Продуктовый вал на падающем рынке

Наталья Бурдыкова
21 января 2008, 00:00
  Юг

Невысокая доходность паевых инвестиционных фондов в прошедшем году заставила управляющие компании выводить на рынок больше новых продуктов, чтобы сдержать темпы оттока

На первый взгляд это может показаться странным: именно в прошедшем году, когда многие паевые инвестиционные фонды (ПИФы) показали доходность существенно ниже ожидаемой (в среднем 8%), и начался отток средств пайщиков, управляющие компании (УК) стали создавать новые фонды, открывать новые филиалы в регионах, да ещё и начали возникать местные УК со своими фондами. Похоже, именно патовая ситуация подстегнула управляющие компании к активным действиям с целью не только удержать вложения, но и привлечь новые средства потенциальных пайщиков. Удивляться тут нечему — потенциал роста этого рынка, в отличие от его абсолютных показателей, огромен. Ведь если отношение денег, находящихся в ПИФах, к объёму ВВП в США составляет 60–80%, то в России — 0,5%.

Интересны результаты исследования инвестиционной культуры населения РФ, проведённого Фондом «Общественное мнение» и Фондовой биржей ММВБ осенью прошлого года. По данным социологического исследования, доля финансово активных граждан составляет 35,2% населения России, или более 39 млн человек: именно столько людей обладают актуальным опытом использования различных финансовых инструментов. При этом доля потенциальных инвесторов, проявивших наибольший интерес к вкладам в ценные бумаги, составила среди них 15% (5,91 млн человек, или 5,3% от всего взрослого населения России).

По мнению авторов опроса, его результаты свидетельствуют о том, что уровень экономической грамотности финансово активных граждан сегодня не слишком высок. Респонденты лучше всего осведомлены о традиционных, классических инструментах вложения денег, а именно: банковских вкладах (о вкладе в Сбербанк знают 98%, в коммерческие банки — 91%), инвестициях в недвижимость — 90%, в акции — 87%. Наименее известны респондентам ПИФы, корпоративные облигации и общие фонды банковского управления (ОФБУ): о них ничего не знают 47%, 61% и 72% опрошенных соответственно. Авторы исследования делают вывод, что число частных инвесторов в России имеет все шансы расти высокими темпами, а это делает всё более актуальным повышение инвестиционной культуры населения РФ.

Пока что в России пайщиков различных ПИФов около 200 тыс. человек. Это очень мало, и даже при условии ежегодного роста на сотни процентов абсолютный показатель будет мал. Впрочем, рынок коллективных инвестиций в России ещё очень молод, этот сектор только начинает становиться популярным и понятным населению.

Удержать всеми способами

В прошедшем году рынок коллективных инвестиций развивался достаточно хорошо. Многие УК обновили линейку своих фондов, и сейчас у инвесторов есть большие возможности для диверсификации своего личного портфеля, который отвечал бы их интересам. Применительно к вложениям денежных средств стратегия «держать яйца в разных корзинах» стала уже прописной истиной, и управляющие компании считают, что чем больше будет этих корзин, тем больше шансов, что туда что-либо положат. Причём продуктовый вал наблюдался именно на падающем рынке, когда начался заметный отток средств пайщиков из фондов. В считанные месяцы многие ведущие УК вывели на рынок новые продукты.

Так, УК «Тройка Диалог» в ноябре запустила новый для российского рынка коллективных инвестиций продукт, совмещающий в себе стратегию долгосрочного прироста капитала и возможность подключения пайщиков фонда к программе страхования жизни — ОПИФ акций «Тройка Диалог — Жизнь». Фонд инвестирует средства в диверсифицированный портфель акций российских эмитентов, обладающих достаточной ликвидностью и высоким потенциалом роста курсовой стоимости. При этом для оптимизации соотношения «риск-доходность» предполагается активное использование инструментов срочного рынка — опционов и фьючерсных контрактов. Как отметил Олег Семененко, региональный директор УК «Тройка Диалог», с этим ПИФом УК «Тройка Диалог» планирует за три года завоевать до 10–15% страхового рынка, так как комбинированного продукта, позволяющего одновременно инвестировать в ПИФ и получать услуги страхования, у других финансовых структур пока нет. «Для нас создание структурных продуктов становится одной из стратегий расширения линейки продуктов, — говорит г-н Семененко. — За рубежом таких продуктов много, и мы со временем тоже придём к этому. Ведь для инвесторов возможность выбора различных структурных продуктов даёт больше возможностей удовлетворить свои инвестиционные потребности».

В декабре УК Банка Москвы сформировала ОПИФ «Рублёвка — Фонд денежного рынка», инвестирующий в депозиты и облигации, выпущенные федеральным правительством, крупными компаниями и банками. Тем самым фонд за счёт консервативного и диверсифицированного инвестирования обеспечивает высокую ликвидность и низкий риск. Доходность фондов денежного рынка сопоставима с процентной ставкой по банковским вкладам, но если вкладчик банка не может досрочно снять основную сумму со своего срочного вклада без потери процентов, то в фонде пайщик в любой момент может погасить паи без потери накопленного дохода.

По мнению заместителя директора Ростовского филиала Банка Москвы Михаила Акопьяна, кризис банковской ликвидности будет продолжаться, по крайней мере, до весны. Соответственно в ближайшие полгода ПИФы денежного рынка будут интересны пайщикам, а когда ситуация стабилизируется, многие вернутся к традиционным ПИФам ценных бумаг.

«В мировой практике давно существуют финансовые продукты, предназначенные для различных групп инвесторов, в том числе и конфессиональных, — отмечает директор Ростовского филиала “Брокеркредитсервис” Андрей Смурыгин. — Так, в августе прошлого года международное индексное агентство Dow Jones разработало специальный “исламский” индекс для стран BRIC, в который вошли 58 крупнейших компаний мира. Теперь подобный специальный инвестиционный продукт появился и в России. В прошлом году УК БКС вывела на рынок ОПИФ акций “БКС — Фонд «Халяль»”, который стал уникальным на российском рынке коллективных инвестиций. В состав фонда входят только те акции российских компаний, которые включены в “Перечень ценных бумаг, согласованных для инвестирования в соответствии с принципами Ислама”. Сегодня в России проживает более 20 млн мусульман, много их и в ЮФО, однако до сих пор коллективные инвестиции были недоступны для них с точки зрения законов ислама. “БКС — Фонд «Халяль»” открыл возможности финансового рынка для российских мусульман, которые могут быть уверены в том, что их денежные средства будут направлены только в разрешённые исламом финансовые инструменты».

В конце декабря завершено формирование ОПИФа смешанных инвестиций «Максвелл Пенсионный». Структура его активов соответствует требованиям законодательства РФ к структуре негосударственных пенсионных фондов (НПФ), а значит, предоставляет различным НПФ возможности для размещения собственных резервов. Фонд также может привлечь широкие массы инвесторов, заинтересованных в получении стабильного дохода, превышающего уровень дохода рынка облигаций при сопоставимом риске. «Мы видим большие перспективы этого ПИФа, — говорит управляющий директор ООО “Максвелл Эссет Менеджмент” Владислав Ковальчук. — Он ориентирован на серьёзные категории инвесторов, в первую очередь — на негосударственные пенсионные фонды. Мы видим явный интерес и получили уже серьёзный отклик при первичном размещении».

Падение на фондовом рынке в 2007 году и снижение доходности паёв способствовали повышению привлекательности банковских вкладов. Но участники рынка не считают вклады серьёзной альтернативой вложению средств в ПИФы. «Действительно, в целом на рынке произошёл небольшой отток денег из ПИФов в банковские депозиты, но это скорее связано с текущей конъюнктурой рынка, — комментирует ситуацию Михаил Акопьян. — Дело в том, что ПИФы и банковские депозиты — это продукты, рассчитанные на ментальность клиента. Человек, который вкладывает деньги в банковский депозит, или очень консервативен, так что риск вложения в ПИФы — не для него, или делает вклад на короткий срок, что опять же неприемлемо для инвестиционных фондов. Переток денег из ПИФов в депозиты — временная мера, и как только на рынке сменится тенденция, изменятся и настроения инвесторов».

Олимпийский бренд

Одной из популярных в прошлом году тем при выведении на рынок новых продуктов коллективного инвестирования стало создание фондов, связанных с проведением в Сочи Олимпийских игр 2014 года. Так, УК Банка Москвы уже в октябре сформировала ОПИФ «Олимпийский проспект — Сочи 2014», который инвестирует в акции компаний, ориентированных на инвестиционный спрос. При этом особое внимание уделено компаниям, работающим в Южном федеральном округе и имеющим перспективы расширения бизнеса в связи с подготовкой к Олимпиаде. В инвестиционный портфель включены ценные бумаги предприятий таких отраслей, как металлургия, строительство, электроэнергетика, трубная промышленность, транспорт, машиностроение, а также акции компаний Южного федерального округа, среди которых «Новоросцемент», «Южная генерирующая компания — ТГК-8», «Югтелеком», «МРСК Юга», «Сочинская ТЭЦ», «Магнит». Фонд оказался привлекательным для инвесторов: он был сформирован за один день, и если, согласно Правилам доверительного управления, стоимость имущества фонда предполагалась в размере 10 млн рублей, то на дату завершения его формирования она превысила 48 млн рублей.

«Тенденция использования олимпийской тематики продолжится, — говорит Михаил Акопьян, — это достаточно капиталоёмкий бренд, и, скорее всего, основные участники рынка так или иначе будут его использовать. Уже появляются вклады, ПИФы, использующие олимпийские названия или символику, банки и УК открывают свои представительства в Сочи, чтобы участвовать в управлении олимпийскими финансовыми потоками, и это логично, так как всё, что связано с Олимпиадой, будет приносить прибыль».

В конце декабря и «Максвелл Эссет Менеджмент» сформировала ОПИФ акций «Максвелл Олимпийский», который планирует инвестирование в акции российских компаний, в том числе — связанных с реализацией проектов подготовки к Олимпийским играм. Но, как отметил Владислав Ковальчук, «чёткой привязки к Олимпиаде при инвестировании не будет. Мы будем выбирать для инвестирования акции предприятий, “олимпийских” по своему духу, наиболее эффективных, имеющих стратегию и нацеленных на высокий результат». 

Юг привлекает консерватизмом

По мнению г-на Ковальчука, рынок коллективных инвестиций на юге России имеет высокий потенциал, что обусловлено как наличием достаточного количества свободных денежных средств, так и довольно высоким уровнем финансовой грамотности населения. Кроме того, южнороссийский инвестор отличается консервативностью и устойчивостью, решения о вложении он принимает более неторопливо и основательно, но если уж пришёл в фонд — то надолго.

 «Финансовая грамотность заключается в продуманных вложениях, отсутствии метаний туда, где сегодня выше доходность, — считает Олег Семененко. — Фондовый рынок — место долгосрочных вложений, и необходимо время, в течение которого пайщик может оценить, насколько правильно управляли его инвестициями, насколько верно соотношение риска и доходности. И южнороссийские инвесторы уже стали финансово грамотными, понимают, что свой пул денег нужно правильно распределять, диверсифицировать, что и позволяют сделать инструменты, представленные на рынке. Кроме того, многие уже не паникуют во время “коллапсов”, а наоборот, делают вложения на падающем рынке, понимают, что после падения наступит рост».

Несмотря на несколько значительных падений рынка в 2007 году и наблюдавшийся в целом в общероссийском масштабе отток средств из фондов, участники регионального рынка отмечают, что на юге России, напротив, в это время наблюдался приток новых пайщиков и средств. УК, работающие в ЮФО, закончили год с прибылью, что сами компании связывают c уровнем профессионализма своих специалистов — как портфельных менеджеров, так и консультантов.

Как говорит Андрей Смурыгин, в прошедшем году «пайщикам трудно было решаться на вложения, а управляющим — труднее продавать паи. По большому счёту управляющим надо было внушить людям веру в то, что наш рынок имеет перспективы, и в будущем их вложения дадут хорошую отдачу. А это оказалось сложно сделать в прошедшем году, когда рост сменялся падениями, что всегда охлаждает активность инвесторов. Хотя наблюдались уже покупки и на низком рынке, так что можно говорить о возрастающей экономической грамотности населения».

Невысокую доходность ПИФов в прошедшем году как положительный фактор оценивает и Владислав Ковальчук: «Люди обрели объективный взгляд на рынок коллективных инвестиций, получили представление о взвешенном соотношении риска и доходности. Ожидания высоких доходов, таких, как в 2006 году, не оправдались, некоторые пайщики столкнулись с пониженной доходностью. Те, кто прошёл это, теперь лучше представляют себе законы рынка, и в следующий раз придут, тщательно взвесив всё, понимая, что имеют дело с долгосрочным инвестированием».