Малый турбизнес надо ассоциировать

14 апреля 2008, 00:00
  Юг

С Армель Гроппо, заместителем советника по культуре Посольства Франции в Москве, атташе по академическому сотрудничеству, мы познакомились на Третьей, ставшей уже традиционной, международной конференции стран Черноморского экономического сотрудничества. Французский эксперт высказала опасение, которого от российских не услышишь. По её мнению, малый бизнес на юге России рискует вовсе исчезнуть из отрасли — если не развивать эко- и этнотуризм.

— Намного выгоднее строить двадцатиэтажный комплекс, рассчитанный на богатую публику, чем микрогостиницы. Но так никакого туризма не будет. Особенно если говорить о въездном туризме, который способен принести не меньше денег, чем туризм внутренний. Зачем едет интурист в вашу страну? Апартаменты он найдёт и у себя в большом количестве. Ну, может быть, если они будут гораздо дешевле… Например, французы ездят в Марокко или Тунис, потому что там цены намного ниже, чем во Франции. Но если Россия хочет развивать свою туристическую отрасль, надо понять, что туризм не сводится только к развлекательным и курортным центрам. Это ещё и исторический, этнологический и экологический туризм. И это то, чем Россия богата, как, возможно, ни одна другая страна мира. Надо обязательно помнить о тех особенностях России, в том числе российской глубинки, которых вообще больше нигде нет. Это хаты, халупы, если хотите, то, что западный турист у себя не увидит.

— Разве можно рассчитывать на солидные прибыли в сфере этнического и фольклорного туризма? Ведь наибольшие денежные потоки вращаются в курортном и оздоровительном бизнесе?

— Я не говорю, что надо делать ставку только на фольклорный туризм. Но самое большое умение, ценимое во всём мире, — умение пользоваться историческими, культурными, географическими и фольклорными особенностями своего региона. Кстати, в такой разновидности туризма наиболее полезными становятся микробизнес и частный предприниматель, которые слишком часто остаются за пределами грандиозных и дорогостоящих проектов. Вообще наплыв крупных инвесторов в туристическую отрасль может вытеснить из этой сферы малый бизнес и индивидуальных предпринимателей.

— Да у нас полно таких индивидуальных предпринимателей, которые сдают свои квартиры, комнаты, мини-гостиницы. Они необычайно живучи и существовали даже при советской власти, когда ни о какой коммерческой деятельности не могло быть и речи…

— Как мне сообщили, примерно половина отдыхающих на Черноморском побережье останавливается в частном секторе. Но по большей части это — теневой бизнес, работающий при полном отсутствии каких-либо стандартов. Я знаю, как на Чёрном море снимаются комнаты и квартиры — за одни и те же деньги можно получить разительно отличающиеся условия. Не защищены в этой ситуации ни турист, ни владелец такого бизнеса. Но ведь именно эта форма туризма не только способна приносить государству деньги, но и совершенно незаменима, когда речь идёт о дешёвом отдыхе. Если учесть, что для большинства коренных жителей курортов это единственный источник доходов, то дело приобретает и большое социальное значение. Всё это нужно привести в порядок, а не уничтожать.

— И вы знаете, как это можно привести в порядок?

— Надо создавать специальные структуры, которые будут гарантировать туристу определённое качество обслуживания. Это может быть не самое высокое качество, но оно должно быть стандартизировано и гарантировано. Во Франции таких общественных структур несколько. Они разработали систему оценки частных мест размещения и ежегодно проводят сертификацию зарегистрированных объектов. Наиболее известны две. Одна из них называется «Ключ на отдых». Роль сертификата играют выдаваемые символические ключи — один, два или три, по аналогии со звёздами. Каждому количеству ключей соответствует строгий перечень удобств и дополнительного сервиса. Вторая выдаёт в качестве сертификата символические колоски. Речь идёт не только о мини-гостиницах, но даже о комнатах в частном доме, квартире, на подворье — о том, чем изобилует ваше Черноморское побережье. У нас во Франции есть немало крестьян, которые обустроили часть своей фермы так, что там можно принимать гостей. Эта система в своё время была придумана именно для сельских районов провинциальной Франции. Тогда это позволило даже спасти некоторые умирающие деревни и фермы, откуда уходило всё население, потому что не могло прокормиться сельским хозяйством. А для туриста, ищущего национальный французский колорит, эти часто почти не затронутые современной цивилизацией места чрезвычайно привлекательны.

— Во Франции участие в таких ассоциациях обязательно для каждого частного предпринимателя, желающего сдавать жильё внаём?

— Для частных владельцев необязательно и не предписано законом. Но если они не входят в одно из объединений, никто не поедет к ним, просто потому что о них не узнает. Ассоциация предоставляет очень широкие возможности для поиска постояльцев, обладает широчайшей сетью бронирования. Хозяевам не надо, как черноморским бабушкам, ходить по вагонам и вокзалам в поисках случайных клиентов. Ассоциация размещает рекламу и занимается продвижением такого вида отдыха, распространяет сведения об особенностях той или иной местности по всему — без преувеличения — миру. Они каждый год публикуют свои каталоги — и бумажные, и электронные — с обозначением категории каждого сертифицированного объекта, с перечислением удобств, сервисов, количества мест, указывают, есть или нет холодильник, стиральная машина и так далее. Каталоги рассылают в мэрии и сельские управы, и каждый турист из любого конца света может запросто позвонить туда и узнать, где ему остановиться с учётом своих требований, материальных возможностей и времени пребывания.

— На ваш взгляд, этот опыт может быть применён в России?

— Безусловно, этот опыт очень ценен и мог бы работать и в России — с поправками на местные традиции и потребности. Со временем сами частные владельцы поймут, что нужно объединяться в такие ассоциации, если они хотят выжить в конкуренции с крупными отелями. И если во Франции такой бизнес в основном распространён именно в этнотуризме, то в России он может быть очень эффективен и в курортном сегменте. Это ведь не требует каких-то колоссальных инвестиций, это всего-навсего организация процессов. Всё это можно наладить на региональном уровне.

— Как же внедрять этот опыт? Ждать, когда индивидуальные предприниматели «созреют» для объединения?

— У нас всё это поручено общественным организациям, но нашему коммерческому туризму уже очень много лет. У вас для этих целей могут быть выделены должности в администрациях района, советах по туризму и т. д. Эти люди могут сами искать желающих сдавать своё жильё внаём и предлагать им те же услуги, что и наши общественные объединения. Выгода очевидна — это и налоговые отчисления, и «обеление» бизнеса, и, что немаловажно, возможность громче заявить о своих туристических ценностях на рынке. Первым шагом в развитии этого направления может стать создание подобных структур в курортных городах с большими туристическими потоками. Сделайте это хотя бы в одном городе, и вы очень быстро увидите результат. Но в перспективе всё это возможно и в провинциях, обладающих неповторимым и только там сохранившимся национальным колоритом.