. Так, в середине мая мэрия Томска подписала соглашение по проекту «Умный город» с ПАО «Ростелеком». Стороны договорились оказывать друг другу консультационную поддержку, обмениваться актуальной информацией и опытом. Месяцем ранее «Ростелеком» подписал соглашение с мэрией Иркутска. В рамках «Умного города» в областном центре планируется внедрять инновационные сервисы для эффективного управления инженерной инфраструктурой и модернизации социальных объектов.

По мнению аналитика ГК «ФИНАМ» Алексея Калачева, проект «Умный город» интересен бизнесу на трех уровнях. «Во-первых, это интересно компаниям-подрядчикам по разработке и внедрению элементов «Умного города» в общественную среду и городскую инфраструктуру. Это — новый бизнес, новые возможности, новые масштабы деятельности. Во-вторых, компаниям, которые будут зарабатывать на эксплуатации и использовании этих элементов — систем мониторинга, наблюдения, обработки и хранения данных, платежей и расчетов. В-третьих, прочим игрокам внедрение цифровых технологий и создания единой информационной среды обеспечит как минимум экономию времени, усилий и ресурсов», — считает эксперт.

Решения, создаваемые в рамках концепции «Умного города», легко тиражируется и настраивается под конкретную среду и запросы, указывают участники рынка. По мере масштабирования стоимость решений снижается и становится доступной более мелким образованиям и сообществам. «Для крупного бизнеса участие в реализации концепции «Умного города» — это, с одной стороны, возможность внедрять инновационные сервисы в экономику страны, а с другой — создавать комфортные условия для ведения бизнеса в цепочке «бизнес-государство», — констатирует директор по развитию бизнеса группы компаний Softline в СФО Павел Баруткин.

Среднюю окупаемость инновационных проектов для «Умного города» он оценил в два-три года. «Для государства главная цель внедрения решений «Умного города» — не способ заработать, а возможность реализовать социальную функцию муниципальных властей: сделать жизнь горожан более удобной. Тем не менее, некоторые из компонентов данной концепции могут окупиться в течение нескольких лет и начать приносить деньги в бюджет. Прежде всего, это системы фото­ и видеофиксации, «умные остановки» и энергосберегающие технологии», — отмечает господин Баруткин.

Помимо наличия необходимого финансирования, успех проекта Дмитрий Гоков из Ассоциации «НППА» связывает с умением бизнеса и власти договариваться друг с другом. «Умный город» невозможно построить усилиями какой-то одной компании или государственного ведомства. Это многоуровневый проект с большим количеством вовлеченных участников, поэтому подходить к его реализации надо структурированно, согласовывая план действий со всеми заинтересованными участниками, — говорит он. — С другой стороны, бизнес самостоятельно не сможет построить «Умный город», потому что компаниям с их коммерческими интересами будет тяжело прийти к единому видению. Поэтому проект запустится только тогда, когда власть осознает свою регулирующую роль».

У партнеров

    Реклама