Мейнстрим по-французски

Вера Котелевская
24 декабря 2007, 00:00
  Юг

Покорять региональные кинозалы французское кино будет в старом добром изводе: юмор на грани драмы, эротика на грани эстетики. И никакой метафизики «другого» кино

В начале декабря французский кинематограф явил себя Ростову-на-Дону в сопровождении самих создателей и актёров. Программа «Французское кино сегодня» была показана лишь в двух региональных центрах (первым стал Калининград). Всё говорило о событии-фестивале: и премьерные показы семи картин со звёздным актёрским составом и сильными режиссёрами (одного Жерара Кравчика, снявшего почти все версии «Такси», уже достаточно), и пресс-конференции, и череда интервью нон-стоп. Но формат вышел за рамки фестивального. После двухдневного марафона, включавшего и ночные показы, мультиплекс «Киномакс Дон» запустил в ограниченный прокат четыре наиболее кассовые картины (анимационный фильм «Персеполис», выдвигаемый на «Оскар», выйдет в январе-феврале). Среди них — «Просто вместе» с обаятельно-грубоватым Гийомом Кане и исполнительницей ролей очаровательных городских сумасшедших Одри Тоту. Отобраны и драма «Мой лучший друг» с Даниэлем Отоем, и «Красный отель», снятый Жераром Кравчиком.

Мероприятие оказалось отлично организованной акцией по продвижению французского кино, в чём главный её организатор, Unifrance, специализируется уже больше полувека. Альянс коммерческих и культуртрегерских целей озвучила на пресс-конференции Кристель Вержад, пресс-атташе по кино и средствам массовых коммуникаций посольства Франции в Москве: «Нам сказали, что Дон — тихий, но мы надеемся разувериться в этом. Ростовчане умеют развлекаться, и их наверняка заинтересуют новые французские фильмы». По словам представителя Unifrance Жоэля Шапрона, главная задача этого кинематографического десанта — «приобщить к альтернативному, то есть не отечественному и не голливудскому кино аудиторию регионов». Действительно, сегодня Москва и Санкт-Петербург составляют лишь 30 процентов от сборов по стране, а из 1400 кинозалов 900 расположены на территории регионов. Именно поэтому фестиваль французского кино, первые пять лет проводившийся в Москве, поменял географию: в 2005 году он посетил Владивосток и Екатеринбург, в 2006-м — Нижний Новгород. Сейчас Ростов и Калининград являются лидерами регионального кинопроката, а большие надежды на нестоличную публику Unifrance связывает также с бурным строительством мультиплексов.

В связи с российскими показами были даже задержаны выходы парижских премьер. А программа была выстроена как встреча со старыми друзьями, учитывая ту репутацию хорошего интертейнмента, которую имело у нас французское кино до голливудского «вторжения». Готовность поддержать её отразилась в подборе приглашённых актёров. Это, в частности, Мишель Мерсье, эмблема бархатной сексуальной революции в рамках нашей цензуры 1970-х. Сыгравшая в роскошных интерьерах раскрепощённую Анжелику, она так и осталась для целого поколения актрисой-эпохой.

Другой гость — человек профессии неприметной, исполнительный продюсер Пьер Гранштайн. Однако при его участии снимался хит 1980-х «Инспектор-разиня» с Пьером Ришаром, а из последних кинособытий — нашумевший «Александр» Оливера Стоуна, лидер кассовых сборов «Астерикс и Обеликс против Цезаря» Клода Зиди. Обаятельный дедушка французского кинопроизводства высказался об «альтернативном» французском кино так: «Образ его связан с особым юмором, чувствительностью, тонким вкусом. Каждое национальное кино должно сохранять свою индивидуальность. Мы можем делать то, чего не могут американцы, и наоборот». И хотя сам Пьер Гранштайн мечтает снять фильм философский, ему не хотелось бы противопоставлять его «коммерческому» кино: «Нужно найти понятную всем форму, чтобы картина была открыта восприятию». Фильм «Просто вместе», в котором он выступил исполнительным продюсером, нов для режиссёра Клода Берри: он собрал актёров разных поколений. «Наблюдая за персонажами Одри Тоту, Гийома Кане, Лорена Стокера через замочную скважину, режиссёр показывает, как в атмосфере общего доверия между двоими незаметно рождается любовь», — комментирует Пьер Гранштайн.

О картине «Мой лучший друг» рассказала в интервью самая юная участница — Жюли Дюран, исполнившая роль дочери главного героя Франсуа (Даниэль Отой). Проблема одиночества, центральная в фильме, близка ей не только как актрисе: она сняла  короткометражный фильм «Антресоль», который купил один из французских телеканалов. «Его герой, — рассказывает Жюли Дюран, — одинокий старик, в час пик выходит в метро и притворяется, будто идёт на работу. Всё для того, чтобы почувствовать себя окружённым людьми, ощутить тепло. Но он подобен кораблю в бурных холодных потоках. Метро — это пространство между верхом и низом, середина, однако Entresol на слух может значить и “между одинокими” — entre seules». Фильм Патриса Леконта «Мой лучший друг» выдержан, по её мнению, в любимом жанре французов — «между смехом и слезами». «Русские тоже это любят», — уверяю я Жюли Дюран.

Увы, ни Даниэль Отой, ни Одри Тоту в Ростов не приехали, хотя Кристель Вержад льстила ростовчанам безмерно: «В регионах пока ещё интересуются искусством, а не только тусовкой. Москва же требует “звезду”!» Поездка в регионы без нынешних звёзд обошлась организаторам явно дешевле прежних московских мероприятий. Правда, хотелось бы ещё и компенсации в виде «искусства» — например, показа пары артхаусных новинок. Но покорение регионального кинозрителя пока идёт проторённой тропой мейнстрима. Альтернативного голливудскому.