Смещение на Юг

Экономика и финансы
Москва, 24.12.2007
«Эксперт Юг» №6 (6)
Развитие России будет смещаться на юг России — год назад это суждение показалось бы по меньшей мере бездоказательным. Главный итог 2007 года для Юга — целый комплекс аргументов, сделавших подобный прогноз вполне реальным

Руководитель одной российской девелоперской компании в нашем с ним разговоре обмолвился, что его фирма решила поактивнее побороться за рынок Москвы — потому что существенная часть конкурентов подалась на юг России, сконцентрировав свои усилия по развитию бизнеса именно там.

Конечно, на тёплом Юге всё давно бы цвело, если бы здесь порой не было жарко. В здешней политике проблем по-прежнему хватает, но очаги нестабильности сегодня всё же достаточно локализованы. К тому же это именно проблемы, а не боевые действия.

Сегодня юг России, по большому счёту, можно назвать федеральным проектом. Сюда брошены мощные управленческие кадры «Олимпстроя» во главе с Семёном Вайнштоком, огромные бюджеты (около 315 млн рублей федеральных средств на олимпийские нужды, более 146 млрд рублей — ФЦП «Юг России» на 2008–2012 годы, при этом лишь 52 млрд из них— средства федерального бюджета, остальное — деньги территорий и внебюджетные источники). Для подъёма территории мобилизован крупный бизнес — «Базовый элемент», «Интеррос», «Газпром», «Синара», «Сургутнефтегаз» и т. д. Это удалось благодаря налаживанию понимаемого
в широком смысле частно-государственного партнёрства, при котором федеральные планы вложений в инфраструктуру согласовывались с запросами крупных компаний (так было, например, при разработке ФЦП «Юг России»).

Однако можно ли говорить о «смещении на Юг», имея в виду конкретные планы нескольких, пусть даже и крупных компаний? Думаю, да, поскольку влияние этих проектов будет системным. Анализируя пользу, которую может принести региону деятельность федерального центра и крупного бизнеса, выделю несколько моментов, которые с разных сторон раскрывают роль таких локомотивов в развитии экономики.

Если обобщать, то главное, в чём в минувшем году повезло Югу, — регион попал под свет прожекторов. И теперь его видно отовсюду

Во-первых, федеральный центр и крупный бизнес совместно научат власти территорий работать с инвестором. Чиновники будут вынуждены создавать для бизнеса административную инфраструктуру, приобретая навыки обслуживания инвесторов. Крупные проекты — достаточно весомая для ленивых регионалов причина, чтобы создать, например, «одно окно» для инвесторов, агентства по привлечению инвестиций и т. д. Механизмами, которые
при этом создаются, затем воспользуются при реализации средних и мелких проектов. Глава «Интерроса» Владимир Потанин признаётся, что его компания принципиально не будет работать в регионах, где местные власти недостаточно расположены для её приёма. Поэтому реализация потанинского проекта в Приэльбрусье (около 25 млрд рублей) — во многом заслуга администрации Кабардино-Балкарии. Однако почву для таких заслуг местных властей готовит федеральный центр, указывая живущим за счёт дотаций, а значит, фактически полностью контролируемым территориям курс на привлечение инвестиций. В бытность свою южным полпредом Дмитрий Козак позаботился о том, чтобы главы регионов уяснили себе эту ситуацию со всей ясностью.

Во-вторых, масштабные проекты выведут бизнес Юга на принципиально новый уровень. Крупный бизнес фактически берётся создать организованные по мировым стандартам острова экономики. Так, «Базовый элемент» будет реализовывать в Сочи проект гостиничного комплекса площадью 208 тыс. кв. метров. ОАО «Красная поляна» создаёт, по сути, целый горнолыжный мир на территории 250 тыс. кв. метров. «М-индустрия» планирует насыпать между Сочи и Адлером искусственный остров площадью 330 гектаров, который будет представлять собой элитную рекреационную зону. Такие зоны современной экономики станут центрами притяжения для менее масштабного бизнеса, который будет либо предлагать партнёрство, брать услуги на аутсорсинг, либо пытаться самостоятельно использовать свою близость к центру активности. Но, как бы то ни было, малый и средний бизнес, идущий следом за крупным, должен будет подстраиваться под предложенный уровень работы.

Третье: создание в регионе островов современной экономики позволит вывести на новый уровень потребительский рынок. Сейчас девелоперы, которые занимаются развитием современных логистических комплексов, офисной недвижимостью класса «А» и т. д., говорят о том, что цены, которые они пытаются предложить в регионах, непривычно высоки для местных клиентов, а вертикальные партнёры требуют значительного дисконта, пользуясь услугами современных комплексов за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Крупные проекты смогут задать качественно другую ценовую норму для региона и привлечь тем самым достаточную инорегиональную аудиторию, для которой цена будет приемлемой. Это послужит основанием для стремительного увеличения ёмкости целого ряда рынков.

Четвёртое: не обойтись без жертв. Когда экономика территории приобретает открытый характер, это по-разному сказывается на интересах местного бизнеса. Прогрессивный региональный бизнес от открытия границ только выигрывает, а проигрывают прежде всего те компании, которые опираются на тот или иной административно-семейный ресурс. И здесь есть что ломать. К примеру, люди всегда ездили отдыхать на Черноморское побережье — почему же там до сих пор нет цивилизованного гостиничного и туристического рынков? Эти сферы нуждаются в обновлении. Федеральные власти и крупный бизнес,
в каком-то смысле, станут отбойным молотком для слома административно-семейных систем. Впрочем, в той лоббистской войне, которая сейчас идёт вокруг Юга в условиях ажиотажа и законотворчества на грани фола, среди жертв могут оказаться и невиновные. Если, конечно, верить, что таковые существуют.

Если обобщать, то главное, в чём в минувшем году повезло Югу, — регион попал под свет прожекторов. И теперь его видно отовсюду. Это тут же обернулось притоком инвестиционных заявок. На ближайшие семь лет Южный округ обречён на публичное существование. Заметим, что не каждый регион может похвастать тем, что он когда-либо становился главным центром экономического внимания страны. С Югом это произошло. Все плюсы и минусы нынешнего положения дел в экономике региона связаны с этим обстоятельством.

Кстати, для иностранных инвесторов победа Сочи в конкурсе за право провести Олимпиаду 2014 года — событие едва ли не более важное в экономическом смысле, чем для российских компаний. Потому что иностранцы уже имеют опыт заработков на Олимпиаде и лучше понимают плюсы международного внимания к региону. Однако
с чем сталкиваются иностранные бизнесмены на Юге? «Тёмное пятно» — так выразил свои впечатления от южного бизнеса представитель немецкой фирмы, прилетевший на презентацию первого рейтинга крупнейших компаний юга России, которую устроил в ноябре «Эксперт ЮГ». Тем сильнее притяжение иностранцев к прозрачной части южнороссийской экономики. И тем выгоднее быть среди прозрачных

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №6 (6) 24 декабря 2007
    Венчурные фонды
    Содержание:
    Венчурный рычаг

    Власти Южного округа начали создавать региональные венчурные фонды. Солидные финансовые вложения бюджетов и частных инвесторов станут толчком для интенсивного развития инновационных предприятий регионов

    Реклама