Поднебесная вырулила в Ростов

Русский бизнес
Москва, 17.03.2008
«Эксперт Юг» №5 (11)
Китайский автопром энергично проникает на ростовский рынок. В 2007 году многие местные салоны начали продавать китайские автомобили. Сегодня уже впору говорить о многократном увеличении продаж

Сейчас в Россию поставляется свыше 35 марок китайских автомобилей самых разных типов, начиная от легковушек и заканчивая огромными туристическими автобусами. В Ростове пока продаётся около десятка китайских марок: Chery, Great Wall, Faw, Geely и другие. Несмотря на то, что они вышли на ростовский автомобильный рынок всего полгода-год назад, количество продаж за шесть месяцев увеличилось в два-три раза. И дилеры уверены, что это не предел.

Отложенная экспансия

Недавно ростовский автомобильный сайт «161» совместно с журналом «Авто ЮФО» посвятили экспансии китайских автомобилей «круглый стол», пригласив управленцев местных автосалонов. Среди участников были не только дилеры, но и те, кто занимается ремонтом машин из Поднебесной. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, объёмы продаж в России только одной марки Chery выросли на 463% — если в прошлом году было продано около 5 000 машин, то за 9 месяцев 2007 года по дорогам России их уже разъехалось более 27 000. От таких «чудес» азиатской промышленности встрепенулись все — и российские производители, и мировые — французы, немцы, американцы.

Пока, конечно, китайские автомобили не являются угрозой для продаж Mercedes или Renault. Но их качество улучшается, и удачно спроектированные и собранные премиум-варианты у коммунистов-капиталистов уже есть. Так что будущее, в котором китайцы переборют европейских производителей как в сегменте доступных, так и в сегменте дорогих машин, не так уж невозможно.

Впрочем, большинство директоров автосалонов пока считают, что о настоящей экспансии говорить рано. Но уже через два-три года китайские автопроизводители выйдут в лидеры по всем позициям. «Китайские автомобили становятся всё более востребованными в России, — считает Михаил Борисенко, начальник отдела продаж автосалона “Орбита-Плюс” (китайские марки JMC, ZX и Geely). — Сейчас китайцы составляют серьёзную конкуренцию отечественному автопрому и бюджетным моделям иностранных конкурентов, но репутация “китайского производителя” пока отрицательно сказывается на продажах. Сейчас китайскими компаниями ведётся огромная работа над качеством их автомобилей, и оно уже не уступает качеству российского автопрома, а во многом и превосходит его. Пик экспансии придётся на конец следующего года». Дмитрий Логинов, начальник салона продаж Faw, Great Wall и Baw ООО «Темп-Авто», согласен с коллегой: «Динамика продаж “китайцев” имеет существенную тенденцию к росту, но уникальной её называть пока рано, корейские бренды в начале экспансии показывали аналогичные темпы».

Первые шаги по дороге в десять тысяч ли

Если говорить об отличиях автомобильного рынка Ростова от общефедерального, то у нас покупают в среднем больше китайских автомобилей, чем в других регионах. «На южном рынке рост продаж выше, чем, например, в Москве, — утверждает Михаил Борисенко. — Это объясняется тем, что Юг — один из самых быстроразвивающихся регионов. Москва уже давно насыщена автомобилями».

«Если бренд перспективен, даёт реальную прибыль — мы будем с ним работать, — говорит Дмитрий Логинов. — На единицу товара в момент продажи «китайцы» существенно выгодней, но по факту гарантийных обязательств они представляют серьёзные риски. Чтобы замкнуть все риски на себе и не допустить их распространения на потребителей, мы вынуждены держать на складе автомобили-доноры. Это снижает наш коммерческий интерес к китайским брендам».

«Китайский автопром очень перспективен и быстро развивается, — отмечает Александр Гольбан, коммерческий директор салона “Экспресс”. — Китайцы пришли на российский рынок не так давно, но, уверен, завоюют его уже через два-три года. Динамика продаж китайских автомобилей говорит о многом: в августе мы только начали продажи Geely, JMC и ZX, а уже к концу года количество продаваемых машин выросло вдвое. Через год мы увидим действительно грандиозный прирост».

Примечательно, что даже «Лада-Форвард», которая специализируется на отечественном автопроме, начала продавать китайские Chery.

Сейчас китайские автомобили в большинстве своём успешно штурмуют самый нижний ценовой сегмент, в котором стоимость автомобиля не превышает 400–450 тысяч рублей. Помимо низкой цены, они предлагают относительно неплохое качество, отличную комплектацию (ведь даже на самых дешёвых китайских машинах — электрические стеклоподъёмники, подушки безопасности, кондиционер) и широкий модельный ряд.

Среди главных конкурентов «китайцев» — те производители, заводы которых расположены в России (Ford, Hyundai, Renault). Цена на эконом-варианты этих марок — в районе тех же 300–400 тысяч рублей. Но самый явный конкурент китайской продукции в России — отечественные автомобили, поскольку они тоже привлекают потребителя своей низкой ценой.

 «Китайские автомобили конкурируют только с отечественным автопромом, но тут на руку китайцам оказывается недостаточность поставок наших производителей, — говорит Дмитрий Логинов. — Выбор в пользу машин из Поднебесной часто делается из-за отсутствия российских автомобилей».

Сервис — на грани

Китайская ассоциация потребителей (China Consumers' Association) провела исследования и выяснила, что 77% автомобилей, выпущенных в КНР, ломаются за первые полгода эксплуатации. Чаще всего неисправности возникают в тормозной системе, замках, рулевом управлении. Характерны для китайских автомобилей и дефекты шин. Причина — в высокой конкуренции между самими производителями. Чтобы удержаться на плаву, им приходится закупать более дешёвые материалы, экономить на исследованиях и испытаниях. Но купить запчасти к любой иностранной или, тем более, к оте­чественной машине не составляет никакого труда. С «китайцами» головной боли куда больше. «Нет почти никаких фирменных запасных частей от производителей, кроме расходников (фильтры, тормозные колодки и прочие), — констатирует Иван Солагаев, заместитель генерального директора автоцентра “Вояж”. — Сейчас в Ростове ремонтом китайских машин занимается всего несколько компаний. В том числе и наша. Поскольку фирменных запчастей нет, приходится приспосабливать запасные части от аналогичных автомобилей других производителей. Чаще всего это корейские запчасти, недостатка в которых не бывает».

Дмитрий Логинов констатирует: «Проблемы с сервисом “китайцев” приобретают критический масштаб: запчасти поставляются с существенными перебоями. И ждать их приходится по три месяца. Оперативная работа сервиса в таких условиях невозможна. Вдобавок отсутствуют документация на сервисные операции и вообще какое-либо обучение персонала техцентра. Нет ни обеспечения гарантийного склада, ни возможности возврата некондиции».

Иван Солагаев предлагает следующие пути решения всех этих вопросов: во-первых, необходимо организовать дилерские сети по продажам запчастей; во-вторых, нужно работать напрямую с китайскими производителями, которые будут стабильно поставлять необходимые запчасти.

Некоторые ростовские автосалоны, по словам их управленцев, не испытывают недостатка в запасных частях к китайским автомобилям. «С сервисом наших брендов нет никаких проблем, — утверждает Александр Гольбан. — У нас достаточно запчастей, а если какие-то отсутствуют, то в течение пяти-семи дней они доходят к нам из Москвы».

Но это касается только некоторых брендов — ZX, JMC, Geely. С остальными (наиболее часто среди них специалисты упоминают Chery) дело обстоит более сложно.

Однако  Мария Хачикян, исполнительный директор ООО «Лада-Форвард-Ростов», говорит, что статистика продаж и гарантийных поломок, которая ведётся компанией со дня открытия, даёт возможность спрогнозировать необходимый объём запасных частей и укомплектовать ими склад.

Многие специалисты утверждают, что подобные сложности — это только этап становления, через который про­шли многие автопроизводители (например, корейский Hyundai). Иван Солагаев тоже придерживается такого мнения, однако добавляет: «Корейцы выкупили лицензии на устаревшие технологии у японцев и наладили качественное производство и сборку. Китайцы опираются на свои технологии — и это их минус». По его мнению, это затормозит китайскую экспансию на мировой рынок, поскольку корейцы смогли на чужом опыте построить собственное качественное производство, в то время как китайцы будут учиться этому методом проб и ошибок.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№5 (11) 17 марта 2008
Выборы
Содержание:
Реклама