Неэфемерное присутствие

Русский бизнес
Москва, 10.12.2007
«Эксперт Юг» №5 (5)
По словам чрезвычайного и полномочного посла Франции в России, интерес французского бизнеса к Южному округу объясняется большими перспективами развития сельского хозяйства и востребованностью огромного туристического опыта этого региона

Станислас де Лабуле совершил рейд по югу России
в конце ноября. В окружении делегации французских бизнесменов он поучаствовал в открытии первого гипермаркета сети «Ашан», первого в России винного бутика французской сети «Николя», посетил краснодарскую выставку «ЮгАгро». Нужно заметить, что французские бизнесмены — одни из самых сдержанных. Они предпочитают вести дела тихо и неохотно комментируют даже уже сделанное. Тем интереснее говорить с человеком, который не просто уполномочен делать заявления, но и делает их с явной охотой.

 

— До сих пор французские бизнесмены были одними из самых консервативных инвесторов на юге России. Но в этот раз вы привезли большую делегацию от французского бизнеса — это значит, что привлекательность Юга теперь оценивается по-новому?

— Действительно, существует растущий интерес со стороны наших предприятий к югу России, который является основным регионом, производящим сельскохозяйственную продукцию. Этот интерес вызван российскими властями, продвигающими этот регион и его возможности, тем имиджем, который был создан презентацией Южного федерального округа, прошедшей
в мае прошлого года в посольстве Франции.

Я приехал на выставку «ЮгАгро» с делегацией из представителей примерно двадцати предприятий Франции, впервые выставляющихся в нашем павильоне, который позволил объединить французские предложения и сделать их более заметными. Внимание большого количества посетителей привлекли, например, стенды предприятий, работающих в области тепличного плодоводства и овощеводства. Этот пример показывает, что налицо не только ясное понимание привлекательности региона со стороны наших предприятий, но и потребности российских участников рынка, которые вполне могут быть удовлетворены в условиях находящейся на подъёме национальной экономики. Поэтому следует говорить скорее о росте региональной экономики, позволяющей сегодня реализовать многочисленные возможности региона, чем о новом видении юга России французскими деловыми кругами.

— Обычно интерес к регионам имеет несколько этапов развития — сначала гостей интересует только сбыт своей продукции, затем могут возникать более серьёзные намерения. На французских бизнесменов эта схема распространяется?

— Французские предприятия обычно не используют стратегию эфемерного присутствия путём недолговременной продажи продукции. Предприниматели, приехавшие со мной на выставку, имеют долгосрочную стратегию и стремятся завязать долговременные связи. И это понятно, ведь знание страны и рынка требует времени и активного личного участия. Французские предприятия стремятся к тому, чтобы их усилия принесли долгосрочные результаты.

Помимо этого, наши предприятия находятся здесь не только для того, чтобы продавать, но и для того, чтобы предоставить своим покупателям сервис, необходимый для адаптации их продукции к специфическим российским требованиям. Например, я побывал на сельхозпредприятии «Васюринское», купившем с 2005 года 2500 коров французской породы шаролез. Французский животновод, продавший этих коров, приезжает примерно раз в месяц, чтобы консультировать российских животноводов по методам выращивания, которые следует использовать на предприятии. Он, не колеблясь, срочно приехал вместе с ветеринаром, чтобы ухаживать за телятами, которые могли умереть от инфекции.
То есть французские предприятия стремятся не только торговать, но и создавать настоящие партнёрские связи со своими российскими коллегами.

Ещё один пример — это овощные консервные заводы Bonduelle и d’Aucy (одна из торговых марок Secab Group, запустившей
в Тимашевском районе завод «Кубанские консервы» по производству зелёного горошка и кукурузы. — «Эксперт ЮГ»), которые не только вложили деньги в сектор производства консервов, но и подошли к вопросу комплексно, инвестируя на будущее в производство сырья. Эти примеры свидетельствуют о том, что французские предприятия приходят на рынок, имея в виду долгосрочную перспективу работы и, что важно, часто завязывают настоящие дружеские связи со своими российскими партнёрами.

— Для французских бизнесменов наличие партнёра в регионе — обязательное условие для осуществления проектов?

— Я не знаю, является ли это обязательным условием, но, несомненно, знание местного рынка и его основных участников непременно учитывается инвесторами при принятии решения. Со своей стороны, я приветствую стремление местных властей
к повышению эффективности нашего диалога. Например, во время моего визита властями Краснодара совместно с посольством было принято решение назначить особое лицо в наших администрациях, чтобы способствовать продвижению проектов.

— Какие проекты привезли бизнесмены, приехавшие с вами? Есть ли проекты, решение о реализации которых уже принято?

— Делегация предприятий, с которой я приехал, охватывает несколько областей деятельности: оборудование для свиноводства и животноводства, оборудование для молочной промышленности, сельхозтехника, а также оборудование для садоводства и огородничества. Я думаю, что можно рассчитывать на быстрое воплощение проектов, в частности, в области тепличного плодоводства и овощеводства.

— Вы посетили сахарный завод в Краснодарском крае — это чисто французский проект?

— Я действительно посетил «Тбилисский сахарный завод», который сохранил своё старое название, хотя и был куплен французской компанией Sucden, работающей в России с 1993 года. Этот завод производит сахар из свеклы, выращиваемой в этом регионе, и из сахарного тростника. Sucden осуществила инвестиции для увеличения сушильных мощностей завода и создания складских помещений, чтобы лучше использовать колебания цен на сахар на внутреннем и мировом рынках.

— Ограничиваются ли интересы французского бизнеса на Юге только сельским хозяйством?

— Франция занимает первое место среди сельхозстран Европейского Союза и второе место в мире по экспорту продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности, поэтому понятен её интерес к этому ключевому и быстро растущему сектору экономики юга России. Но она развивает своё присутствие и в других областях. Например, в сетевой торговле — с открытием нескольких магазинов «Ашан», в области французского стиля жизни с открытием первого магазина и ресторана винной сети «Николя» в Ростове,
а также в области финансов, как это видно на примере банка «РусФинанс» (входит в группу «Сосьете Женераль». — «Эксперт ЮГ»), занявшего видное место в сфере кредитов для населения.

Намечены и другие пути укрепления наших отношений.
Я имею в виду, в частности, децентрализованное сотрудничество, позволяющее нашим муниципалитетам работать друг с другом напрямую. Такого рода контакты установили города Гренобль и Краснодар, а также муниципальные власти Уш и Красной Поляны. Наконец, Франция только что назначила почётного консула в Ростове-на-Дону — Сергея Кислова (глава агропромышленной группы «Юг Руси». — «Эксперт ЮГ») для укрепления диалога и сотрудничества с региональными и муниципальными властями, чей великолепный приём, оказываемый моим соотечественникам, не может меня не радовать.

— В связи с победой Сочи в борьбе за право провести Олимпиаду 2014 года просматривается ли перспектива появления французского капитала на туристическом рынке, в строительной индустрии Юга?

— Победа Сочи в конкурсе на проведение Олимпийских игр 2014 года несомненно представляет фактор привлекательности для французских инвесторов, и я надеюсь, что они вскоре начнут налаживать партнёрство в промышленности и в торговле всего Краснодарского края и в других областях России. Французские власти прекрасно понимают интерес и значение этого события в мире спорта.

 В сентябре я участвовал в сочинском международном инвестиционном форуме во главе делегации примерно сорока французских предприятий, специализирующихся в области туризма и инфраструктур. Франция имеет реальный опыт организации зимних Олимпийских игр, поскольку она принимала Олимпийские игры в Альбертвиле в 1992 году, и может им поделиться
с Краснодарским краем.

Помимо этого, район Сочи является туристическим центром, открывающим многочисленные перспективы и после Олимпиады в том случае, если туризм, который там сегодня стремятся развивать, останется стабильным. А Франция сегодня — это первое
в мире туристическое направление с 70 миллионами посетителей в год. Нами накоплен богатейший опыт, который может заинтересовать местные власти и предприятия.

— Что сдерживает самостоятельное осуществление французами проектов на Юге?

— Мне неизвестны какие-либо серьёзные препятствия для прихода французских предприятий в южный регион, но несомненно, что мы несколько отстаём от стран-конкурентов, если смотреть только на цифры. Тем не менее Франция уже представлена в регионе своими наиболее конкурентоспособными отраслями — виноградарством и виноделием, пищевой промышленностью, сетевой торговлей. Мы стремимся сократить это отставание, а также привлечь российские инвестиции во Францию, что становится осуществимым с установлением всё большего числа партнёрских отношений в Южном округе. Я регулярно посещаю юг России и предполагаю не раз приехать сюда в 2008 году.

У партнеров

    Реклама