Слияние Сибири с Югом

4 февраля 2008, 00:00
  Юг

По мнению руководителей «Агромаркета» и «Югтехкомплекта», синергетический эффект от слияния компаний позволит в несколько раз увеличить продажи сельхозтехники на Юге

В конце января были подписаны документы о слиянии Группы компаний «Агромаркет», входящей в Красноярскую инвесткомпанию SM. Group, и «Торгово-технического комплекса «Югтехкомплект» (ЮТК). Возглавит бывший «Югтехкомплект», а теперь филиал ОАО «Агромаркет» — «Агромаркет юг» Константин Доронин, до настоящего времени — коммерческий директор ОАО «Агромаркет».

Сумма сделки не раскрывается, но большинство экспертов склонно согласиться с её оценкой в 150 млн долларов (3,75 млрд рублей), данной президентом «Союзагромаша» Евгением Корчевым. В эту сумму покупатели оценили профильные активы ЮТК: недвижимость, земельные участки, оборотные активы, запасы, основные фонды, склады и товар и т. д. Окупить вложения «Агромаркет» планирует в течение трёх лет. Учитывая, что выручка от продаж ЮТК в последний год составила менее 500 млн рублей, а чистая прибыль — чуть более 20 млн рублей, новым владельцам понадобится в несколько раз увеличить продажи, чтобы выйти на запланированные сроки.

Председатель совета учредителей «Югтехкомплекта» Алексей Кириллов (создатель и совладелец компании) и генеральный директор ОАО «Агромаркет» Юрий Зябкин выразили уверенность, что деятельность созданного предприятия позволит ему занять значительную часть южнороссийского рынка продаж сельхозтехники — не менее 30%. По данным компании «Бизон», в 2007 году ЮТК занимал около пяти-семи процентов рынка продаж сельхозтехники в ЮФО.

Реальность планов обновлённой компании аналитики оценивают сдержанно, заявляя о насыщенности южного рынка. В «Агромаркете» же обращают внимание на то, что в последнее время у сельхозпроизводителей увеличился интерес к высококачественной импортной технике, а платёжеспособность покупателей на Юге, в особенности в Ростове, Краснодаре, уже достаточно высока и будет расти на фоне роста цен на продовольствие. Кроме того, износ сельхозтехники во многих хозяйствах близок к критическому. Все эти факторы неизбежно приведут к повышению спроса и поиску тех компаний, которые смогут не только продавать, но и качественно обслуживать и ремонтировать технику.

По мнению г-на Зябкина, после присоединения «Югтехкомплекта» альянс получит массу синергетических эффектов — за счёт единой системы, объ­единённой политики маркетинга и продвижения, дополнительных возможностей для финансирования, заключения эксклюзивных договоров с крупными мировыми поставщиками сельхозтехники. В частности, «Агромаркет» надеется в результате укрупнения компании добиться снижения закупочных цен на сельхозтехнику. Директор департамента продаж техники «Агромаркета» Владимир Бутин пояснил: «Обычно уже в начале осени заводы начинают пересматривать цены. В этом году мы ожидаем увеличения стоимости техники на 5–10%, а это значит, что цена комбайна возрастёт минимум на 175 тысяч рублей. Поэтому мы ведём переговоры о “заморозке” цен по тем заявкам, которые у нас уже есть. И чем больше у нас заявок, тем чаще удаётся достигнуть соглашения».

Своим дополнительным конкурентным преимуществом компания «Агромаркет» считает наличие собственной фирменной сети магазинов запчастей, инструментов и товаров народного потребления. Магазины располагаются на расстоянии не более 50 км от основных потребителей. Это позволяет инженерам хозяйств не тратить время на поездки в город и при этом быть уверенными в высоком качестве продукции. Товары же народного потребления, реализуемые в магазинах, становятся дополнительным «крючком», который способен закрепить в сознании потребителей бренд компании.

По оценкам экспертов, в 2004–2005 годах ЮТК уже занимал треть южного рынка. Сам «Югтехкомплект» в 2007 году рапортовал, что входит в тройку крупнейших компаний-операторов страны в сфере материально-технического снабжения АПК. Однако аналитики рынка отмечают, что ЮТК в последние годы заметно сдал позиции, уступив пальму первенства своему многолетнему основному конкуренту — «Бизону» (Ростов-на-Дону).

ЮТК официально сделку не комментирует. Неофициальный собеседник в компании связывает падение её позиций с тем, что в 2005 году от дел практически отошёл создатель ЮТК Алексей Кириллов, ставший депутатом областного Законодательного собрания. К моменту создания компании «Югтехкомплект» в 1990 году Алексей Кириллов, сотрудник кафедры электротехники Ростовского института сельскохозяйственного машиностроения (РИСХМ), был обладателем десятка авторских свидетельств на изобретения, в том числе и в области производства и диагностики сельхозмашин.

У «Югтехкомплекта» остались непрофильные активы — консервное производство в Аксае, Красном Сулине и Семикаракорском районе. Консервной темой г-н Кириллов увлёкся в 2006 году с подачи администрации и минсельхоза Ростовской области, которые уже не первый год безуспешно пытаются привлечь в эту отрасль крупных иностранных и федеральных инвесторов. К моменту выхода номера не удалось получить комментарий, станет ли консервная промышленность основным направлением предпринимательской деятельности «Югтехкомплекта»
и лично г-на Кириллова.