Нагнетание факторов

По предварительным итогам года, объёмы факторинга в ЮФО росли в два раза более высокими темпами, чем в среднем по России. Игроки рынка и в дальнейшем рассчитывают на более чем двукратный его рост

По итогам первого полугодия 2007 года объём российского рынка факторинга составил 7,3 млрд долларов (за весь 2006 год — 11 млрд долларов). Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», по сравнению со вторым полугодием 2006 года этот показатель возрос на 97%. По количеству обслуженных клиентов доля ЮФО в первом полугодии 2007 года составила 6,2%, а по объёму уступленных денежных требований — 2,2% от общего объёма рынка, или 160 млн долларов. Что касается итогов года в целом, то, по предварительным данным ведущих факторов (финансовых компаний, предоставляющих услугу факторинга) региона, рынок факторинга оправдал ожидания — обороты его удвоились. Такая картина наблюдается ежегодно на протяжении последних 5 лет, но потенциал по-прежнему остаётся огромным, ведь участником этого рынка может быть практически любая компания, торгующая в рассрочку. И хотя в общем объёме российского факторинга доля ЮФО пока невелика, но темпы роста здесь выше, чем в целом по стране. В связи с бурным развитием в регионе ритейла, который «подтягивает» массу предприятий-производителей, факторы также активно осваивают южнороссийский регион, в частности, за счёт формирования разветвлённой филиальной сети. Потенциал особенно высок в быстроразвивающихся крупных городах ЮФО: Краснодаре, Ставрополе, Волгограде, Ростове-на-Дону и в примкнувшем к ним Сочи.

Двукратный рост

По мнению экспертов, через два года объём рынка факторинга в России может увеличиться до 70–90 млрд долларов. На юге страны его объём в 2008 году составит 25–30 млрд рублей, а в 2009 году может достигнуть 60–70 млрд руб. По мнению аналитиков ФК «Еврокоммерц», в целом доля региональных рынков в общем объёме российского рынка факторинга к 2009 году возрастёт с 48,2% до 55%.

«Рынок факторинга продолжает развиваться активными темпами. Всё большее число российских предпринимателей делает свой выбор в пользу факторинга, считая его лучшим финансовым инструментом развития своего бизнеса, — говорит Илья Волков, вице-председатель правления ФК “Еврокоммерц”. — Доказательством этому является ежегодный двукратный рост рынка. Эта отрасль обладает очень мощным потенциалом. Основными потребителями услуг факторинга в ЮФО являются компании, обслуживающие потребительский сектор: производство и торговля продуктами питания, виноделие, непродовольственные товары сегмента FMCG (бытовая химия, парфюмерия и пр.). По нашему мнению, именно в этих отраслях заложена основная перспектива дальнейшего развития факторинга в регионе».

Особенности южнороссийской экономики таковы, отмечает генеральный директор Ростовского филиала Банка Сосьете Женераль Восток (BSGV) Пётр Склифасовский, что здесь преобладают наиболее интересные для факторинга клиенты — предприятия, которые занимаются крупным и мелким оптом. «Конечно, у филиала есть клиенты, работающие в промышленной отрасли, но их не так много. Оптовики считаются наиболее перспективными клиентами факторинговых компаний, поскольку именно в оптовой торговле наиболее часто используется отсрочка платежа, соответственно, возникает возможность для факторинга», — говорит г-н Склифасовский.

«Ведущие российские операторы рынка факторинга с оптимизмом смотрят на будущее своего бизнеса в регионах, — говорит Игорь Пятигорец, управляющий Ростовским филиалом “Промсвязьбанка”. — По мере укрупнения бизнеса, повышения его устойчивости и надёжности всё больше компаний будет требовать от своих парт­нёров отсрочки платежа, и всё больше поставщиков будут соглашаться его давать. А это ниша факторинга, и, соответственно, фактор роста такого бизнеса. Так, по итогам прошлого года объём факторинговых операций нашего филиала вырос в пять раз по сравнению с 2006 годом. Учитывая большой производственный и торговый потенциал развития региона, мы планируем в 2008 году увеличить свой портфель факторинговых сделок как минимум в два–два с половиной раза».

«В целом мы довольны итогами работы на нашем региональном рынке по оказанию факторинговых услуг. Темпы роста этого сегмента деятельности банка в регионах превышают аналогичные показатели в Москве. Факторинговый портфель нашего банка в ЮФО за прошедший год вырос более чем в два раза, — отмечает Константин Скориков, управляющий Ростовским филиалом банка “Петрокоммерц”. — Рост рынка факторинга на юге России, одном из самых динамичных регионов в РФ, в немалой степени связан с развитием макроэкономической ситуации в стране и высокими темпами развития самого региона. В ЮФО в последние годы наблюдается промышленный бум, а наличие крупнейших портов и удобных транспортных развязок также способствует развитию торговли. Безусловно, на высокие темпы роста регионального рынка факторинга оказывает влияние популяризация этой финансовой услуги. По нашим прогнозам, в текущем году рынок факторинга в ЮФО способен показать более чем двукратный рост».

Теория вопроса

Основная привлекательность факторинга для компаний состоит в том, что финансирование под уступку прав денежных требований происходит без оформления залога, оценки. Недаром основной лозунг, передающий смысл факторинга, — «возьми, сколько нужно». Впрочем, в факторинге можно выделить два основных направления — invoice discounting (финансирование под уступку дебиторской задолженности без уведомления дебитора) и full factoring, или полный, классический факторинг. Invoice discounting интересен в первую очередь крупным клиентам, для которых главное — чистое финансирование, без сервисной составляющей. Классический факторинг, как комплекс услуг, позволяет клиенту передать на аутсорсинг факторинговой компании (ФК) управление дебиторской задолженностью, получить страхование ряда рисков — кредитного, инфляционного и валютного, потери ликвидности, избавиться от проблемы, связанной с нехваткой оборотного капитала.

По мнению Виталия Орехова, директора Ростовского представительства «Национальной факторинговой компании» (НФК), факторинг можно назвать партнёрским инструментом, так как факторинговая компания заинтересована в серьёзном развитии предприятия — она готова поддержать его финансово, разделить риски, снять часть организационных нагрузок, чтобы клиент мог сосредоточиться на продажах.

Членство ведущих российских ФК в международных факторинговых ассоциациях даёт возможность оказывать такую услугу клиентам по всему миру. Так, Factors Chain International (FCI) объединяет 232 фактора из 63 стран мира. В эту сеть входят отечественные НФК, «Газпромбанк» и «Промсвязьбанк». International Factors Group (IFG) — старейшая международная факторинговая ассоциация, которая функционирует с 1960 года и на сегодняшний день объединяет более 90 компаний из 53 стран мира, а из российских её членами являются НФК, «Еврокоммерц», МФК «ТРАСТ» и BSGV. В рамках ассоциации разработана уникальная электронная система передачи информации между факторинговыми компаниями — IFexchange, которая существенно упрощает проведение международных факторинговых операций. На отечественном рынке факторинга постоянно появляются новые продукты. Правда, новые они именно для России, так как в Европе и во всём мире, где факторинг развивается уже в течение 30 лет, эти шаги давно сделаны. Для нас же главное, чтобы новая услуга не просто появилась на рынке, но и прижилась.

Конкуренция между банками и факторами

Рынок факторинга в ЮФО растёт быстрее, чем в среднем по России. Игроки рынка ждут удвоения. В 2008 году его объём составит 25–30 млрд рублей

Сегодня в России пятёрка лидеров факторинга — «Еврокоммерц», «Промсвязьбанк», банк «Национальная факторинговая компания» (НФК), банк «Петрокоммерц» и МФК «ТРАСТ» — контролирует около 80% рынка. Все эти игроки представлены и в ЮФО. Факторинговые услуги предоставляют и некоторые другие банки (в целом по России — более 100, на Юге — около двух десятков), но доля их незначительна и эти услуги для самих банков не являются основными.

По мере развития рынка на нём, видимо, будет усиливаться роль специализированных факторинговых компаний. Об этом свидетельствует и мировой опыт. Однако на начальном этапе развития, который рынок Юга проходит сегодня, факторинг опирается прежде всего на финансовую базу банков.

«Услуги по предоставлению факторинга доступны только крупным структурам, имеющим достаточное количество свободных и достаточно дешёвых ресурсов, — уверен Игорь Пятигорец. — В большой степени такими ресурсами способны обладать банки. В ближайшие год-два основной рост будет происходить за счёт увеличения объёмов бизнеса игроков, уже присутствующих на рынке».

Набор услуг, который могут предложить ФК и банк, — разный. Соответственно, и стоимость их разная. «Конечно, просто “занять” деньги — дешевле, и сегодня кредит, залоговый или беззалоговый — лидер по популярности, — говорит Виталий Орехов.— Но у растущего предприятия увеличивается количество контрагентов, увеличивается и число рисков. Контролировать их самостоятельно сложнее, чем передать на аутсорсинг фактору, который занимается этим профессионально. Поэтому менеджеры предприятия начинают оценивать свой бизнес не только с точки зрения затрат, но и с точки зрения перспектив развития бизнеса. Они обращаются именно к профессиональным ФК — профессионалы всегда будут держать большую долю рынка».

 «В ЮФО достаточно широко представлены и банки, и ФК. У этих двух форм ведения факторингового бизнеса есть свои преимущества и недостатки, — отмечает Константин Скориков. — От того, насколько оперативно и каким образом будут решены проблемы в области законодательства и регулирования факторинговой деятельности, будет зависеть конкурентоспособность банков и ФК. Для многих факторинговых компаний важной проблемой является отсутствие надёжных источников фондирования (финансового обеспечения) факторинговых операций, а у крупных банков возникновение подобных проблем маловероятно».

Российский рынок ещё не достиг уровня западных рынков по насыщению финансовыми услугами, и только поэтому факторинг недостаточно востребован, считает Игорь Пятигорец. В целом, любое увеличение количества игроков, по его мнению, будет способствовать развитию рынка.

Как считает Игорь Пятигорец, наибольшую важность для рынка факторинга представляет сейчас не столько выбор пути — развиваться в банках или вне их, сколько полная разрегулированность рынка факторинга. «Российское законодательство до конца так и не определилось с тем, чем является факторинг. Если это банковская деятельность, то она не должна облагаться НДС, как и другие банковские операции, — говорит г-н Пятигорец. — Если же это не банковская деятельность, то факторинговые компании должны лицензироваться и иметь собственного регулятора. Поэтому разрешение законодательного противоречия в области регулирования факторинговой деятельности может стать большим стимулом для развития этого рынка».

Главная проблема — стереотипы

Основным сдерживающим фактором в развитии факторинга является недостаточная осведомленность компаний о данном кредитном инструменте. Факторинг часто путают с беззалоговым кредитом, несмотря на существенные отличия. Это разные финансовые инструменты, которые позволяют решать различные производственные задачи, подчёркивает Пётр Склифасовский. Кредиты берут под долговременные программы и под конкретные проекты. Факторинг — решение кратко­срочных задач при использовании схемы работы по отсрочке платежей.

Слабая осведомлённость о факторинге и масса заблуждений, связанных с особенностями предоставления данной услуги, до сих пор являются главным фактором, сдерживающим развитие рынка, считает Евгений Семёнов, менеджер по развитию бизнеса Ростовского представительства МФК «ТРАСТ». Например, некоторые думают, что покупатели могут быть недовольны тем, что их поставщик начал работать с фактором, и найти другого поставщика. В действительности всё наоборот — факторинг за счёт предоставления неограниченного финансирования помогает удержать старых клиентов и найти новых благодаря появившейся возможности улучшить условия для своих покупателей — предоставить или увеличить отсрочку платежа. Порой считают, что фактор, собирая задолженность, может оскорбить покупателей. Но, утверждает г-н Семёнов, фактор не меньше самой компании заинтересован в развитии бизнеса клиента, с которым он работает, поэтому все свои действия предварительно согласует с клиентом. Кроме того, покупатели, узнав о том, что их задолженность передана фактору, повышают свою платёжную дисциплину.

И, наконец, основное заблуждение: факторинг — это дорого. Стоимость факторингового финансирования составляет 18–23% годовых, что, на первый взгляд, дороже банковских кредитов. На самом деле стоимость факторинга значительно снижается с учётом того, что фактор берёт на себя все заботы об управлении дебиторской задолженностью. Факторинг — это не кредит, объясняют эксперты, а продукт «три в одном»: одновременно и финансирование, и страхование, и управление дебиторской задолженностью. Клиент, кроме финансирования, свойственного обычному кредиту, получает ещё ряд дополнительных услуг, таких, как управление дебиторской задолженностью и своевременное поступление денежных средств.

Крупные факторинговые компании обладают известными преимуществами в управлении дебиторской задолженностью. Во-первых, как отмечает Евгений Семёнов, фактору проще осуществлять учёт платежей, оформление и обработку счетов — всем этим видам деятельности свойственен эффект экономии на масштабе. Во-вторых, сбор долгов — это особый бизнес, который требует специального опыта и знаний. Небольшой фирме может быть просто не по карману нанять или подготовить специализированного кредитного менеджера. Соответственно, многие компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу, работающие в отраслях, где действует множество мелких производителей и розничных продавцов, предпочитают пользоваться услугами факторинговых компаний. Сейчас это становится особенно популярным в связи с тем, что компании более активно выводят за свои пределы любую непрофильную деятельность.

Рост — за счёт малых предприятий

До недавнего времени основными потребителями услуг факторинга были средние и крупные предприятия. Именно к этим размерным группам относят своих клиентов банки «Петрокоммерц», Сосьете Женераль.

В портфеле ФК «Еврокоммерц» по итогам первого полугодия 2007 года на предприятия малого бизнеса приходится 48%, среднего — 49% и крупного — около 3%. При этом структура рынка по числу обслуживаемых компаний различных размерных классов практически не изменилась по сравнению с предыдущими периодами, что свидетельствует о росте оборота малых и средних предприятий, получающих факторинговое обслуживание. Тем не менее, отмечает Илья Волков, по объёму уступленной дебиторской задолженности на долю крупных компаний приходится 12%, что свидетельствует о положительной динамике в развитии данного сегмента. Самый большой процент составляют средние компании — 69%, на малый бизнес приходится 19%. Таким образом, очевидно, что факторинг продолжает укреплять свои позиции как лучший инструмент развития малого и среднего бизнеса.

Стратегия МФК «ТРАСТ» также направлена на предоставление услуг средним и малым предприятиям, поэтому их доля очень высока: по объёмам финансирования — 74%, по количеству клиентов — 96%.

«Сегодня основной потребитель услуг факторинга — средний бизнес, доля которого у НФК составляет более 80 процентов, — говорит Виталий Орехов. — Но надо смотреть, каков критерий измерения предприятия. У многих предприятий, имеющих несколько десятков сотрудников, оборот составляет 300–400 миллионов рублей в месяц. Разве можно назвать его малым? И наоборот — порой большой завод имеет оборот 70 миллионов рублей в месяц. Нужно учитывать и срок работы предприятия, и время существования рынка именно этих товаров, тенденции на нём — только совокупно оценивая все эти факторы, можно причислить предприятие к определённой группе».

По мнению г-на Орехова, малый бизнес медленнее других «входит» в этот рынок, и должно пройти время, чтобы менеджмент малых предприятий смог понять суть услуги и полнее использовать её в работе. Продукт ещё не стал массовым, возможно, потому, что нет достаточной информационной насыщенности. С этой целью НФК разработала специальное предложение малому бизнесу «Экспресс-факторинг» — максимально упрощённую, доступную схему.

В целом можно сказать, что факторинг — инструмент, привлекательный для всех групп предприятий. Для малых — поскольку даёт им возможность получать финансирование без залога. Для средних и крупных  — поскольку позволяет «расчистить» баланс — уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской, что особенно актуально, если предприятие намерено привлечь инвесторов. Как отмечает Игорь Пятигорец, в Ростовском филиале «Промсвязьбанка» обслуживаются предприятия всех размерных групп, но особую заинтересованность проявляют предприятия малого и среднего бизнеса, занимающиеся оптовыми продажами товаров народного потребления. Компании этого сегмента более заинтересованы в таком финансировании, так как они в условиях всё более растущей конкуренции вынуждены соглашаться на отсрочки платежей своим покупателям. Факторинг как раз и помогает закрыть возникающие в такой ситуации «кассовые разрывы» между необходимостью оплаты поставщику за товар и датой фактического получения денежных средств от покупателя. В любом случае, факторинг необходим той компании, которая хочет и может обеспечить рост своих продаж.

Дальше в регион, больше объёмы

Отмечая высокий потенциал региона, ведущие игроки рынка факторинга заявляли о намерениях увеличить свою долю присутствия в ЮФО. «Доля факторинга в нашем портфеле в ближайшем будущем значительно увеличится, — говорит Пётр Склифасовский. — Мы рассчитываем в 2009 году занять более 20 процентов этого рынка в регионе. Тем более что для этого у нас есть предпосылки — BSGV работает в данном направлении с апреля 2005 года. До конца 2008 года в планах у BSGV ещё два отделения в Ростове, а также открытие операционного офиса в Волгограде».

МФК «ТРАСТ» к концу 2008 года намерена занять в ЮФО нишу в 15% (в 2006 году она составляла всего 3%). И если сегодня компания представлена в Краснодаре, Майкопе, Новороссийске, Ставрополе, Пятигорске, Астрахани, Волгограде и в Ростове-на-Дону, то в ближайшей перспективе планируется открыть представительства в Сочи, Таганроге, Шахтах, Армавире, Камышине.

Значительную роль разветвлённой филиальной сети отмечает и Игорь Пятигорец. Доля филиалов за 2007 год в портфеле факторинговых операций «Промсвязьбанка» выросла с 31 до 46%, что обусловлено увеличением количества филиалов, предоставляющих данную услугу, значительным ростом клиентской базы и расширением бизнеса предприятий, уже обслуживающихся в банке по факторингу. В настоящее время банк работает с несколькими крупными и средними предприятиями Ставропольского края и заинтересован в развитии бизнеса в этом регионе. В ближайшем будущем планируется открытие филиала в Сочи.

В общем объёме оборотов НФК доля ЮФО составляет 5–10%, но она будет увеличиваться, планы по освоению Юга у компании большие. С этой целью в конце прошлого года было открыто представительство в Краснодаре, в текущем году планируется открыть в Ставрополе. «Рынок факторинга в ЮФО растёт быстрее, чем в среднем по России, — говорит директор ростовского филиала, — и наша компания  наращивает свои усилия по развитию южнороссийского рынка. Планы на этот год — обеспечить ещё больший рост, для чего есть все предпосылки: потенциал рынка факторинга огромен, ведь в перспективе его участником может стать любое предприятие, торгующее в рассрочку. Практика показала, что успешно могут развиваться именно те факторы, которые имеют разветвлённую филиальную сеть, причём не только в крупных региональных центрах, но и во “вторых” городах — чтобы своевременно, на месте и в полном объёме оказывать услуги, способствовать развитию бизнеса предприятий».