Чехов дал Таганрогу шанс

Предстоящий в 2010 году юбилей А. П. Чехова может перевести родину классика, Таганрог, в разряд культурно и инвестиционно притягательных объектов

Движение вокруг Чехова началось. Пошли ярмарки и фестивали, каких в Таганроге давно не было, бюджетные деньги потекли по чеховским местам, вокруг которых — пока точечно — прокладывает «народную тропу» частный капитал. Хочется думать, что власти города и области смогут наконец использовать культурный потенциал Таганрога.

Федеральная репетиция

Пока в Париже раскупали билеты на «чеховские» спектакли «Современника» — они были распроданы задолго до сентябрьского приезда коллектива, — в тихом зелёном Таганроге готовили пролог большого действа…

Здесь прошёл первый в истории города Чеховский книжный фестиваль, давший старт новому учебному году. «Странно, что этого фестиваля до сих пор здесь не проводилось», — сказал со сцены драматического театра им. А. П. Чехова лауреат литературной премии «Большая книга» Александр Кабаков. И добавил, что таганрожцам повезло от рождения — как будто родиться на родине Чехова можно только мечтать.

На фестиваль приехали несколько заметных персонажей, среди которых заслуженный артист РФ Михаил Казаков, режиссер Наталья Бондарчук, лауреат русского «Букера-2006» и организатор литературной премии «Дебют» Ольга Славникова. Посланники «Дебюта» и лауреаты премии устроили в зеленом театре трёхдневные поэтические чтения, вызывая из аудитории всех желающих читать свои стихи. Аудитория несколько конфузилась — и от самой интенсивности поэтического пафоса, и от невольной пошловатости, обыкновенно сопровождающей такие массовые действа. Стихи читались в парке, госучреждениях, писатели выступали в зданиях завода «Красный котельщик» и «ТНТК им. Г. Бериева», знаменитого своими гидросамолетами. Среди книжных палаток проводились встречи с привезёнными литературными звездами...

Официальное открытие фестиваля, проходившее в городском театре, в прекрасном камерном зале начала XIX века, наметило вектор культурного развития города на ближайшую перспективу.

По словам учредителя фонда поддержки образования «Пушкинская библиотека» Марии Веденяпиной, инициатива проведения фестиваля принадлежала Таганрогу. Мэр города Николай Федянин выразил надежду на то, что мероприятие станет ежегодным. Наталья Бондарчук вспомнила, что на этой сцене играл ее отец Сергей Бондарчук. Кабаков заявил, что Таганрог возвращает свои родовые черты, превращаясь в «весёлый культурный приморский город». Михаил Казаков прочёл со сцены фантазию Давида Самойлова об обстоятельствах смерти Александра I, начинавшуюся словами: «Дул сильный ветер в Таганроге…». «Чехов мечтал, чтобы в Таганроге были созданы лучшая библиотека, лучшие музей и картинная галерея», — звучало со сцены, и становилось ясно, что местные власти, едва заметившие столетие со дня смерти писателя в 2004 году, к 150-летнему юбилею готовы внять этим мечтам.

И всё же опыт этого года назвать полноценным действом трудно. Это была попытка. Федеральный культурный десант оказался довольно символическим, и для нескольких палаток в большом городском парке звание «книжной ярмарки» явно чрезмерно. Город, из жизни которого Чехов, без сомнения, черпал образы провинциальной «тины», не взять малыми культурными силами. Его нужно раскачивать, приучать к тому, чтобы регулярно пользоваться «народной тропой». На её реконструкцию областные власти, похоже, готовы подтянуть не только бюджетные деньги, но и средства крупного регионального бизнеса.

Чехов как бюджетная строка

Местная любовь к классику, возможно, ещё долго бы не обернулась конкретными действиями, если бы не внимание к юбилею федеральной власти. Указом президента РФ от 14.02.2006 года празднование 150-летия А. П. Чехова объявлено событием международного уровня, а всем уровням власти рекомендовано принять активное участие в подготовке к юбилею. Сразу три оргкомитета по празднованию юбилея были созданы соответственно на федеральном, областном и городском уровнях. И то, что в федеральный оргкомитет помимо деятелей культуры (например, Александр Калягин, Никита Михалков и др.) вошли представители администраций, политики и бизнесмены, означает, что культурное событие переведено в ранг политико-экономического проекта.

При правильном подходе в доходной статье городского бюджета «Чехов» может стоять выше, чем «Тагмет»

«Чеховский» проект совпал с разработкой нового генплана Таганрога. В создании его участвуют местные силы и знаменитое московское учреждение «Гипрогор», сейчас — Российский государственный институт градостроительства и инвестиционного развития. Это организация, по генпланам которой отстраивались Новосибирск и Ярославль, Баку, Ереван, Минск. В новом генплане Таганрога до 2025 года стратегическими задачами названы развитие промышленности и туризма. Как будут сочетаться две, по сути, противоположные, линии, пока неизвестно. Экологически проблемных зон в Таганроге сегодня немало. Говорить о туристических перспективах рано, пока крупные инкрустации из фиолетовых пятен хотя бы частично исчезнут с карты города (фиолетовым цветом на ней обозначены зоны негативного воздействия промышленных предприятий). Однако ряд мер уже предусмотрен. Под юбилей выделяется довольно весомое для культуры финансирование. Более 50 млн рублей из областного бюджета направляются на капремонт улицы Чехова, чеховских мест, на создание электронной коллекции «Весь Чехов», что особенно важно для исследования и пропаганды творчества писателя. Указом губернатора Ростовской области Владимира Чуба около 10 млн рублей выделено на разработку проектно-сметной документации будущего Южно-российского культурного центра им. А. П. Чехова. Между тем мэр Таганрога Николай Федянин на выставке «Экономический потенциал Рос­товской области» рассказал о том, что в течение трех лет частные инвесторы планируют построить в городе три аквапарка, пять новых гостиниц, а также реконструировать три действующие гостиницы.

Руководство открывшего 181-й сезон таганрогского театра им. Чехова сегодня всерьёз обдумывает грандиозный замысел по возобновлению здесь Международного театрального фестиваля. По словам директора театра Сергея Герта, «для воплощения этой мечты придётся серьезно поработать», а это — и «новые чеховские постановки, и налаживание контактов с театрами страны, Европы, и разработка самой концепции предстоящего фестиваля». Капитальная реконструкция здания, проведённая за счет областного бюджета, создала соответствующие современным стандартам условия для работы труппы, всего коллектива театра, для использования новых технических средств. Иными словами, полное надежд движение вокруг Чехова налицо. Оптимизм Таганрога сегодня уже воплощён в отлитых к юбилею золотых и серебряных медалях с портретом писателя.

Чехов-бренд

Таганрожцы обожают свой город. Один из местных художников взахлёб рассказывал, как коллеги из парижской картинной галереи «111» восторгались сентябрьскими гастролями «Современника» в Theatre de Paris: «Это настоящий Чехов! Это пахнет Чеховым! Ничего подобного в Европе не ставят». Ни у одного из жителей Таганрога не вызывает сомнения причастность ко всему в мире, что связано с гениальным земляком. Таганрог был первым окном в Европу, которое Петр прорубил пятью годами раньше Северной столицы, и только поражение в Прутском походе 1711 года не позволило Таганрогу стать южным Петербургом. Город и сегодня сохранил в себе следы изначального интернационала — об этом периоде свидетельствуют названия улиц и переулков в старой части города: Греческая, Итальянский, Украинский.

О туристической привлекательности Таганрога — родины Чехова и приморского города — говорилось много, но от этих разговоров серьёзного наплыва туристов в городе не наблюдается, хотя определенный сдвиг в последние годы очевиден: гостиниц в Таганроге стало заметно больше. Ещё одна немаловажная предпосылка для развития туризма — самого мирного, по природе своей, бизнеса — в городе наконец стало спокойно: всю крупную собственность с грехом пополам поделили, и, кажется повторения безобразий образца 2002–2003 годов не предвидится. Однако Таганрог по-прежнему остается «провинцией в провинции». Тем не менее провинциальность — не приговор, особенно в области туризма. В провинции нет лувров и диснейлендов, но порой достаточно одной примечательной детали, одного события, даже одного образа, чтобы самое заштатное место обрело своих поклонников, которые приедут сюда за тысячи километров.

В качестве примера того, как провинциальный город стал туристическим центром, можно привести финскую Савонлинну — небольшой городок с населением всего 27 тысяч человек, в 10 раз меньше, чем в Таганроге. Единственная достопримечательность Савонлинны — средневековая крепость. По европейским меркам крепость весьма небольшая и не такая уж старая, всего-то XV век, но каждый год в июле Савонлинна становится культурной столицей Финляндии, потому что в крепости проводится четырехнедельный оперный фестиваль. И билетов на спектакли просто так не достать, а гостиницы и коттеджи бронируются за полгода вперед. Что говорить: в путеводителе по Финляндии авторитетной серии Lonely Planet Савонлинне посвящено пять страниц, а Таганрогу в недавно вышедшем увесистом томе о России и Белоруссии — ни слова.

То, что Чехов — это не просто великий русский писатель, а мощный культурный бренд, имеющий своих преданных почитателей, должно использоваться с максимальной отдачей. Более того, при правильном подходе в доходной статье городского бюджета «Чехов» может стоять выше, чем «Тагмет». Опять же, пример европейского опыта: провинциальный австрийский Зальцбург — не только Мекка горнолыжников. Самое статусное событие года здесь вовсе не связано с лыжами. Это — моцартовский фестиваль, который проводится с 1870 года. Можно заглянуть на сайт //www.salzburgfestival.com/в раздел «Спонсоры», чтобы представить себе, КАКИЕ деньги там вращаются. Минимальный размер взноса генерального спонсора — 600 тысяч евро. Что можно сделать за такие деньги в Таганроге, даже вообразить сложно. Как минимум — организовать международный театральный фестиваль. Сделать «хэдлайнером», например, Льва Додина (ибо кто сейчас более интересно ставит «Дядю Ваню» и «Вишнёвый сад»?) — и аншлаг обеспечен.

Понятно при этом, что одним театром сыт не будешь, и в массе своей туристу — каким бы «культурным» он ни был — требуются вполне земные удовольствия: море, солнце, рестораны и веселье. А для этого необходимы инвестиции в инфраструктуру города, реконструкция побережья, развитие строительства коттеджного типа в зонах туристического отдыха. И тогда Таганрог станет полноценным культурно-туристическим центром. Сюда приедут не только иностранцы, но и поклонники экологического туризма — с Урала, из Сибири, с Севера, те, кто, возможно, составит наиболее стабильную статью городского дохода.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №3 (3) 12 ноября 2007
    Гостиничный бизнес
    Содержание:
    Гостиничное оцепление

    В последние год-полтора международные гостиничные операторы и отельеры юга России активно движутся навстречу друг другу. Пока они чаще всего говорят на разных языках, поэтому заявлений с обеих сторон десятки, а реальных договорённостей — единицы

    Реклама