Залежи флоры и этносов

14 апреля 2008, 00:00
  Юг

Редакционная статья

На улице тепло. Погода ещё не устоялась, но солнце уже греет, даже спрятавшись за облаками. Такое положение дел — необычная картина. Необычная для всей большой России, где пока ещё сравнительно прохладно. А в южной части страны уже расписываются выходные: когда, с кем и куда выезжать за город, «на зелёнку», которая здесь позеленее, чем где бы то ни было. По данным WWF (Всемирного фонда дикой природы ) только на территории Кавказа — а это всего лишь 0,5% суши — представлено до 40% типов ландшафтов земного шара. По числу растений и животных, обитающих здесь, Кавказ находится на первом месте среди других регионов тех же широт, и уступает лишь тропическим странам.

Помимо уникального природного ресурса, есть также ресурс культурный. На Юге исторически сложилось редчайшее национальное многоголосье. Интерес и к флоре, и к этносам с их собственной культурой — это уникальный продукт, который нужно только упаковать — и можно смело продавать в розницу.

По сообщению главы Минприроды РФ Юрия Трутнева, за последние два года доходы России от экологического туризма, который включает туризм природный, этнографический и сельский, увеличились в 12 раз. Строительство объектов экологической направленности с участием частного капитала активно ведётся в средней полосе России, в Северо-Западном округе, на Урале, в Сибири и Приморском крае. Масштабы этих проектов самые разные — от грандиозного даже по мировым меркам проекта «Эко-Мир» в Подмосковье на площади в 2500 га с первоначальными вложениями в 500 млн долларов (девелопер — «Большая Земельная Компания») до хуторков на 10–15 домов и воссозданных стойбищ малых северных народов для пары сотен жителей и вложениями всего в несколько миллионов рублей.

На Юге ситуация, на первый взгляд, несколько иная. Здесь больше на слуху многомиллиардные инвестиционные проекты внутри классических направлений туризма — пляжного, горнолыжного, бальнеологического. Потенциал этих направлений далеко не исчерпан, но уже вполне можно говорить о достаточно жёсткой конкуренции среди инвесторов.

Однако в программах по развитию каждого субъекта округа заложены инвестиционные проекты и предложения и в сфере экотуризма. В общей сложности их насчитывается около двух десятков. Проекты эти вызывают достаточно большой интерес у инвесторов не самого крупного масштаба, вплоть до местных индивидуальных предпринимателей. Есть и частные инициативы, ведь всё больше активности проявляют жители малых селений и городов, готовые принимать туристов как на несколько дней, так и на сезон каникул. В целом эксперты-аналитики туристической индустрии сходятся во мнении, что эти процессы и проекты хоть и не столь громки и масштабны, но зато идеально вписываются в последнюю тенденцию развития туризма. Во всём мире растёт интерес потребителей, а за ними и бизнеса к познавательному и экологическому туризму. У юга России предпосылок для развития этих видов туризма больше, чем где бы то ни было в стране.

Большинство экспертов из международных и российских туристских организаций считают этнографический и сельский туризм разновидностями более широкой и комплексной концепции экологического туризма. В США его называют «зелёным», в Германии — «мягким» или «экологически и социально ответственным», в Англии предпочитают термин «познавательный», в некоторых странах его именуют «диким» туризмом. Общим для всех определений остаётся мотивация потенциального потребителя: интерес к первозданной природе, национальной культуре и истории.

Породили агротуризм и этнографический туризм районы с небольшой плотностью населения, не обладающие значительными курортными ресурсами. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), сегодня доходы от этих сегментов туризма в некоторых странах — например, в Латинской Америке и Африке — составляют до 60% валового национального продукта. В основе спроса на «путешествия по специальным интересам» лежит важная глобальная тенденция. Индустриальные страны Запада достигли такой стадии, когда движущей силой экономического роста является уже не стремление людей потреблять больше товаров, а их желание «живых впечатлений и опыта». Ресурс живых впечатлений у юга России пока безграничный. Он уже начинает использоваться. Мы надеемся, что это — тренд, который будет усиливаться. И тем самым быстро повлияет на качество жизни на Юге.