Говорю о вине, а думаю о Юге

Тема недели
Москва, 26.11.2007
«Эксперт Юг» №4 (4)

Вот уж в чём нет сомнения, так это в том, что юг России играет определяющую роль в виноделии страны. Если этот вид деятельности и имеет перспективы, то именно здесь — на Юге.

По данным Союза виноградарей и виноделов России, в 1999 году потребление вина в стране составляло примерно 620 млн литров. В 2006 году оно уже превысило миллиард. Но, как говорит генеральный директор ГУ «Ставропольвиноградпром» Сергей Лысенко, при этом уровень потребления вина на душу населения в стране ещё очень далёк от того, что был в советское время — сейчас это порядка 6 литров на человека в год по сравнению с 15 литрами в семидесятые годы. А показатель развитых в этом отношении стран, таких, как Франция или Италия, вообще пока кажется недосягаемым, доходя до 50 литров на человека. Поэтому запас для роста отечественного винного сегмента в ближайшие годы — колоссальный. И обеспечить этот рост может прежде всего Южный федеральный округ. Ведь сегодня в стране 64,3 тыс. га виноградников, из которых на юг России приходится 64 тысячи.

Вино — чуткий индикатор экономического благополучия общества. Аналитики алкогольного рынка подчёркивают, что, чем выше благосостояние человека, тем больше он отдаёт предпочтение спиртному с меньшим содержанием алкоголя, у него растёт интерес к хорошему вину. Поэтому развитие виноделия идёт рука об руку с оптимистическим взглядом в будущее.

Сейчас на Юге начинается что-то похожее на винодельческий бум. Новости есть почти у каждой компании, работающей сегодня на рынке. Наиболее активные винопроизводители и крупные предприятия, сумевшие привлечь стратегических инвесторов или банковские кредиты, внедряют общемировые технологии виноградарства и виноделия, превращают свои заводы в производства полного цикла, оснащая их новым импортным оборудованием стоимостью иной раз в десятки миллионов рублей. Южные виноградарско-винодельческие предприятия имеют высокую степень специализации, большой опыт возделывания винограда и опытные кадры. За последние четыре года в винодельческую отрасль одного только Краснодарского края было вложено более 150 млн евро. Однако безудержность этого всеобщего стремления к новым высотам не должна обманывать. В виноделии накопилось много проблем, которые не решить за один-два сезона.

Главная беда — недостаток сырья. Рост производства, который сегодня очевиден, достигается во многом за счёт импортируемых виноматериалов. Чтобы изменить ситуацию, нужен многократный рост инвестиций. Те же 150 млн евро пришлись всего лишь на 15% винодельческих хозяйств Кубани. Южане активно привлекают к производственному процессу иностранных специалистов — виноградарей и виноделов из Франции, Италии, Австралии, но только на одном предприятии такой мастер согласился работать на постоянной основе — иностранцев пугает бессистемный подход к модернизации виноделия. Одних только кубанских вин на рынке Юга — более 500 наименований, но брендов, преодолевших 30-процентный порог узнаваемости среди потребителей, всего десять. Виноделам нужно учиться работать с торговыми марками.

Тем не менее сами виноделы и аналитики рынка уверены, что у ЮФО, особенно у Краснодарского края, — огромные перспективы роста. Пережив многочисленные кризисы, научившись на собственных же ошибках, покопавшись в мировом опыте, южане начинают относиться к виноделию как к сложному бизнесу и движутся в правильном направлении: расширяют виноградные угодья, ищут средства для технического и технологического перевооружения, начинают прорабатывать маркетинговые тактики и выстраивать грамотную дистрибуцию. Ну, по крайней мере, больше половины из них собираются это делать.

И в этом им вполне могут помогать и региональные власти. Так, на Ставрополье принят местный закон «О государственной поддержке производства винограда и винодельческой продукции в крае». Хозяйствам выделяются кредиты на закладку молодых виноградников, на топливо, предоставляется техника в лизинг. Этот опыт надо тиражировать, увеличивая тем самым инвестиционную привлекательность отрасли.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №4 (4) 26 ноября 2007
    Виноделие
    Содержание:
    Надо собраться

    Чтобы воплотить в жизнь как минимум двойной потенциал роста, в ближайшие пять-семь лет виноделам Южного округа надо решить три задачи: увеличить площади виноградников, технически перевооружить заводы и грамотно выстроить маркетинговые коммуникации

    Реклама