Инвестиции в рост

Спецвыпуск
Москва, 10.12.2007
«Эксперт Юг» №5 (5)
В этом году на Волгоградском тракторном заводе впервые за последние несколько лет Концерном «Тракторные заводы» осуществлена инвестиционная программа, которая позволит предприятию в 2008 году вырасти на 30–40%

Когда-то большая страна гордилась своими заводами-гигантами. Сталинградский тракторный, впоследствии ВТЗ, выпускал до восьмидесяти тысяч гусеничных машин в год. Над ценой «железного коня» не задумывался ни рядовой крестьянин, ни председатель колхоза. Советская распределительная система редко давала сбой. С тех пор Волгоградский тракторный пережил долгий период падения производства. Cегодня позиции предприятия в рыночной среде становятся всё твёрже. Производственная программа группы компаний «Волгоградский тракторный завод» сбалансирована с учётом реальной потребности рынка. Сейчас завод, благодаря инвестициям нового собственника, закладывает основу для дальнейшего наращивания объёмов производства — речь, по словам исполнительного директора ВТЗ Сергея Фалькина, идёт прежде всего о расширении ассортимента и оптимизации затрат на предприятии.

— Что можно считать отправной точкой в процессе возрождения некогда самого знаменитого из волгоградских предприятий?

— Смену собственника и связанные с ней позитивные перемены. По сравнению с прошлыми периодами, наше предприятие работает более ритмично и стабильно. Руководством управляющей компании — Концерна «Тракторные заводы» — перед коллективом волгоградских тракторостроителей поставлены чёткие производственные задачи по выпуску сельскохозяйственной гусеничной техники и освоению производства промышленных тракторов.

За десять месяцев текущего года мы выпустили больше двух тысяч тракторов, из них около семисот — машины перспективной серии ВТ. До конца года мы должны произвести ещё более 500 тракторов, а в следующем году довести объём производства до 3 700 машин. В 2006 году прирост товарного выпуска составил 20–25 процентов к уровню предыдущего года, в этом году рост скромнее — процентов 10–15. Но на следующий год мы запланировали увеличение на 30–40 процентов.

Впервые за последние годы завод получил инвестиции. Первый инвестиционный план-2007 был рассчитан на 140 миллионов рублей. Эти средства мы потратили на закупку новой, высокоэффективной техники и оборудования: приобрели мощный обрабатывающий комплекс, уникальный высокопроизводительный лазерный комплекс, позволяющий делать резку и раскрой металла толщиной до 28 мм. Средства на поддержание основных фондов, на перспективные конструкторские разработки — вот тот фундамент, на котором основывается рост производства.

В следующем году инвестиционный план предполагает сходные цифры, а возможно и большие — сейчас идёт подготовка к защите инвестиционных проектов на 2008 год. Они, разумеется, тоже будут целевыми. Мы готовимся к освоению выпуска новой для нас продукции — бульдозеров.

В следующем году, согласно плану перспективного развития завода, мы начнём подготовку к производству ещё одного абсолютно нового для нас объекта — перспективной разработки коллег с чебоксарского завода «Промтрактор», трактора промышленной модификации «Четра-9», уже получившего признание ведущих мировых экспертов.

 Мы планируем в 2008 году выпустить около 100 таких машин, а в дальнейшем довести эту цифру до 1000 штук в год.

— Вы и дальше собираетесь расширять линейку вашей продукции?

— Безусловно. Помимо пятнадцати модификаций нашего традиционного ДТ-75, четырёх модификаций ВТ-150 и тех машин, о которых я сказал выше, мы развиваем и так называемые непрофильные производства. Берём заказы на чугунное литье, на кузнечные работы, выполняем заказы железнодорожников.

"Впервые за последние годы завод получил инвестиции. В 2007 году 140 миллионов рублей мы потратили на закупку нового оборудования"

Одно из предприятий Концерна — ОАО «Промтрактор» — в 2007 году выиграло государственный тендер на разработку нового трактора с тяговым усилием в 5 тонн. И, возможно, разработка данной модели будет осуществлена на «Волгоградском тракторном заводе». Сейчас объединёнными усилиями конструкторов Концерна ведутся работы по его проектированию, а в будущем году будут изготовлены первые опытные образцы. После прохождения сертификации, в 2009 году производство нового трактора будет поставлено на поток.

Поскольку мы являемся единственными в стране изготовителями гусеничных пахотных тракторов и примерно на 80 процентов удовлетворяем потребность в них сельхозпроизводителя, то вряд ли уместно говорить о существенном росте производства основных видов нашей техники. Сейчас акцент делается на увеличение выпуска запчастей, который уже вырос процентов на пятьдесят и будет расти в дальнейшем.

— Могли бы существенно увеличить объёмы производства тракторов их поставки за рубеж?

— Разумеется. Парадокс в том, что ряд бывших республик СССР, в частности, Узбекистан, одно время закупал дорогую импортную сельхозтехнику. Когда закончился гарантийный срок, она стала быстро, что называется, сыпаться, и пришлось им в массовом количестве закупать весьма недешёвые запчасти к ней. Ставка на вроде бы более качественный импортный продукт себя не оправдала. Наши машины проще, но надёжнее. Мы вообще готовы производить любое количество тракторов. Достаточно набрать дополнительное количество рабочих и организовать вторую-третью смены. Сейчас завод работает в одну. Правда, есть одна серьёзная проблема…

— Какая именно?

— Кадровая. С инженерно-техническим персоналом полный порядок: есть и толковые организаторы, и «мозги» для конструкторского бюро. А вот рабочий класс, увы, подкачал. Система подготовки квалифицированных рабочих для серьёзных производств, к сожалению, рухнула полностью. Профтехучилищ раз-два — и обчёлся. Для восстановления этой системы нужна целенаправленная государственная политика.

Молодёжь приходит на год-другой и после службы в армии уже не возвращается. Да и нет у нас пока для них сладких пряников. Средняя заработная плата на заводе — восемь тысяч рублей. Чтобы существенно ее увеличить, нужно не только нарастить объём производства, но и снизить производственные затраты. А здесь уже возникает проблема ещё более серьёзная — полнейший беспредел, который сейчас царит в энергетике. На нашем предприятии разработана целая программа по снижению энергоёмкости основных технологических процессов. Но все усилия обращаются в ничто из-за ежегодного прироста стоимости покупной энергии, в особенности газа, на 15–16 процентов минимум. Мало того, поставщики газа постоянно снижают лимиты для предприятий и повышают цену сверхлимитных поставок. И если поставщика электроэнергии ещё можно выбрать из нескольких конкурирующих организаций, то газовики — абсолютные монополисты.

— Завод занимает огромную территорию. Как вы намерены её использовать?

— Наш завод изначально располагался на территории в 150 гектаров. Это огромная территория с целым комплексом производственных сооружений и коммуникаций, которые были построены из расчёта выпуска около 80 000 тракторов в год. Сегодня рынок требует гораздо меньше тракторной техники, а затраты на содержание всех этих объектов, налоги и так далее,неудержимо растут. Очевидно, что в современных экономических условиях такая диспропорция невозможна, поэтому на предприятии сегодня реализуется программа оптимизации и сокращения издержек. Благодаря широкой кооперации между предприятиями, входящими в концерн «Тракторные заводы», стало возможным закрыть нерентабельные, сильно изношенные и экологически вредные производства, разместив заказы на других предприятиях концерна. Также в этом году мы полностью перенесли производство из прибрежного корпуса на основную площадку завода, что поможет значительно снизить производственные затраты и издержки. Высвобождаемые в процессе оптимизации средства будут направлены на развитие производства, создание новой техники, на улучшение экологической ситуации, условий труда самих тракторостроителей.

— Завод по-прежнему можно назвать градообразующим предприятием?

— Да, конечно. У нас работает более трех тысяч человек. Объём ежемесячных налоговых платежей составляет порядка 25–27 миллионов рублей. Задолженность в 200 миллионов рублей во все уровни бюджета, доставшаяся нам в наследство от прежнего собственника, погашена полностью. Надеюсь, что в рамках приоритетного национального проекта развития АПК государственная поддержка сельхозпроизводителя существенно увеличится. Тогда и заказов у тракторостроителей будет больше, и зарплаты вырастут, и налоговые поступления увеличатся. И Волгоградский тракторный сохранит своё значение для города.

У партнеров

    Реклама