Нефть на Юге просветлеет

Москва, 26.11.2007
«Эксперт Юг» №4 (4)
Южнороссийские НПЗ под давлением законодателя начали инвестировать в глубокую переработку нефти. Главное препятствие для их планов — высокие цены на нефть

Ведущие отечественные ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании) ещё с прошлого года дружно приступили к активным инвестициям в модернизацию своих перерабатывающих активов. К этому их вынудило,с одной стороны, повышение нефтедобычи при отсутствии перерабатывающих мощностей, с другой — претензии ЕС, требующего выпускать топливо по европейским стандартам (то есть больше заботиться об экологической чистоте производства). В первую очередь вопросы модернизации затрагивают активы ВИНКов, географически расположенных ближе к черноморским портам, как логистически выгодных для экспортных поставок. Однако процесс реконструкции их южнороссийских НПЗ по разным причинам затягивается, так что к определённому правительством РФ сроку перехода на стандарт Евро-3 (начало 2008 года) вряд ли хоть одна из компаний успеет завершить даже первый этап модернизации.

Модернизация НПЗ давно уже стала для ведущих российских ВИНКов проблемой едва ли не более насущной, чем наращивание нефтедобычи. Согласно планам правительства России, с апреля 2006 года весь российский бензин должен производиться по ГОСТу Р51105-97, который соответствует европейскому стандарту Евро-2. Также в России разработаны и приняты ГОСТы, соответствующие Евро-3 и Евро-4, на которые производители должны перейти соответственно в 2008 и 2010 годах. Намерения правительства связаны как с более строгими экологическими нормами производства, так и с требованиями Евросоюза к качеству ГСМ, с ростом спроса на высокооктановый бензин в результате повышения продаж автомобилей престижных марок.

Волгоград начал первым

Ещё в 2005 году ведущие отечественные ВИНКи почти в один голос заявляли о намерениях инвестировать в реконструкцию своих перерабатывающих мощностей, однако реально пока лишь единицы приступили к этой работе.

На юге России лидером, по крайней мере по соответствию намерений реальным действиям, является «ЛУКОЙЛ». В октябре 2006 года собственник потратил 3,8 млрд рублей на ввод в эксплуатацию установки каталитического риформинга бензинов на Волгоградском НПЗ (ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка») мощностью 1 млн т сырья. Как объяснили «Эксперту ЮГ» в руководстве ВНПЗ, пуск этой установки позволит увеличить долю производства высокооктановых автомобильных бензинов с 60% до 83% от всего объёма. Когда же программа реконструкции завода (ввод в эксплуатацию установки изомеризации в следующем году) воплотится в жизнь полностью, предприятие сможет выпускать автомобильные бензины, соответствующие требованиям стандартов Евро-3 и Евро-4. По утверждению президента нефтехолдинга Вагита Алекперова, «к 2016 году “ЛУКОЙЛ” планирует увеличить нефтеперерабатывающие мощности в России на 15–20 млн т в год и выпускать только высокооктановые бензины, а вся продукция будет соответствовать стандарту Евро-5».

Всего же собственник предполагает инвестировать в модернизацию ВНПЗ около 7 млрд рублей. Благодаря этому компания планирует довести глубину переработки нефти до 95% и выпускать нефтепродукты, полностью соответствующие европейским стандартам качества. К настоящему времени капитальные вложения в данное предприятие превысили 6 млрд рублей. Основным рынком сбыта нефтепродуктов ВНПЗ являются страны Средиземноморья и Средней Азии.

Туапсе растёт вширь и вглубь

Первым в регионе начав активный процесс модернизации своих перерабатывающих активов, «ЛУКОЙЛ» получил шанс опередить конкурентов на важнейших рынках ЕС, борьба за которые обостряется в связи со значительным ростом цен на нефть и нефтепродукты уже осенью 2007 года.

О решении заняться капитальной модернизацией своего основного южнороссийского актива — Туапсинского нефте­перерабатывающего завода — заявило и руководство НК «Роснефть». Вопрос о модернизации своих предприятий встал перед руководством нефтехолдинга ещё несколько лет назад, когда стало понятно, что «Роснефть» осталась чуть ли не единственным отечественным гигантом с самым низким процентом переработки сырья — всего 56%, что делало её гораздо менее конкурентоспособной в сравнении с главными игроками даже российского рынка (65–67% в среднем по стране). По утверждению аналитиков ИФК «Солид», индекс Нельсона (показатель сложности нефтепереработки) и глубина переработки на ТНПЗ являются одними из самых низких среди 26 родственных предприятий России.

Однако при этом только у «Роснефти» на юге России, в регионе, наиболее близком к средиземноморским потребителям, есть собственный крупный портовой комплекс по перекачке нефти — Туапсинский нефтеналивной терминал мощностью 10,2 млн т.

Весной 2006 года президент холдинга Сергей Богданчиков утверждал, что реконструкция обойдется собственнику в 700 млн долларов, которые будут инвестированы в течение ближайших четырех лет, при этом срок окупаемости проекта составит три-четыре года. В результате модернизации мощность НПЗ должна была увеличиться с 4 млн т до 6 млн т нефти в год, глубина ее переработки вырасти до 95%, индекс Нельсона увеличиться с 1,6 до 6,6. Кроме того, завод смог бы перерабатывать сырье с повышенным содержанием серы. Свои намерения господин Богданчиков объяснял тем, что решение о переоборудовании завода для переработки сернистой нефти вызвано действиями АК «Транснефть», которая для повышения пропускной способности трубопроводной системы с 1 апреля 2006 года начала прокачку сернистой нефти по участку Холмогоры—Клин в направлении Туапсе.

В июле того же года вице-президент «Роснефти» Александр Сапронов за­явил об увеличении стоимости модернизации ТНПЗ уже до 2 млрд долларов. По его словам, «в ходе реконструкции будет построен фактически новый завод, что, благодаря интеграции с другим дочерним предприятием “Роснефти”, ООО “РН-Туапсенефтепродукт”, позволит создать единый мощный канал по производству и экспорту высококачественных нефтепродуктов на рынки Средиземноморья». Изменение планов «Эксперту ЮГ» в руководстве нефтехолдинга объяснили тем, что инвестиционные планы пришлось корректировать в связи с ростом цен на нефть на мировых рынках (до 80 долларов за баррель) и увеличением переработки на своих предприятиях в пользу более рентабельных светлых нефтепродуктов.

Все оптимистические прогнозы роста цен на нефть уже перекрыты. при таких условиях владельцы нефтехолдингов вряд ли будут спешить с инвестициями в модернизацию своих южнороссийских заводов, отдав все силы погоне за прибылью от продажи сырца

По утверждению генерального директора ТНПЗ Георгия Чайкина, реконструкция до 2010 года предусматривала строительство производственных блоков (блок первичной переработки нефти мощностью 10–12 млн т в год, вакуумный блок мощностью 5,5 млн т по мазуту, установки ASCOT мощностью 1,6 млн т и т. д.), которые позволят производить нефтепродукты, соответствующие стандарту Euro-4. До 2012 года планировалось построить ещё два блока — каталитического риформинга и низкотемпературной изомеризации, что дало бы заводу возможность производить нефтепродукты, соответствующие стандарту Euro-5. При этом доля мазута в производственной структуре НПЗ должна снизиться, в то время как объёмы производства дизельного топлива будут расти. К 2012 году около 80% производимых нефтепродуктов будет поставляться на экспорт.

По мнению эксперта аналитического отдела ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Александра Бушина, модернизация Туапсинского НПЗ даст возможность повысить рентабельность бизнеса в целом, увеличить производство высокооктанового топлива и выйти на европейские стандарты нефтепродуктов. Тем самым компания в будущем сможет занять более крепкие позиции на розничном рынке.

  Фото: Итар-Тасс
Фото: Итар-Тасс

Летом 2007 года после проведения IPO сразу два события заставили «Роснефть» изменить планы. Холдинг приобрел на торгах южнороссийскую сеть АЗС обанк­ротившегося ЮКОСа, а Россия выиграла олимпийскую гонку-2014. Так возникла необходимость снабжать возросшую сеть (всего 684 АЗС и 88 работающих по франшизе) топливом своего южного НПЗ. Кроме того, целый ряд судоходных компаний, работающих в регионе («Новошип», «Азово-Донское пароходство», «Палмали»), объявили о программе наращивания флота, которая также потребует увеличения потребления судового топлива.

В связи с этим руководство «Роснефти» выступило с заявлением о значительном увеличении стоимости реконструкции Туапсинского НПЗ. Как заявил вице-президент НК Дмитрий Богданов, к 2012 году мощность переработки сырой нефти достигнет 10 млн т. По словам г-на Богданова, в изменившейся ситуации рассматривается возможность выделения ещё одного подэтапа реконструкции, который предусматривает увеличение объёма нефте­переработки с сохранением мазута и вакуумного газойля. «Анализ рынка показывает наличие эффективной реализации этих объёмов мазута и нафты, что позволит более мягко выстроить финансовую схему в рамках реконструкции. Мы начнем получать cash flow от реконструкции и вкладывать в следующие этапы», — пояснил он.

Вице-президент НК также напомнил, что весной в «Туапсенефтепродукте» была введена в строй железнодорожная эстакада для перевалки мазута, которая в настоящее время переваливает 200 тыс. тонн самарского мазута в месяц. В целом экспортные поставки самарского мазута через Туапсе будут составлять 2,5–3 млн тонн в год. «Мы планируем в следующем году изменить схему экспорта мазута. Если раньше в основном использовалась схема “река-море”, то в следующем году основные объёмы будут переваливаться через Туапсе», — пояснил он.

В то же время, по словам господина Богданова, «Роснефти» удалось договориться с «Транснефтью» и увеличить подачу малосернистой нефти на Туапсинский завод на 1 млн тонн. Дмитрий Богданов также добавил, что в связи с приобретением сети АЗС в Поволжье и на юге России нефтехолдинг в настоящее время испытывает некоторую нехватку светлых нефтепродуктов для загрузки собственных станций, однако после реконструкции ТНПЗ этот вопрос будет решён. После завершения реконструкции на НПЗ появится возможность производить бензины «Премиум-95» и «Супер-98», экспортное дизельное топливо с низким содержанием серы, электродный кокс, серу товарную. Сумму инвестиций на этот раз в компании уточнить отказались. Отраслевые эксперты полагают, что речь может идти о кратном увеличении стоимости проекта.

По мнению президента группы компаний «Городской центр экспертиз» Александра Москаленко, «Роснефти» нет смысла отказываться от выпуска тёмных нефте­продуктов. «На тяжёлые фракции есть спрос. Большая часть тепловых электростанций работает на мазуте, также мазут потребляют котельные вне крупных городов», — заметил он.

Аналитик ИК «АТОН» Артём Кончин также полагает, что тёмные нефтепродукты рано сбрасывать со счёта: «Их вполне можно экспортировать в Европу для дальнейшей переработки, там достаточно удобный рынок при нынешнем росте цен».

Как считает аналитик «Антанты-Ка­питал» Тимур Хайруллин, «Роснефти» крайне необходимы нефтеперерабатывающие мощности, так как, добывая около 80 млн т нефти в год, она имеет возможность перерабатывать на двух собственных НПЗ лишь около 11 млн т (14%). Поэтому компания вынуждена продавать большую часть добываемой нефти в сыром виде, что снижает показатели выручки и прибыли. По оценке начальника аналитического отдела «Атона» Стивена Дашевского, из-за дисбаланса между добычей и переработкой компания теряет в выручке 4–5 долларов с барреля нефти, или 2–2,5 млрд долларов в год.

Аналитик ИК «ФИНАМ» Михаил Фролов заметил, что раньше ТЭО «Роснефти» не предусматривали покупки суперсовременного оборудования в виде установок крекинга и каталитического риформинга для доведения глубины переработки нефти до 95%. Эксперт отметил, что в настоящий момент только два НПЗ в России — Омский и Пермский — перерабатывают сырьё максимум до 85%.

Чуть затянув с началом модернизации, «Роснефть» всё же не стала рисковать, полностью перейдя от туапсинского «тёмного» к «светлому». Это решение позволит компании не только сохранить присутствие на энергетическом рынке региона, но и благодаря расширению своей сети заправок в ЮФО обеспечить себе рынок сбыта высоко­октанового бензина ТНПЗ.

Кубанский сюжет с трубой

В апреле 2007 года руководство ещё одного южнороссийского НПЗ с явным опозданием обнародовало свои планы реконструкции, пойдя по пути, уже проторенному «Роснефтью». Сергей Ветлов, исполнительный директор ООО «Афипский НПЗ» (с 2005 года входит в ООО «Объединённая нефтяная группа» (ОНГ), являющееся частью холдинга Олега Дерипаски «Базовый элемент»), объявил о начале первого этапа модернизации, который позволит АНПЗ увеличить глубину переработки нефти с 60% до 70%. В результате выпускаемый на заводе мазут уступит место выпуску светлых нефтепродуктов. По словам господина Ветлова, в настоящий момент завод производит главным образом мазут (46%), ещё около 28% составляет дизельное топливо, 26% — технологический бензин. Согласно данным, опубликованным на официальном сайте АНПЗ, целью модернизации завода станет созда­ние «сбалансированной вертикально-интегрированной нефтяной компании с высокой рыночной стоимостью» с оборотом не менее 1 млрд долларов и прибылью 100 млн долларов в год.

По утверждению генерального директора ОНГ Владислава Паулюса, в прошлом году АНПЗ довел объёмы переработки до 2,5 млн т (с 900 тыс. т в 2004 году). По словам господина Паулюса, к завершению модернизации в 2012 году завод должен будет перерабатывать уже 3,5 млн т, а производить «очень широкую гамму нефтепродуктов: бензины и дизельное топливо стандартов Евро-4 и Евро-5, а также бункерное топливо, кокс».

  Фото: Итар-Тасс
Фото: Итар-Тасс

Председатель совета директоров компании Андрей Загорский объяснил своё стремление к «светлому» тем, что часть этого сегмента пойдет на снабжение авиатопливом аэропортов ЮФО — Анапа, Сочи, Краснодар и строящийся в Геленджике, которые принадлежат «Русско-Азиатской инвестиционной компании» (РАИНКО, бенефициарный владелец также Олег Дерипаска). «Сейчас большая часть самолётного топлива завозится в край из других регионов. Естественно, что выпуск керосина на территории края собственными мощностями — актуальная задача. Изначально мы планируем выпускать 8 тыс. т авиатоплива в месяц, а к концу 2007 года выйти на мощность 12 тыс. т, что составит 150 тыс. т авиакеросина в год», — сказал Андрей Загорский. Он также уточнил, что этот объём составляет примерно 60% общих потребностей края в авиационном керосине.

Как сообщили «Эксперту ЮГ» в департаменте ТЭК Краснодарского края, собственник обязался в 2006–2007 годах вложить в развитие АНПЗ 40 млн долларов, а также инвестировать в разведку нефтяных и газовых месторождений.

По расчетам эксперта ИК «ФИНАМ» Михаила Фролова, для достижения поставленной задачи АНПЗ необходимо будет потратить на модернизацию в зависимости от выбора производителя оборудования не менее 100 млн долларов, а сам процесс реконструкции займёт от полугода до трёх лет.

Однако и эти планы руководство новоиспечённого ВИНКа уже летом было вынуждено корректировать. 27 июля руководство «Базэл» и НК «РуссНефть» обратилось в МАП за разрешением о продаже нефтяных активов НК ( в числе которых и Краснодарский НПЗ) компании Олега Дерипаски. В руководстве «Базэла» поясняли, что, если антимонопольное ведомство одобрит приобретение «РуссНефти», НК войдет в состав энергетического сектора «Базэла» En+. Среди компаний, которые объединяет En+ — второй по величине производитель алюминия в мире UC RUSAL, компания «Евросибэнерго», Центрально-Европейская Алюминиевая Компания и «Объединённая нефтяная группа». При этом эксперты находили совершенно естественным, что КНПЗ (мощность переработки 3,1 млн т) фактически воссоединится с входившим с ним с 1975 года в единый перерабатывающий комплекс Афипским НПЗ (мощность — 3 млн т) — оба завода расположены на разных берегах Кубани. А стало быть и вопрос о модернизации афипского завода не может быть решён без учета деятельности соседей.

Дело в том, что АНПЗ для обеспечения себя сырьём уже почти десять лет тщетно пытается добиться присоединения к участку трубопровода «Транснефти» Тихорецкая—Новороссийск, часть которого как раз проходит через КНПЗ. Отсутствие собственного трубопровода приводило к загрузке лишь 11% мощностей АНПЗ.

Однако собственники краснодарского завода категорически отказывались тянуть трубу в поселок Афипский. К тому же из-за ограниченной пропускной способности участка КНПЗ сам мог рассчитывать на сырец лишь в объёме не более 1,2 млн т нефти в год (что обеспечивало всего 50–60% потребностей завода).

В настоящий же момент, по мнению Артёма Кончина из «АТОНа», «в случае слияния обоих заводов в своеобразный “Южный НПЗ” история с трубой закроется».

Остался пока нерешённым и вопрос о модернизации самого КНПЗ, в который его бывший владелец Михаил Гуцериев на встрече в январе 2006 года с губернатором Кубани пообещал вложить порядка 600 млн рублей. Возникшие же у главы «РуссНефти» проблемы с законом и его последующее бегство за границу сделали планы реконструкции завода призрачными. Как признался «Эксперту ЮГ» один из топ-менеджеров нефтехолдинга, пожелавший скрыть своё имя, программа модернизации устаревшего оборудования завода весьма далека от завершения, а своей паспортной мощности в 3,1 млн т КНПЗ ещё никогда не достигал (в 2006 году завод переработал 2,2 млн т).

По мнению экспертов, с приобретением «хозяйства Гуцериева» «Базэл» автоматически выдвигается в число десяти лидеров отечественной нефтянки с совокупной добычей 14 млн т в год, став полноценным ВИНКом и замкнув технологическую цепочку «добыча-переработка-сбыт». Приобретя КНПЗ, холдинг значительно сокращает издержки, связанные с процессингом, получает единственного в стране производителя топлива повышенной плотности для реактивных двигателей (выпускает топливо марки Т-1 пп), а также возможность работать на собственном сырье. До приобретения «РуссНефти» нефть АНПЗ поставляли заводы ТНК-ВР и «Сургутнефтегаза». Собственные же добывающие активы («Самара-Инвестнефть» с разведанными запасами 2,9 млн т) были явно недостаточными для удовлетворения потребностей афипского завода.

При этом объединение НПЗ, по мнению специалистов, ничуть не делает их конкурентами. Как заметил «Эксперту ЮГ» Тимур Хайруллин, маломощные НПЗ в условиях повышенного спроса на ГСМ в преддверии Олимпиады будут полностью загружены.

В то же время объединённое руководство En+ вполне в состоянии разграничить сферы деятельности своих южнороссийских предприятий. АНПЗ может продолжать заниматься светлыми нефтепродуктами для авиации, а КНПЗ — сосредоточиться на реализации новых проектов. В частности, по мнению Тимура Хайруллина, в связи с тем, что будущая Олимпиада даст мощный толчок к развитию дорожного строительства в ЮФО, южнороссийской нефтянке есть смысл подумать о строительстве собственного завода по выпуску битума. В частности, КНПЗ в прошлом году произвел свыше 10 тыс. т нефтебитума и запланировал реконструкцию битумной установки БУ-3. Интерес к битуму ещё в начале лета выказывал и господин Паулюс. Теперь же, с объединением НПЗ, полагают эксперты, уместно будет сосредоточить эти производственные мощности двух заводов на территории КНПЗ.

Подобная диверсификация пойдет на пользу обоим предприятиям, которые таким образом решат свои проблемы с сырьём и избавятся от внутренней конкуренции.

НПЗ «для собственных нужд»

Пока ещё не очень понятной остается судьба пятого НПЗ юга России, руководство которого уже несколько лет подряд исправно заявляет о том, что уж в этом году он обязательно вступит в строй. ООО «Новошахтинский НПЗ» (входит в состав агросоюза «Юг Руси») появилось на бумаге в начале века. Планировалось, что завод будет перерабатывать 2,5 млн т сырой нефти в год, производя 407,5 тыс. т прямогонного бензина, 60 тыс. т дизельного топлива, а также судовое топливо. Стоимость первой очереди оценивается в 5 млрд рублей.

Однако собственники сначала не могли договориться с «Транснефтью» о врезке в трубопровод Суходольная—Родионовская, потом вели изнурительные тяжбы с руководством одного из местных хозяйств об отчуждении участка земли под строительство, а затем долго осваивали инвестиции, из которых на июль этого года смогли использовать лишь треть. К тому же пока непонятно, собран ли весь пакет разрешительных документов на запуск ННПЗ. В компании тщательно избегают ответа на вопросы о сроках запуска предприятия и о том, не устарел ли проект НПЗ, с учётом требований правительства РФ к качеству выпускаемых ГСМ, уже в ходе строительства.

Пресс-секретарь агросоюза Василий Волков заверил «Эксперт ЮГ», что основная цель ННПЗ — обеспечение дизельным топливом собственных хозяйств в регионе и снижение таким образом затрат на производство сельхозпродукции. Играть заметную роль на нефтяном рынке ЮФО руководство предприятия пока не планирует. О более глубокой переработке сырой нефти речь тоже ещё не идет.

«Экономических оснований для запуска НПЗ “Юга Руси” я не вижу. Структура рынка в России сейчас такова, что сами по себе НПЗ убыточны. Содержать такие предприятия имеет смысл только для ВИНКов, которые способны перераспределить убытки за счёт других направлений бизнеса. Вероятно, у агросоюза также есть возможность содержать нерентабельный проект», — поделился мнением с «Экспертом ЮГ» руководитель ростовского представительства брокерского дома «Открытие» Александр Жуков.

На глубину никто не рвётся

По данным аналитика ИК «ФИНАМ» Михаила Фролова, средняя глубина переработки нефтепродуктов на отечественных НПЗ сейчас составляет 71%, в то время как в США — 95%, в Европе — 85%. По его прогнозу, глубины в 80% российские предприятия достигнут лишь к 2012 году.

  Фото: Итар-Тасс
Фото: Итар-Тасс

С другой стороны, эксперт ИК «Проспект» Александр Кузнецов полагает, что глубина переработки и в 70% может считаться вполне нормальной для российских НПЗ из-за того, что качество сибирской и поволжской нефти марки Urals с ее высокой сернистостью не позволяет выпускать более совершенные нефтепродукты.

Получается, к 2008 году требованиям правительства РФ на юге России будет соответствовать лишь продукция Волгоградского завода. Туапсинский НПЗ на подходе, хотя к нему достаточно много претензий у экологов и Росприроднадзора. Остальные по разным причинам лишь в будущем выйдут на уровень производства конкурентоспособного по европейским стандартам топлива.

На данный момент все оптимистические прогнозы роста цен на нефть уже перекрыты. В ноябре нефть марки Brent на мировых биржах уже вплотную подобралась к рубежу 100 долларов за баррель, а декабрьские фьючерсы на марку Urals превысили 87 долларов за «бочку».

При таких условиях владельцы нефтехолдингов вряд ли будут спешить с инвестициями в модернизацию своих южнороссийских заводов, отдав все силы погоне за прибылью от продажи сырца.

По мнению заместителя начальника управления нефтяной промышленности Федерального агентства по энергетике РФ Бориса Выдрика, высказанному им на прошедшем в начале ноября в Ростове-на-Дону III Южнороссийском форуме «Энергоэффективная экономика», «к сожалению, капиталовложения ещё не достигают тех размеров, которые требуются для внедрения новых технологий и автоматизированных систем управления, обновления оборудования, чтобы выйти на рынок с моторными топливами, соответствующими нормам Евро-3 и Евро-4. Нефтепереработка продолжает оставаться заложницей собственной неэффективности — пока более выгодно экспортировать нефть, чем организовывать выпуск экологически чистых видов топлива и высококачественных продуктов нефтехимии».

Крупнейшие комппании нефтяной и нефтегазовой промышленности

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №4 (4) 26 ноября 2007
    Виноделие
    Содержание:
    Надо собраться

    Чтобы воплотить в жизнь как минимум двойной потенциал роста, в ближайшие пять-семь лет виноделам Южного округа надо решить три задачи: увеличить площади виноградников, технически перевооружить заводы и грамотно выстроить маркетинговые коммуникации

    Реклама