Цивилизация Юга

15 октября 2007, 00:00
  Юг

Редакционная статья

В России сегодня нет, пожалуй, ни одного региона, который мог бы сравниться с Югом по уровню внутренней противоречивости, по величине разрыва между субъектами округа по различным показателям. Например, в Чечне и Ингушетии объем валового регионального продукта на душу населения примерно в пять раз ниже, чем в Волгоградской области и Краснодарском крае. Нигде в стране не были столь остры этнические, национальные, межконфессиональные конфликты, ведь Южный регион — это территория, на которой еще совсем недавно велись боевые действия.

И сегодня на Юге еще сильна инерция сформировавшегося в 90-е годы представления об отдельных субъектах федерации как о полностью независимых территориях, которые взяли на себя, по выражению Бориса Ельцина, столько самостоятельности, сколько смогли проглотить. Без преувеличения можно сказать, что каждая входящая в Южный округ республика еще недавно была монастырем со своим уставом. Родовые кланы здесь всегда были самой влиятельной силой, не дающей ходу человеку со стороны. И вот результат: сегодня в Южном округе, столь богатом естественными благоприятными условиями для развития бизнеса (природный климат, логистика, сырьевая база для АПК), по сути, еще нет единого экономического пространства, а значит, нет пространства, в котором одинаково действовали бы общие для всех законы, а инвестор чувствовал бы себя одинаково защищенным в любой точке округа.

Однако ситуация меняется — границы между соседними регионами постепенно стираются. Возможно, еще рано говорить о том, что регионы начинают жить по общему для всех законодательству. Однако надо признать, что укрепление государственности благоприятно повлияло на межрегиональные связи, поставив всех глав субъектов в одинаково подчиненную позицию.

В процессе формирования единого экономического пространства Юга самую активную позицию сегодня занимает государство. Федеральный бюджет в ближайшие годы будет наиболее крупным инвестором на юге (только в рамках ФЦП «Юг России» до 2012 года планируется вложить 52 млрд рублей). Активность государства призвана усилить участие в судьбе округа крупного бизнеса. До конца года будет утверждена стратегия развития ЮФО, которая должна ответить на фундаментальные вопросы: что и где развивать? — и тем самым снять излишнюю конкуренцию между отдельными регионами в борьбе за инвестиции.

Впрочем, в этом направлении работа все же только начинается. Созданием условий для инвесторов должны заниматься все без исключения уровни региональной власти — вплоть до администраций поселений. Сегодня инициативу проявляют в основном власти отдельных субъектов и южное полпредство. Создание благоприятного климата для инвестирования пока сводится к борьбе регионов за право разместить на своей территории крупные промышленные и торговые объекты. А нужна система, при которой тот же режим благоприятствования предлагался бы и владельцу, например, парикмахерской, который подумывает о расширении бизнеса. Для того чтобы дела могли обстоять именно так, правила, согласно которым управление регионом, городом, поселением не должно быть чисто семейным бизнесом, должны действовать повсеместно.

Но действующим лицом является не только государство — идет и встречный процесс. В последнее время региональные компании стали массово разрабатывать стратегии развития, которые уже не ограничиваются Южным округом. Как только в регион приходят конкуренты-тяжеловесы, порой — с мировыми именами, бизнес перестает жить только сегодняшним днем, понимая, что отсиживаться у себя в регионе становится трудно, если вообще возможно.

Бизнес все больше хочет видеть юг России как единое пространство для развития. Альтернативы у регионального бизнеса сегодня таковы: развиваться в своем регионе или покорять Москву? действовать в своем регионе или выходить на зарубежные рынки? Ресурсы Юга в данном случае очевидны, но их надо учиться использовать. Примерами могут служить те местные компании, которые, имея возможность развития на территории округа, использовали эту возможность как трамплин для дальнейшего развития и подтверждения своей конкурентоспособности в федеральном или даже мировом масштабе.