Эволюция «пластика»

Экономика и финансы
Москва, 26.11.2007
«Эксперт Юг» №4 (4)
Банки, выпуская пластиковые карты, предлагают все больше новых дополнительных услуг. Увеличение их доли — главное событие на рынках наиболее развитых регионов Юга

Как региональные банки, так и филиалы московских внедряют все новые виды пластиковых карт и отмечают рост количества клиентов: как по итогам 2006 года, так и первого полугодия 2007 года — примерно в два раза. Специалисты считают, что в основном рост числа владельцев карт происходит за счёт осуществления зарплатных проектов, объём которых у части банков достигает 80–90%. При этом всё больше выпускаемых в последнее время карт — кредитные, что отчасти связано с развитием потребительского кредитования.

Ближе к повседневности

По словам управляющей Ростовским филиалом банка «Возрождение» Яны Гамалей, 90% карт банка на рынке выпущены в рамках «зарплатных проектов», поэтому пластиковые продукты используются ещё недостаточно полно. «Люди привыкли снимать по пластиковой карте зарплату, но возможностей у карты много, — говорит Евгения Судоша, директор блока розничного бизнеса Ростовского филиала ОАО “Альфа-Банк”. — Перед банками сегодня стоит не менее сложная задача, чем пять лет назад: донести до клиентов, насколько действительно комфортно использование карт в повседневной жизни».

  Фото: Андрей Бойко
Фото: Андрей Бойко

По информации ГУ ЦБ РФ по Ростовской области, удельный вес количества операций по оплате товаров и услуг в общем объёме операций, совершённых с использованием платёжных карт, увеличился с 4,2% в 2001 году до 11% в 2007-м. За это время количество операций, совершаемых держателями карт в торгово-сервисной сети, увеличилось в 23, а их объём — в 22 раза.

«Несмотря на впечатляющие темпы роста безналичных операций, совершённых посредством банковских карт в розничной сети, банковские карты в регионе не выполняют своего основного назначения как средства платежа, — считает начальник отдела платёжных систем и расчётов ГУ Банка России по Ростовской области Елена Шаповалова. — Значительная часть населения региона не рассматривает карты в качестве платёжного средства, а предпочитает пользоваться ими для получения наличности. Так, более 97% от общей суммы операций по картам составляют операции по получению наличных денег в пунктах выдачи наличных и банкоматах. В результате, доля безналичных платежей в объёме розничной торговли и общественного питания Ростовской области составляет менее 1%».

Региональный рынок банковских карт развивается, но всё же ещё недостаточно быстро, считает Наталья Недобуга, начальник отдела эквайринга и пластиковых карт Ростовского филиала «МДМ-Банка». Один из путей для его более динамичного развития — в активном продвижении эквайринга (приём банковских карт в оплату товаров и услуг). POS-терминалами должны быть оборудованы не только супермаркеты, но и все небольшие торгово-розничные предприятия и предприятия сферы услуг... Эквайринг является одним из самых перспективных направлений, именно он будет способствовать более высокому спросу на банковские карты и соответственно — дополнительным эмиссиям.

«У нас в регионе относительно невысокий процент безналичных платежей по картам, — считает Евгения Судоша. — То есть основная возможность карт — использовать свой банковский счёт в путешествиях, при покупках — остаётся почти не востребованной. Люди, побывавшие в Европе, часто замечают, что оплата по карте возможна даже в самых маленьких городских и придорожных магазинчиках и даже лавочках. Если вы едете в машине по платной автостраде, то на очередном турникете расплачиваетесь картой: за секунды с неё списываются положенные 76 центов. Но даже в Москве сегодня не на всех бензозаправках можно расплатиться картой. О мелких платежах эквивалентом в те же 76 центов сегодня торгово-сервисные предприятия пока ещё не думают, да и сами держатели карт не готовы использовать их в таких повседневных ситуациях. Так что у банков очень большие горизонты в плане развития эквайринга».

  Фото: Светлана Дружинина
Фото: Светлана Дружинина

«Причинами, сдерживающими развитие рынка банковских карт в регионе, — говорит Елена Шаповалова, — мы считаем также неготовность большинства предприятий торговли, общественного питания и сервиса к демонстрации «прозрачности» своих оборотов при осуществлении операций с банковскими картами и, как следствие, — нежелание устанавливать соответствующее оборудование для расчётов, отказы под любым предлогом держателям карт в совершении безналичного платежа предприятиями, установившими соответствующее оборудование».

Примечательно, что при этом эквайринг выгоден предприятиям, принимающим карты к оплате. Владельцы пластиковых карт расходуют большие суммы, поскольку не ограничены имеющимися наличными деньгами, и легче совершают незапланированные покупки. У торгового предприятия меньше шансов «получить» фальшивые банкноты, виртуальные деньги значительно сложнее украсть, чем бумажные, так как для защиты пластиковых карт банки внедряют различные системы безопасности. Кроме того, затраты на установку и обслуживание POS-терминалов обычно берут на себя сами банки.

Расширение возможностей

Сегодня российские банки предлагают своим клиентам достаточно широкий спектр пластиковых карт, рассчитанных на различный образ жизни. Для регулярных заграничных командировок, путешествий, а также покупок в дорогих супермаркетах и бутиках, интернет-магазинах обычно приобретают классические и элитные карты международных платёжных систем Visa International, MasterCard International и Europay International, а также American Express и Diners Club. Для более демократичного образа жизни — электронные международные карты VISA Electron, Cirrus/Maestro, отечественные Union, STB, «Золотая корона», РПС «СБЕРКАРТ». Специалисты отмечают, что по сравнению с российскими доля карт международных платежных систем намного больше, что объясняется наличием развитой инфраструктуры обслуживания и возможностью их широкого использования как в России, так и за её пределами.

По мнению Григория Жукова, руководителя департамента розничных операций банка «Центр-инвест», самые востребованные карты среди физических лиц — карты класса MasterCard Standard и VisaClassic, поскольку они наиболее универсальны, предоставляют оптимальное соотношение стоимости и спектра предлагаемых услуг. Среди клиентов с высоким социальным статусом популярны эксклюзивные MasterCard Gold и Visa Gold. Они обеспечивают своим владельцам обширный набор дополнительных услуг.

  Фото: Татьяна Черкезян
Фото: Татьяна Черкезян

В экономических центрах ЮФО, где банковская сеть достаточно густа и конкуренция значительна, банки стремятся предоставлять как основные услуги по обслуживанию карт, так и свои уникальные сервисы. Это возможность круглосуточно управлять своим счётом, получать информацию посредством Интернета и мобильного телефона, пользоваться бонусами и скидками, предоставляемыми банками в сети торгово-сервисных предприятий, переводить средства с карты на карту, а также самостоятельно определять набор функций в зависимости от вида карты. Банк «Центр-инвест» предоставляет возможность получения выписки по счету по электронной почте, оформления кредита по карте, возможность осуществления возврата TAX FREE на счёт пластиковой карты, оплаты услуг мобильной связи и интернет-провайдеров в банкоматах, проводит специальные акции и дисконтные программы. Клиенты «Центр-инвеста» могут совершать покупки и оплачивать услуги в торгово-сервисных предприятиях по более низким, чем для остальных покупателей, ценам. МДМ-Банк предлагает такую дополнительную услугу, как телебанк — возможность использовать карты в Интернете, просматривать остатки по счетам, переводить деньги с карты на карту или в пользу мобильных или интернет-операторов, а также SMS-банкинг, e-mail-информирование, IVR (услуга голосового информирования клиента о состоянии карточного счёта по телефону).

«Сегодня почти все банки стремятся вместе с картой предоставить программу лояльности клиентов, — говорит Евгения Судоша. — Так, например, используя карту VISA-Alfa bank-WWF, держатели, производя оплату покупки, знают, что банк от их имени часть своей комиссии перечислит в Фонд дикой природы. А карта Mastercard-Alfabank-Aeroflot обеспечит бонусные мили в компании “Аэрофлот”, что в дальнейшем найдёт своё воплощение в повышении сервиса или в бесплатном билете при полётах на рейсах этой компании».

Кредитки теснят

Наиболее популярными на сегодняшний день являются услуги по кредитованию при помощи карты. Аналитики считают, что в обозримом будущем в связи с ростом объёмов потребительского кредитования количество кредитных и дебетовых карт может сравняться. Представители банков, специализирующихся на потребительском кредитовании, признаются, что именно на сегмент кредиток сегодня приходится основная прибыль. Здесь идёт борьба, смысл которой — в наиболее быстром освоении не занятой ещё никем территории.

Кредитные карты, карты с разрешённым «овердрафтом» пользуются у населения все большим спросом. Сегодня многие банки предлагают в рамках зарплатных проектов кредитные карты с льготной процентной ставкой по кредиту. «МДМ-банк  предлагает 16–18%. Для клиентов банка по программам “автокредитование”, “ипотека”, “кредитование малого и среднего бизнеса”, мы предлагаем кредитную карту на льготных условиях — с пониженной процентной ставкой по кредиту — 18–20%, — говорит Наталья Недобуга. — Заявок на карты много, причём преимущественно на кредитные; на дебетовые спрос уже невелик. Смысла иметь дебетовую карту сегодня нет, ведь за те же деньги можно приобрести кредитную и таким образом иметь возможность “взять” в электронном кошельке дополнительные денежные средства. Наш банк делает ставку на развитие именно кредитных карт». «Считаю, что в ближайшие 2–3 года рынок кредитных карт будет бурно развиваться», — поддерживает это мнение Яна Гамалей.

  Фото: Татьяна Черкезян
Фото: Татьяна Черкезян

Кредитование по пластиковым картам осваивает новые формы. Так, в этом году в банках отмечен большой приток новых клиентов в связи с тем, что банки начали выпускать карты с грейс-периодом — фактически это беспроцентный кредит на определённый срок — от 20 до 60 дней. Если в платёжный период клиент в полном объёме гасит сумму основного долга, то на нее никаких процентов не начисляется, в то время как овердрафт не избавляет от уплаты процентов за использованные средства.

Несмотря на то что доля кредитных карт в общем объёме эмиссии пока невелика, тем не менее, можно прогнозировать рост кредитных продуктов в ближайшей перспективе, считает Григорий Жуков. «На фоне определённого насыщения рынка потребительскими кредитами потребности людей изменились — они хотят использовать удобства кредитных карт при покупке мебели и бытовой техники, — говорит он. — В свою очередь банки нацелены на снижение требований к претендентам, на стимулирование клиентов бонусами и льготными программами: льготный период погашения, бонусы за использование карты, рост кредитного лимита, особые условия обслуживания в зависимости от специфики пользования финансовыми услугами (например, получение процентов на остатки на счетах). Таким образом, первостепенное значение приобретает грамотно налаженная работа с потенциальными потребителями, поскольку эффективность коммуникации с клиентами — залог успешного продвижения кредитных карт как нового товара».

Если предположить, что прошлогодние темпы прироста сохранятся, то можно ожидать, что к концу года на кредитные карточки придется 22–25% всего банковского пластика. Развитию рынка кредитных карточек в первую очередь способствует появление более «продвинутых» банковских продуктов: увеличение льготного периода, рост кредитного лимита, появление карт, совмещающих свойства дебетовых и кредитных, считает г-н Жуков.

«Возможности кредитных карт почти безграничны, и мы только в начале пути. Кредитная карта — это идеальный инструмент для развития в регионе безналичных платежей, — уверена Евгения Судоша. — Если на расчетную карту банк не может накладывать такое количество запретов на обналичивание, то с кредитной картой, когда деньги предоставляются банком в долг и на условиях банка, это возможно. Операции с обналичиванием по ней проводить очень сложно и крайне невыгодно, а вот платежи в магазинах — удобны. Кроме того, карта имеет тот же функционал, что и расчётная».

Удвоение «пластикового» рынка в течение каждого периода позволяет называть рост бурным. Эксперты считают, что в ближайшие годы темпы прироста сохранятся. При этом регионы Южного округа сегодня проходят разные стадии развития (см. таблицу). Если в республиках главная тенденция — многократное увеличение количества карт и установленных банкоматов, то в регионах-лидерах главный тренд — качественное изменение, связанное с расширением возможностей «пластика».

Внедрение платёжных карт в розничные платежи на территории Южного федерального округа

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №4 (4) 26 ноября 2007
    Виноделие
    Содержание:
    Надо собраться

    Чтобы воплотить в жизнь как минимум двойной потенциал роста, в ближайшие пять-семь лет виноделам Южного округа надо решить три задачи: увеличить площади виноградников, технически перевооружить заводы и грамотно выстроить маркетинговые коммуникации

    Реклама