Начать с малого

Экономика и финансы
Москва, 24.12.2007
«Эксперт Юг» №6 (6)

Для итальянской группы Inteza Sanpaolo, как выражался один литературный бизнесмен, невозможного мало. Рыночная капитализация банка на начало года превысила 74 млрд евро. Но соглашение о сотрудничестве, которое было подписано в декабре с администрацией Ростовской области, касалось пока только кредитования малого бизнеса. Развитием этого направления занимается входящий в итальянскую группу «КМБ-БАНК», который открыл в Ростове полноценный филиал вместо кредитно-кассового отделения и собирается сделать то же самое ещё в нескольких городах Юга. Председатель Совета директоров КМБ-БАНКа и банка «Интеза», профессор Антонио Фаллико в разговоре с «Экспертом ЮГ» признался, что с ЮФО у итальянцев связаны особые надежды.

— Насколько вы намерены увеличить своё присутствие на Юге?

— Наш общий портфель кредитов в Южном федеральном округе — три миллиарда рублей, из них миллиард только в Ростовской области. На 90% это кредиты для малого бизнеса. Мы думаем, что эти цифры мы сможем увеличить довольно ощутимо. Существующий потенциал роста оценивается нами приблизительно в 50% в год. Во всяком случае, этот год и следующий обещают именно такую динамику. Поэтому мы предпочли открыть филиал. Возможности филиала гораздо шире, чем кредитно-кассового офиса. То же самое мы сделаем в Краснодаре. Хотим открыть филиал в Сочи, развивать филиалы в Волгограде и Волжском. Юг России для нас приоритетное направление. Я думаю, что здесь мы сможем расти быстрее, чем в среднем по России.

— За счёт чего вы планируете обеспечить столь динамичный прирост кредитного портфеля?

— До сих пор мы придерживались консервативного подхода: требования банка были весьма высоки, поэтому в результате мы кредитовали только часть тех клиентов, которые к нам обращались. Сейчас мы увидели, что увеличивать свои инвестиции выгодно. По нашим прогнозам, ВВП России в ближайшие 5–7 лет будет расти высокими темпами. А выборы доказали, что в стране есть политическая стабильность.

— КМБ-БАНК теперь позиционируется как универсальный. Это значит, что он ринется в борьбу за крупного клиента?

— Нет. Мы будем наращивать портфель для малого бизнеса, к нему добавится набор розничных банковских услуг, а для корпоративных клиентов предложим только некоторые виды кредитных продуктов. У «Интеза Санпаоло» в России есть и другой банк, ЗАО «Банк Интеза», который специализируется на работе с крупным бизнесом. Среди наших клиентов «Газпром», «Роснефть», «Базовый элемент» и т. д. Между нашими российскими банками не существует конкуренции. Я сам, являясь председателем совета директоров обоих банков, об этом забочусь.

— Что прописано в вашем соглашении с администрацией Ростовской области?

— Это соглашение касается общих вопросов сотрудничества в сфере поддержки малого бизнеса. Очевидны заслуги областной администрации в этом направлении. Но Южный округ — если даже не говорить о Сочи — очень интересен и для структурных инвестиций. У нас есть итальянские клиенты, которые сегодня рассматривают возможность сотрудничать «по-крупному». Чаще всего речь идёт о таких отраслях, как пищевая промышленность и производство строительных материалов. Думаю, что масштабы сотрудничества с регионом могут быть гораздо больше, чем сейчас.

— Сейчас российский крупный бизнес заявляет свои проекты в республиках Северного Кавказа. Для вас это не повод начинать там работу?

— Нам хотелось бы иметь прямые отношения с властями тех регионов, в которых работает российский крупный бизнес. Мы стараемся установить такие отношения, поскольку понимаем, что правила игры задают политики. Чтобы не ошибаться, мы предлагаем региональным властям заключать соглашения о сотрудничестве.

— Чем объясняются ваши ограничения на кредитования отдельных отраслей экономики?

— Мы не можем финансировать оборонку, табачную промышленность, не поддерживаем проекты, которые могут плохо повлиять на экологию. Это внутреннее решение группы Inteza Sanpaolo, которое было принято три года назад. Надо сказать, что не все наши клиенты его принимают.

— В Ростовской области работает банк «Центр-инвест», который специализируется на кредитах для малого бизнеса. Как вы оцениваете уровень конкуренции в этом сегменте?

— Мы хорошо знаем «Центр-инвест» и недавно участвовали в предоставлении синдицированного кредита этому банку. Думаю, мы вполне могли бы сотрудничать и даже реализовывать какие-либо совместные проекты. Наши банки совсем разные, на рынке нам места хватит. Скорее всего, малый бизнес будет одновременно работать и с ними, и с нами. Ведь у каждого банка есть определённый лимит на определённого клиента. Например, мы можем кредитовать клиента максимум на 25% от его капитала. Понятно, что клиент, выбрав у нас свой лимит, идёт в другой банк. Нельзя требовать от клиента, чтобы он работал только с одним банком и проводил свою выручку там, где оформил кредит. Такие ограничения означают, что банк, который выдвигает подобные требования, заинтересован не в развитии клиента, а в том, чтобы взять его за горло. Для нас это ненормально. Одна небольшая фирма вполне может работать с пятью-семью банками.

— Сейчас существует большой спрос на проектное финансирование. В вашей группе им занимается только Inteza?

— Да. Проектное финансирование мы понимаем как высокорисковое финансирование компании, созданной для осуществления проекта. Inteza Sanpaolo прежде всего участвует в кредитовании тех проектов, которые осуществляют крупные компании, имеющие государственную долю. В то же время сейчас рассматривается совместный проект одной местной компании и итальянской компании, которые вместе намерены построить цементный завод. Этот проект целиком основывается на благоприятной рыночной ситуации и предполагает финансирование, не подкреплённое дополнительными гарантиями. Но пока таких проектов на Юге очень мало.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №6 (6) 24 декабря 2007
    Венчурные фонды
    Содержание:
    Венчурный рычаг

    Власти Южного округа начали создавать региональные венчурные фонды. Солидные финансовые вложения бюджетов и частных инвесторов станут толчком для интенсивного развития инновационных предприятий регионов

    Реклама