Экономика примитивного сервиса

Москва, 26.11.2007
Ни в одном другом федеральном округе оптовая торговля и транспорт не играют такой важной роли, как на Юге. Однако пока сервисный характер местной экономики сильно зависит от нефти, газа и электроэнергии

Экономика Южного федерального округа в её текущем состоянии требует анализа на качественно новом уровне. «Эксперт ЮГ» совместно с рейтинговым агентством «Эксперт РА», методики которого подтверждены оценкой компании «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит», выполнили первый в новейшей истории российской экономики рейтинг крупнейших компаний юга России. Проект дает отраслевой портрет территории, указывает на главные точки роста южной экономики, а также позволяет судить о том, какой вклад в экономику Юга вносят компании-лидеры, которые определяют облик и перспективы развития территории. Главный их вклад в данном случае — прогрессивные идеи прозрачности и конкурентоспособности, основанные на технологиях управления и ноу-хау.

По итогам 2006 года объём реализации 150 крупнейших предприятий Юга превысил 850 млрд руб., их суммарная прибыль до налогообложения оказалась свыше 75 млрд руб. Правда, из списка крупнейших предприятий Юга в аналогичный рейтинг предприятий России по итогам 2006 года, опубликованный в октябре журналом «Эксперт», попали всего 10 компаний. При первом же взгляде на рейтинг представителей крупного бизнеса бросается в глаза обилие компаний, либо принадлежащих к сырьевому сектору, либо обслуживающих его. По нашим оценкам, темпы роста выручки компаний-лидеров составили в 2006 году около 25%. Это не так уж много. Ведь в целом темпы развития в Южном округе сегодня по целому ряду показателей выше общероссийских. Так, например, темпы промышленного роста в 2006 году по ЮФО составили 10,8%, а по России — 3,9%. Зато рейтинг крупнейших компаний страны показывает, что темпы роста четырёхсот компаний-лидеров составляют порядка 26,5%. Возможно, скромность скорости развития крупнейших компаний Юга связана с зависимостью от сырьевого сектора, темпы роста которого сегодня — наименьшие среди хозяйственных отраслей. Показательно, что среди наиболее динамично развивающихся компаний лишь один представитель сырьевой отрасли — «Афипский НПЗ» (см. таблицу 2). Однако именно это соотношение динамики наглядно обозначает главную проблему — вклад компаний-лидеров в экономический рост региона, превышающий общероссийские темпы, заметно ниже, чем в целом по России. Ситуация усугубляется ещё и тем, что уровень концентрации капитала на Юге весьма высок: на первые 30 компаний приходится 65,3% выручки (см. график). К примеру, в Северо-Западном округе этот уровень заметно ниже (первые 50 крупнейших компаний из 250 создают около 58% выручки).

Регион-оператор

Анализ крупнейших предприятий по видам деятельности показывает, сколь существенную роль в экономике юга России играют оптовая торговля и транспорт. Эта роль выглядит особенно значимой при сравнении отраслевой структуры Юга со структурой других федеральных округов и России в целом, определённой на основе анализа крупнейших компаний. В ЮФО оптовой торговле, представленной в рейтинге крупнейших 44 предприятиями, принадлежит 29,2% общей выручки, а транспортной отрасли — 11,3% (см. таблицу 1). Таким образом, оптовая торговля и транспорт создали 40,5% общего объёма реализации, в то время как на все остальные одиннадцать отраслей промышленности вместе взятые приходится 46,6%. Ни в одном из округов, не говоря уже о стране в целом, совокупная доля оптовой торговли и транспорта и близко не соотносима с масштабами промышленности. Например, в общероссийском рейтинге «Эксперт-400» оптовая торговля занимает всего 3,66% общего объёма крупного бизнеса, в рейтинге «400 крупнейших предприятий Урала и Западной Сибири» — 2,7%. А на промышленность в тех же рейтингах приходится соответственно 66,8% и 81,4%.

Бурное развитие региональных потребительских рынков в перспективе станет основанием для ослабления роли компаний, связанных с энергоносителями

При том, что сервисный характер экономики Юга очевиден, анализ ее структуры показывает, что подавляющую часть оборотов понимаемой широко сферы сервиса составляют продажа и транспортировка нефти, газа и электроэнергии. И в данном случае весьма красноречиво сравнение «подсаженных» на сырьевую иглу оптовой торговли и транспорта с другими видами деятельности, которые также относятся к сфере сервиса. Например, в рейтинге крупнейших компаний России доля предприятий розничной торговли (5,8%) ощутимо выше доли тех, что специализируются на опте (3,7%), как и доля банков (4,9%). Для сравнения, в рейтинге крупнейших компаний Юга лишь один банк («Центр-инвест»), а доля представителей розничной торговли ничтожна (чуть более процента), несмотря на то, что на Юге работают такие вошедшие в «Эксперт-400» лидеры отрасли, как «Магнит», «Х5 Ритейл Групп», «Метро Кэш энд Керри» и др. Однако отчётность этих компаний централизована, поэтому их невозможно рассматривать в рамках регионального рейтинга.

В топ-листе южных компаний среди тех, кто занят оптовой торговлей и сегодня присутствуют прогрессивные представители сектора, не связанного с энергоносителями, — это торговцы зерном («Югтранзитсервис», «Кубаньхлебопродукт», «Каргилл ЮГ»), мелкооптовые торговцы металлом и услугами по его обработке («ИНПРОМ»), автомобилями («Трейд Моторс»), шинами ( «Югснаб-Холдинг») и др. Дальнейшее развитие экономики региона, скорее всего, пойдёт по пути диверсификации. Бурное развитие региональных потребительских рынков станет основанием для постепенного сокращения доли компаний, связанных с энергоносителями, в сфере оптовой торговли и транспорта. Прогноз этот отнюдь не голословен. Cравнение ЮФО с другими округами показывает, что Юг значительно отстаёт по уровню развития потребительских рынков — и это отставание будет преодолеваться, увеличивая в оптовой торговле и транспорте долю компаний, не связанных с энергосырьём.

Региональный перекос

Рейтинг крупнейших компаний Юга делает более наглядным и без того просматриваемый по большинству экономических показателей отрыв наиболее развитых территорий, входящих в округ, от остальных. Суммарный объём реализации крупнейших компаний Юга на 90% состоит из представителей Краснодарского края (34,71% общей выручки создано 51 компанией), Ростовской области (24,43% создано 37 предприятиями), Волгоградской области (20,84% создано 29 компаниями) и Ставропольского края (10,21% создано 17 компаниями). Значительно меньшим выглядит вклад Астраханской области (пять предприятий), Республики Дагестан (четыре компании). Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики представлены всего двумя компаниями каждая, а Чеченская Республика — лишь «Грознефтегазом» (46-е место в рейтинге) (см. таблицу 3). Три субъекта округа — Ингушетия, Адыгея и Калмыкия — вообще не попали в список.

Волгоградская область представлена в основном крупными промышленными предприятиями — они создают 58,3% общего вклада в экономику области. В Краснодарском крае транспорт и оптовая торговля занимают 47%, в Ставропольской области на долю этих отраслей приходится 60,5%, в Дагестане — 67%. Карачаево-Черкесия почти в равных долях представлена машиностроительной отраслью, нефтяной и нефтегазовой.

Сегодня, впрочем, появились реальные основания для того, чтобы в среднесрочной перспективе разница в уровнях экономического развития территорий ЮФО стала менее ощутимой. Дело в том, что откликнувшийся на призыв президента «присмотреться» к югу России крупный бизнес сегодня направляет свои многомиллиардные инвестиции в основном на Черноморское побережье и в республики Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария.

Рекорды прибылей и убытков

В общем объёме реализации компаний, попавших в рейтинг крупнейших на Юге, в 2006 году 13,06% создано предприятиями, закончившими год с убытками (см. диаграмму). Каждая восьмая компания из ста пятидесяти крупнейших оказалась в минусе. Для сравнения, в Поволжье из вошедших в рейтинг четырёхсот крупнейших компаний убытки по результатам 2006 года понесла каждая десятая, в федеральном рейтинге «Эксперт-400» — каждая шестнадцатая.

Примечательно, что самые худшие результаты были показаны компаниями тех же отраслей, что оказались и наиболее прибыльными: транспортной отрасли, оптовой торговли. Среди убыточных компаний первую строку занимает Каспийский трубопроводный консорциум-P, который до сих пор погашает огромные кредиты, взятые под строительство трубопровода, соединившего Западный Казахстан с новым морским терминалом недалеко от Новороссийска. По итогам прошедшего года убытки этой компании превысили объём реализации большей половины отдельно взятых участников топ-листа и составили 4,66 млрд руб.

Столь высокая доля убыточных предприятий в крупном бизнесе региона свидетельствует о нехватке инвестиций в развитие местной экономики.

В то же время тринадцать компаний закончили год с чистой прибылью, превышающей миллиард рублей (см. таблицу 5). Возглавляет список особо успешных представитель отрасли телекоммуникации и связи: это «Мобиком-Кавказ» с показателем 5,1 млрд руб. За ним следует также представитель Краснодарского края «Новошип» — 4,9 млрд руб. На третьей строке лидер общего рейтинга Волжский трубный завод (3,37 млрд руб.), на четвертом месте «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» (3,16 млрд руб.).

Рентабельность 16 компаний (10,7% от общего количества) превысила 20% (см. таблицу 4). Для сравнения, в рейтинге «400 крупнейших компаний Поволжья» таковых 5,8% от общего количества. Лидерами по уровню рентабельности являются Туапсинский морской торговый порт (45,72%) и «Кубанский Гипс-Кнауф» (45,66%). Третью позицию занимает «Нафтатранс» с рентабельностью продаж 38,8%, опять-таки из Краснодарского края, за ним следует «Себряковцемент» (36,12%).

В отраслевой структуре наиболее рентабельных преобладают транспортные компании (пять из пятнадцати), промышленность строительных материалов, нефтяная и нефтегазовая промышленность представлены соответственно тремя и двумя предприятиями.

Выбор между промышленностью и сервисом

Уже несколько лет сокращается удельный вес промышленных предприятий в общей структуре доходов четырёхсот крупнейших компаний страны. Пока неясно, можно ли то же самое сказать о южных компаниях-лидерах. Дело в том, что сегодня отчетливо просматриваются предпосылки как для развития промышленности, так и для развития сервисных направлений.

Сильнейший стимул для развития промышленности на Юге — фактор «Сочи-2014». Победа Сочи в конкурсе за право проведения Олимпийских игр делает Черноморское побережье самой крупной и важной стройкой в стране. В ЮФО уже заявлены к строительству пять цементных заводов, два металлургических. Очевидны благоприятные перспективы для развития промышленности строительных материалов, энергетики, добывающей промышленности. Сегодня стали активно выставляться на продажу лицензии на право разработки различных месторождений. При этом представители региональных властей отмечают, что раньше эти лицензии не выставлялись на торги из-за отсутствия заявок.

Кроме того, сегодня в регионе начинается реализация крупнейших проектов в сфере туризма — «Архыз» (компания «Синара»), «Приэльбрусье» («Интеррос») и др. Эти проекты должны стать опорными для массового развития индустрии гостеприимства на юге России. Развитие этой сферы предполагает формирование качественно новых людских потоков, появление которых в ЮФО станет предпосылкой для нового витка потребительского бума, а значит — для развития современной розничной торговли, которая пока почти не выходила за пределы наиболее преуспевших в экономическом развитии четырёх регионов округа. Большая часть южных регионов не проходила ещё и первой фазы освоения новых быстрорастущих рынков. В других округах розница сегодня растет темпами 40–60% в год.

Развитие обоих направлений — промышленности и сферы сервиса — должно способствовать увеличению активности финансовых учреждений на Юге. На следующем этапе развитие потребительских рынков подстегнёт рост перерабатывающей промышленности. Свою роль должен сыграть и сельскохозяйственный ресурс, который, судя по доле предприятий сельского хозяйства в общей выручке компаний-лидеров, сегодня в ЮФО используется очень слабо. Подводя итог, можно сказать, что главные надежды сегодня возлагаются на те виды деятельности, которые по уровню своего нынешнего вклада в экономику пока крайне незначительно представлены в общей картине развития Юга. Поэтому представленный рейтинг можно рассматривать как некое исходное положение южной экономики перед стартом олимпийских строек. 

Рейтинг крупнейших компаний Южного региона по объёму реализации продукции
15 наиболее прибыльных предприятий Юга
15 наиболее рентабельных компаний
Региональная структура рейтинга
15 наиболее динамично развивающихся компаний
Отраслевая структура рейтинга «Эксперт ЮГ-150» (по объёму реализации)

О методике и будущем рейтинга

Рейтинг «Эксперт ЮГ-150» составлен совместными усилиями аналитического центра «Эксперт ЮГ» и рейтингового агентства «Эксперт РА». Место компаний определялось их ранжированием по объёму реализации продукции (работ, услуг) в 2006 году. Источниками при составлении рейтинга послужили данные Росстата, а также информация компаний, полученная в ходе анкетирования и из открытых источников.

В последующие годы наш рейтинг будет расширен. Впервые формируя рейтинг крупнейших компаний Юга, мы прежде всего обращали внимание на отчетность предприятий. Однако в результате в рейтинге не оказалось Северо-Кавказской железной дороги и Юго-Западного банка Сбербанка России, которые, по нашим оценкам, должны были бы попасть в первую десятку рейтинга. Дело в том,что обе региональные структуры не ведут отдельной официальной отчётности, растворяясь в материнских компаниях. В дальнейшем аналитический центр «Эксперт ЮГ» планирует проводить детальную работу с филиалами компаний из других регионов, работающими в ЮФО.

Отдельная работа предстоит с холдинговыми структурами, которые не ведут открытой консолидированной отчётности. Так, значимо отсутствие в рейтинге АПГ «Юг Руси», чья выручка оценочно составляет около 15 млрд рублей, — в холдинг входит около сотни юридических лиц, что делает почти невозможной попытку определить общую картину его деятельности.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №4 (4) 26 ноября 2007
    Виноделие
    Содержание:
    Надо собраться

    Чтобы воплотить в жизнь как минимум двойной потенциал роста, в ближайшие пять-семь лет виноделам Южного округа надо решить три задачи: увеличить площади виноградников, технически перевооружить заводы и грамотно выстроить маркетинговые коммуникации

    Реклама