ЮФОлогия — наука о соседних землях

Тема недели
Москва, 15.10.2007
«Эксперт Юг» №1 (1)
В течение года после призыва президента к бизнесу «присмотреться» к югу России портфель заявленных сюда инвестиций составил более 300 млрд рублей. Роль локомотива в освоении территории взял на себя крупный бизнес

Неиспользуемый потенциал юга России в последнее время у всех на устах. Президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Жан Лемьер, побывавший здесь с визитом весной, заявил о намерении открыть на юге представительство банка — это связано с планами серьезного увеличения инвестиций в регион. Причем речь идет не только о кредитовании местных компаний, но и об участии в их капитале с целью содействовать развитию бизнеса и повышению капитализации. В ходе визита европейского гостя ростовский банк «Центр-инвест», в капитале которого ЕБРР уже участвует, организовал г-ну Лемьеру встречу с представителями малого бизнеса. Глава европейского банка был настроен прежде всего слушать, а вот представители малого бизнеса говорить, по большому счету, были не готовы: толковых вопросов прозвучало наперечет. Но наконец президента ЕБРР спросили, готов ли банк содействовать выходу небольших российских компаний на рынки Европы.

— Это странно, что вы сейчас смотрите прежде всего на зарубежные рынки, учитывая огромный потенциал юга России, — отвечая на этот вопрос, заметил Жан Лемьер.

Прозвучало это как недоуменный вопрос: мы, иностранцы, ваш потенциал видим, а вы — нет? Обидно, но он прав. Для местного бизнеса в каком-то смысле привычно не рассчитывать на соседей. Однако сегодня эта привычка постепенно становится атавизмом.

Привычка к внутривидовой борьбе

Неограниченная самостоятельность территорий в 90-е годы, основывавшаяся не столько на наделении субъектов федерации реальными полномочиями, сколько на ослаблении федерального центра, создала условия для проведения регионами закрытой экономической политики. Среди барьеров, препятствующих межрегиональному развитию, едва ли не первое место занимают определенные социальные и экономические уклады, сложившиеся в отдельных субъектах. Любой более или менее выраженный уклад предполагает деление бизнеса и элит на своих и чужих, а значит — определенную экономическую закрытость. До сих пор экономическое пространство юга остается во многом дискретным, что мешает развитию бизнеса на всей его территории.

Один ростовский производитель молока рассказал «Эксперту ЮГ», что рынок Краснодарского края для него закрыт. Во всяком случае, целый ряд попыток выйти на этот рынок закончился неудачей. Машины с молоком на границе с Краснодарским краем задерживала дорожная милиция. Документы проверяли по несколько часов — за это время бочковое молоко успевало испортиться. Схожие истории рассказывают производители алкогольной продукции. Но нужно отдать должное — этих историй становится все меньше, что позволяет считать их уже своеобразным «наследием девяностых».

«Нас очень уговаривали власти реализовывать свой крупный проект на территории одного региона — Ростовской области, — признается Вадим Ванеев, глава компании «Евродон», построившей в Октябрьском районе Ростовской области крупнейшее сегодня в России предприятие по производству и переработке индюшатины. Дальнейшая стратегия развития «Евродона» предполагает создание целой сети производств на территории Южного округа, поэтому для Ванеева было так важно согласовать свои действия с губернатором. — У нас был долгий разговор с Владимиром Чубом. Я очень благодарен губернатору за то, что он благосклонно отнесся к нашим планам выхода на федеральный уровень. Именно масштаб наших планов оказался решающим аргументом. А ведь есть довольно много примеров того, что компании из одного региона сталкиваются с проблемами при выходе на соседние рынки. Но я думаю, это — уходящее в прошлое явление. Присутствие какого-то продукта на рынке должно определяться исключительно его конкурентоспособностью».

К инвестору лицом

Постепенный переход регионов к открытой экономической политике подстегнули процессы выстраивания вертикали власти и выход на региональные рынки федеральных и иностранных компаний. Если первые в зависимости от ресурсов и манеры работать еще порой выражали готовность принимать правила игры, предлагаемые региональными властями, то иностранцы, например американская Alcoa, купившая Белокалитвинское металлургическое объединение, подстраиваться не хотят и ломают старую систему отношений. Транснационалы предпочитали работать в лучшем случае автономно, в худшем — требовали создать условия для их входа в регион. Так было с мировым производителем комбайнов Claas, входившим в Краснодарский край, так было и с IKEA, которая несколько лет стояла на пороге Ростовской области, торгуясь с местными властями об условиях работы. Власти не выстояли и пошли навстречу шведам, предприняв ряд революционных шагов в сфере взаимодействия бизнеса и власти (областной бюджет взял на себя значительные обязательства по вложениям в окружающую инфраструктуру).

Эти первые примеры выстраивания отношений с иностранцами были знаковыми. Пока длились переговоры, главы субъектов раздумывали: нужно ли напрягаться? И в конце концов решили: нужно. Поскольку стало ясно, что налоговая, социальная, репутационная отдача от таких партнеров гораздо выше. Начался период борьбы регионов за инвестиции. Эту «войну» развязал Краснодарский край с новым на тот момент губернатором Александром Ткачевым. На вызов первой ответила Ростовская, затем Волгоградская область.

«Можно сказать, что конкуренция регионов за инвестиции, с одной стороны, облегчает работу бизнесу, с другой — затрудняет, — говорит Герман Крашенинников, генеральный директор девелоперской компании ADM Group, реализующей проекты торгово-развлекательных комплексов в Ростове и Краснодаре. — Больше все-таки облегчает: в регионах изменилось отношение властей к инвесторам. Поддержка региональных властей позволяет в полной мере использовать ресурс партнерства, привлечение которого необходимо при реализации крупных проектов. А для большинства, скажем, финансовых партнеров определяющее значение при принятии решения об участии в проекте имеет как раз наличие или отсутствие поддержки региональных властей».

«Конкуренция между регионами за инвестиции хорошо влияет на инвестиционную привлекательность Юга в целом. Два года назад, чтобы попасть на прием к чиновнику, нужно было искать знакомых. Сегодня мы встречаемся с первыми лицами регионов, просто записавшись на прием», — говорит директор южного филиала X5 Retail Group Владимир Лищук.

Путинский призыв

Федеральный центр стал играть определяющую роль в формировании экономического пространства юга России сравнительно недавно. Год назад, участвуя в экономическом форуме «Кубань-2006», Владимир Путин попросил представителей крупного бизнеса «присмотреться»
к югу России. Рассказывают, что за особое внимание президента ЮФО может благодарить полпреда Дмитрия Козака. Однако именно обращение Путина к крупному бизнесу оказалось для полпредства командой активно включиться в процесс привлечения инвестиций на территорию округа. Дмитрий Козак инициировал создание регионального координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), сам стал проводить заседания совета, куда приглашался бизнес-бомонд Юга. В процесс с подачи Козака включился и глава РСПП Александр Шохин, который присутствует на каждом заседании регионального совета. Шохин, в свою очередь, привлек Национальное агентство прямых инвестиций (НАПИ), специализирующееся на разработке стратегий для отдельных территорий, а также выстраивании схем финансирования для проектов любого уровня. Возглавил региональный координационный совет РСПП Дмитрий Пумпянский, председатель совета директоров и собственник ЗАО «Трубная металлургическая компания», которому на юге России принадлежит завод «Тагмет».

С этой площадки призыв заниматься инвестициями на территории округа стал звучать со всей определенностью. Власти были уже сами готовы предлагать проекты для инвестирования. Одним из первых результатов деятельности новой структуры стал проект по развитию туристско-рекреационного комплекса «Архыз» в Карачаево-Черкесии общей стоимостью 28 млрд рублей. Проект будет реализовывать подконтрольная Пумпянскому группа «Синара». Планируется создать всесезонный современный комплекс мирового класса, сочетающий зимние и летние виды туризма. Соглашение между «Синарой» и правительством Карачаево-Черкесии было подписано в июне этого года, еще в марте Пумпянский и Козак рассказали о нем прессе. В сентябре в рамках экономического форума в Сочи председатель правления НАПИ Игорь Вдовин объявил, что портфель заявленных за год инвестиций в ЮФО составил 312 млрд рублей (см. интервью с Игорем Вдовиным).

Заявляя, что особенностью Южного округа является наличие в его экономике «свободных ниш», Дмитрий Козак фактически призывал крупный бизнес выполнить особую миссию: образно выражаясь, скрепить экономику Южного округа сваями крупных проектов. Миллиардные проекты, реализованные в республиках, где дела с привлечением инвестиций обстоят довольно грустно, благодаря мультипликативному эффекту могут коренным образом изменить там бизнес-среду, повлияв заодно на формы и качество работы местной администрации с инвестором как таковым.

«Я считаю, что очень своевременно в прошлом году президентом и руководством Южного федерального округа был поставлен вопрос о том, что крупный бизнес должен прийти в регион — особенно на территорию республик Северного Кавказа, где наиболее тяжелое экономическое положение, — за­явил «Эксперту ЮГ» Дмитрий Пумпянский. — Это правильно, поскольку крупный бизнес несет с собой высокий уровень корпоративной культуры, финансовый потенциал и ноу-хау — все это позволяет ему реализовывать те проекты, которые не может взять на себя малый бизнес. Стальной хребет экономики, на котором потом нарастет мясо, должен сформировать именно крупный бизнес. Любой крупный инвестиционный проект, реализованный на той или иной территории, порождает вокруг себя массу бизнес-деятельности, в которой задействованы все активные участники».

  Фото: Федор Ларин
Фото: Федор Ларин

На вопрос о том, почему же до того момента, как президентом был дан сигнал, желающих вкладываться в экономику юга находилось не столь уж много, Дмитрий Пумпянский ответил, что целый ряд крупных компаний в округе работал уже давно, а призыв Путина только подстегнул процесс. «Более того, крупные проекты в туристско-рекреационной сфере стали возможны именно после четких сигналов со стороны государства, ведь это проекты долгоиграющие, тесно связанные с инфраструктурой, социально-экономической ситуацией в регионе», — подчеркнул Пумпянский.

«Год назад мы, честно говоря, испытывали некоторые сомнения по поводу готовности бизнеса участвовать в проектах на юге России, поскольку многие боялись того, что власть попросит вложиться в тяжелые проекты, которые могут сулить убытки, — говорит председатель РСПП Александр Шохин. — Но за прошедший год удалось убедить власть и бизнес в том, что работать надо на чисто коммерческих условиях».

В частности, усилиями Козака, Шохина и Вдовина создан закрытый паевой фонд «Развитие Юга России». Он начал свою работу в сентябре, поддержав первые четыре проекта в Астраханской области. Инвестиционный комитет ЗПИФа возглавил сам Александр Шохин. На первом этапе размер фонда составит около 1,2 млрд рублей. Якорными пайщиками выступили Внешэкономбанк, Внешторгбанк, «Банк Уралсиб», «МДМ-Банк». В официальной презентации фонда в качестве участников проекта указаны аппарат полномочного представителя президента в ЮФО, который осуществляет поддержку инвестпроектов, РСПП, отвечающий за внешние связи с инвесторами, а также НАПИ, управляющее ПИФом. К деятельности фонда планируется привлекать зарубежных инвесторов, капитал ПИФа организаторы рассчитывают увеличить до 5 млрд рублей, после чего вполне вероятной становится возможность получения поддержки из Инвестиционного фонда РФ. Однако пока роль государства ограничивается снятием политических рисков.

«Привлекательность инвестирования через ЗПИФ состоит в том, что из него преду­сматривается понятный механизм выхода», — отметил на конференции в Сочи председатель совета директоров «МДМ-Банка» Олег Вьюгин.

Игорь Вдовин отмечает, что фонд будет финансировать проекты на 10–30%, не более, заставляя тем самым авторов проектов привлекать дополнительные инвестиции. Это значит, что фонд с капиталом 5 млрд рублей способен содействовать привлечению в экономику округа около 25 млрд рублей частных средств.

Все собеседники «Эксперта ЮГ» на вопрос о том, как может выглядеть система управления экономическим развитием региона после перевода Дмитрия Козака на пост федерального министра регионального развития, отмечали, что сложившаяся сегодня система во многом держалась на этой личности, обеспечивавшей административное давление на чиновников, которые недостаточно прониклись идеей привлечения инвестиций. Именно созданный при участии Козака абсолютно коммерческий проект целевого фонда для вложений в южные проекты вполне может стать устойчивым механизмом привлечения инвестиций в регион.

Коррективы в географии

По карте крупнейших проектов, заявленных к реализации на территории ЮФО, видно, что они охватывают прежде всего северокавказские республики. Эти проекты призваны дать толчок к использованию потенциала регионов, а также изменить существующую сегодня географию инвестиций. Сегодняшние лидеры в этой сфере — Краснодарский край (по итогам первых пяти месяцев 2007 года 41% от общего объема средств, привлеченных ЮФО) и Ростовская область (22,8%). Далее идут регионы, на которые приходится 6–7,6% в окружном инвестиционном каравае, — Ставрополье, Астраханская область и Дагестан. Доли остальных республик не дотягивают до 2%. Однако очевидно, что при помощи крупного бизнеса в ближайшее время должны заметно укрепиться позиции Северной Осетии-Алании, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии.

Бизнесмены среднего масштаба говорят о том, что они оценивают территории округа по ряду экономических показателей. Большинство утверждает, что вопросы безопасности перестали быть определяющими — более вескими стали сугубо экономические доводы.

«Для появления в регионе, скажем, крупного торгово-развлекательного комплекса (ТРК) нужно, чтобы там сложился целый ряд факторов: определенное количество и благосостояние людей, состояние экономики, наличие федеральных сетей, готовность операторов идти в этот регион», — говорит Герман Крашенинников.

«Нет, мы бы сейчас не решились управлять ТРК в Чечне, — признается Андрей Егоров, директор краснодарской группы компаний «Сити Центр», которая недавно взяла в управление ростовский ТРК «Сокол». — Там низкая покупательная способность. Люди не пойдут в торговые центры — по цене они не найдут там ничего интересного для себя. В то же время ТРК не могут появиться без сетевых федеральных операторов, поэтому можно сказать, что первый шаг должен быть за ними».

«У нас есть партнер в Чечне, с которым мы сейчас работаем, — говорит Олег Хворостухин, коммерческий директор оптового направления ростовской шинной сети «Покрышкино», развивающейся сейчас по всему югу России. — Вполне возможно появление там нашего франчайзи: мы имеем несколько заявок от тамошних бизнесменов».

«В начале следующего года будем проводить маркетинговые исследования в ряде кавказских республик, чтобы понять, какими форматами туда входить, — говорит Владимир Лищук. — Ведь в Волгодонске тоже были взрывы, но мы туда пошли. Все-таки уровень жизни в Южном округе за последние три года, которые я лично провел здесь, значительно вырос. И его дальнейший рост будет обеспечен государственными инвестициями в строительство олимпийских объектов. Наше представление о том, что такое юг России, с каждым годом расширяется. Для нас географическое освоение Южного округа зависит, прежде всего, от изучения конкретных территорий и развития своей логистической базы. Думаю, 2008–2009 годы станут переломными в нашем развитии — мы пойдем в Астрахань, Ставрополь, Адыгею, на Черноморское побережье».

Стратегия

До конца года планируется принять стратегию развития Южного округа на период до 2020 года, которую сейчас разрабатывает НАПИ при поддержке полпредства и РСПП. К слову сказать, это одна из первых в России попытка разработать стратегию развития макротерритории. Уже прошло несколько этапов ее обсуждения и согласования с крупным бизнесом. Планируется, что документ позволит скоординировать планы федерального бюджета и бизнеса, который остро ощущает нехватку инфраструктуры на юге страны. Как говорит Игорь Вдовин, стратегия ответит и на вопросы глав субъектов о том, какие сферы в регионе наиболее перспективны для развития, куда именно привлекать инвестиции. Дмитрий Козак, будучи полпредом, выражал надежду, что стратегия будет содействовать прекращению непродуктивной конкуренции регионов за инвестиции.

В целом курс государства на реализацию крупных межрегиональных проектов на юге России позволит задействовать в стройках все основные промышленные и строительные ресурсы округа. К таким проектам относится Южный федеральный университет, который, по выражению Дмитрия Козака, должен стать основным поставщиком технологий и кадров для создаваемой на юге экономики инновационного типа. Это и игорная зона на границе Ростовской области и Краснодарского края, которая, по замыслу, должна привлечь не только владельцев игорного бизнеса, но и девелоперов, строителей, сетевую торговлю, а также дать толчок для развития Азовского побережья. К проектам как минимум регионального масштаба, безусловно, относится и проект «Сочи-2014», который подтянет на себя промышленный, кадровый потенциал Юга и всей страны. К более мелким межрегиональным проектам можно отнести особые экономические зоны, которые задуманы как подготовленные площадки для внешних инвесторов.

Череда проектов межрегионального значения, в которые федеральному центру удалось втянуть крупный бизнес, должна будет создать инфраструктуру, в рамках которой начнет развиваться средний и малый бизнес, чья свободная деятельность возможна только в экономическом пространстве, живущем по единым законам и традициям правоприменения.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №1 (1) 15 октября 2007
    Интеграция ЮФО
    Содержание:
    ЮФОлогия — наука о соседних землях

    В течение года после призыва президента к бизнесу «присмотреться» к югу России портфель заявленных сюда инвестиций составил более 300 млрд рублей. Роль локомотива в освоении территории взял на себя крупный бизнес

    Реклама