Задача-максимум — поднять с дивана

P.S.
Москва, 29.10.2007
«Эксперт Юг» №2 (2)

До времени «ч» большинства российских политических партий остается около месяца — декабрьские выборы в Госдуму определят расклад сил в стране на ближайшие четыре года. Последние недели перед этим событием партии используют по максимуму, пытаясь сообщить электорату некий импульс, который, по идее, должен привести этот электорат второго декабря на избирательные участки. Импульс, при всех стараниях большинства партийных лидеров, получается довольно слабым.

Есть традиционный метод воздействия на избирателей — встречи с ними, избирателями, у них «дома», в регионах. В сентябре-октябре только в Ростове-на-Дону, столице ЮФО, один за другим побывали Борис Грызлов, Владимир Жириновский, Борис Немцов, Геннадий Зюганов. Из лидеров партий менее «раскрученных», но тоже рвущихся в Думу, «засветился» глава политсовета «Гражданской силы» Александр Рявкин. Учитывая, что впереди еще целый ноябрь, можно ожидать и других политических визитеров.

Однако стилистика общения партийных лидеров с «народом» и прессой этой осенью вызывает некоторое недоумение. Все политические гастролеры делятся с избирателем неизменно оптимистичными прогнозами насчет прохождения «своей» партии в будущий российский парламент. Чем вызван подобный оптимизм — непонятно. Впрочем, за амбициозными заявлениями порой читается некоторая растерянность и несколько неадекватная оценка происходящего. В самом деле, только состоянием аффекта можно объяснить некоторые тезисы, которые пытаются «скормить» электорату иные российские политики.

Борис Немцов, к примеру, решил убедить всех, что после октябрьского съезда «Единой России» и ее «хода Путиным» единственной оппозиционной силой в стране является партия СПС. В Ростове-на-Дону, общаясь с региональной прессой, г-н Немцов демонстрировал свою оппозиционность не иначе как клеймя правящую элиту обидным прозвищем «партия холуев». Участника одиночного пикета, выставленного прокремлевским молодежным движением «Наши», назвал и вовсе нехорошо — «придурком». Когда политик подобного уровня, прежде входивший в российское правительство, демонстрирует столь хулиганские приемы борьбы за электорат, впадаешь в уныние — если таковы «сливки» российской оппозиции, то каково же «молоко»? К слову, шансы СПС на попадание в Думу г-н Немцов оценил как «50 на 50». Социологи обещают партии не более 1%.

Еще один «правый» — Александр Рявкин (второй номер в федеральном списке партии «Гражданская сила» Михаила Барщевского) во время своих «южных гастролей», в отличие от г-на Немцова, не ругался. Он с ходу объяснил, как должна выглядеть Дума пятого созыва: «В центре — “Единая Россия”, левая КПРФ и правая партия “Гражданская сила”, представляющая интересы среднего класса». Сообщил, что у «Гражданской силы» есть отделения во всех субъектах ЮФО, правда, не смог припомнить ни одного из более или менее известных «южных» партийцев, кроме боксера-чемпиона Султана Ибрагимова. «По ростовскому списку партии на выборы идут два предпринимателя. К сожалению, я не помню их фамилий», — честно признался борец за интересы среднего класса. Сложно ожидать, что рядовой избиратель знает эти фамилии лучше, чем один из лидеров партии... По данным соцопросов, шансов у «Гражданской силы» в декабре будет ещё меньше, чем у СПС.

Партии с более серьезными шансами на думские мандаты ведут себя более традиционно. Владимир Жириновский в Ростовской области покатал сторонников на «агитпоезде», а главный коммунист России Геннадий Зюганов привычно проинспектировал поликлиники, аптеки с льготными лекарствами и студенческие общежития. Позже, встречаясь с избирателями в Ростове, «папа Зю» (так несколько лет назад прозвали Геннадия Андреевича молодые сторонники КПРФ) также привычно сокрушался, что 600 миллиардов долларов российского Стабфонда «лежат под подушкой», когда старики получают пенсию около трех тысяч рублей, а «дети вынуждены платить за обучение в вузах». Зюганову традиционно внимали пенсионеры. «Если ничего не изменить сейчас, потом будет поздно!» — вещал Геннадий Андреевич с летней эстрады в городском парке Ростова-на-Дону. Кстати, КПРФ в Думу, по всем возможным прогнозам, обязательно пройдет. Так что волноваться товарищу Зюганову не о чем. Не за победу же, в самом деле, бороться?

С победой всё давно ясно. А после 1 октября, когда грянул «исторический» съезд «Единой России», даже вопрос о получении этой партией конституционного большинства в будущей Думе звучит всё реже и тише. Сейчас предвыборную тактику «Единой России» можно охарактеризовать только словами «не навреди» — партии остается заботиться лишь о том, как бы не сделать чего лишнего, ей по чину не подобающего. Вот и по регионам ее лидеры не ездят (Борис Грызлов посетил столицу ЮФО еще до партийного съезда, в дни празднования юбилея Ростовской области — и то скорее в качестве спикера нынешней Думы, а не кандидата в состав следующей). У «Единой России» есть все. Есть президент во главе партсписка, есть знаковые фигуры в списках «проблемных» регионов (в менее проблемных территориях эти списки украшают губернаторы и мэры региональных столиц) — вполне достаточно для уверенности, что административная машина сработает как надо.

На что в этой ситуации могут рассчитывать все остальные (кроме, естественно, КПРФ, с её десятилетиями проверенным электоратом, который все равно придет и проголосует)? Что могло бы стать реальным итогом их региональных «политгастролей»? «Наш враг — ленивый избиратель. Тот, кто не пойдет голосовать», — высказался лидер одной из политических партий. И, вполне возможно, ошибся. Потому что как раз на этого «ленивого» избирателя все еще можно рассчитывать. На того, которому все надоело, который лежит на диване, смотрит телевизор и не верит ни в «правящую элиту», ни в коммунистов, ни в радикальную оппозицию. За него можно бороться. Такой избиратель теоретически мог бы проголосовать за некую новую силу, но его надо сначала привести на избирательный участок, поднять с дивана. А для этого необходимо доказать, что его поход на участок не пропадет даром. Увы, партии, которая сумела бы это доказать «ленивому» региональному избирателю в ходе осенней предвыборной кампании, что-то пока не видно.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№2 (2) 29 октября 2007
Отчетность губернаторов
Содержание:
Реклама