Приют для беглых китайцев

Русский бизнес
Москва, 28.04.2008
Китайский автопром выселяют из центральных регионов РФ. Для юга России это шанс обзавестись новыми сборочными предприятиями

К концу прошлого года регионы ЮФО практически отказались от попыток привлечь на свою территорию новые автосборочные предприятия. Почти все производители первого эшелона уже определились с размещением своих заводов в России: не без помощи федеральных властей автосборочные кластеры стали расти вокруг Петербурга и Москвы. Компании второго эшелона — в основном это китайские автопроизводители — предпочитали размещать заказы на существующих крупных предприятиях, пользующихся государственными преференциями. Казалось, донской ТагАЗ и черкесский Derways надолго останутся единственным свидетельством автомобильного потенциала Южного округа. Но к весне ситуация изменилась: федеральные власти недвусмысленно дали понять, что китайским производителям в центральных регионах не место — не доросли по качеству продукции, да и российскому автопрому такой конкурент не нужен. Одним из вариантов дальнейшего развития событий может стать выход китайских компаний на периферию — в том числе на южные территории. Китайский автопром и ранее вёл переговоры с администрациями регионов ЮФО — в частности, концерн Chery рассматривал возможность сборки в Краснодарском крае. Однако сейчас теоретический интерес китайцев к Югу может перерасти в реальные проекты.

Блуждание «Фотона»

В этот раз прощупывание южных территорий китайский автопром начал с Волгоградской области. В апреле в этом регионе побывали представители Beiqi Foton Motor — одного из крупнейших производителей грузовиков в Китае. По словам директора по зарубежным проектам Beiqi Foton Motor Мэн Гуаньманя, китайская компания планирует в текущем году приступить к созданию собственного сборочного завода в России стоимостью порядка 100 млн долларов. Формальным поводом для визита на Юг стала конференция, посвящённая перспективам создания в Волгоградской области технопарка дорожной и строительной техники. По замыслу региональных властей, технопарк может стать для Южного округа центром, где будут сосредоточены сборочные производства грузового и специализированного транспорта. Чтобы добиться расположения китайских автопромышленников, от которых зависит, будет ли реализована идея технопарка, местные чиновники использовали весь доступный им арсенал средств. Губернатор региона Николай Максюта при личной встрече не преминул напомнить представителям Beiqi Foton Motor о существовании многовековой российско-китайской дружбы, после чего китайской делегации зачитали доклад о промышленном потенциале области и с ветерком прокатили по Волге в сопровождении казачьего хора. Однако и после этого руководители Beiqi Foton Motor предпочли осторожно заявить, что окончательное решение об открытии завода будет принято в Пекине только после того, как компания ознакомится со всеми потенциальными инвестплощадками в российских регионах.

Впрочем, инициаторы проекта создания технопарка убеждены, что Волгоградская область имеет неплохие шансы заполучить сборочное предприятие. «Волгоград — наиболее подходящее место для организации сборки. Здесь практически в одном месте можно выпускать штампованные элементы рам, кузовов, шины, моторные масла, пластиковые детали. Нужен только заказ. Область хоть завтра готова предоставить площадку — 220 гектаров в окрестностях Волгограда», — говорит исполнительный директор Волгоградского регионального отделения РСПП Виктор Фокин. Среди плюсов региона местные чиновники также называют удобство экспорта готовой техники в страны Закавказья и Восточной Европы, и возможность участия инвесторов в олимпийских проектах.

Китайское предубеждение

То, что китайцам придётся открывать новые земли для сборки, стало ясно в конце марта, когда калининградский за вод «Автотор» объявил о пре кращении выпуска автомобилей Chery. И они приехали на Юг

Можно ожидать, что вслед за Beiqi Foton Motor разведку Южного округа продолжат и другие китайские компании, которые, как выяснилось недавно, перестали быть желанными гостями в регионах, где закрепились автопроизводители первого эшелона. То, что китайским автопромышленникам придётся играть в России по новым правилам, стало ясно в конце марта текущего года, когда калининградский завод «Автотор» объявил о прекращении выпуска автомобилей Chery. «Автотор» по соглашению с китайским концерном вёл отвёрточную сборку малолитражек Amulet, Tiggo и Fora, начиная с 2006 года. В прошлом году завод собрал из китайских машинокомплектов около 42 тысяч автомобилей. По официальной версии «Автотора», проект был остановлен из-за того, что собирать китайские автомобили в Калининграде стало нерентабельно. Укрепление рубля по отношению к доллару привело к тому, что выплачиваемые китайским партнёром фиксированные комиссионные за сборку автомобилей перестали покрывать расходы автозавода. Это объяснение кажется натянутым, учитывая, что ранее Chery и «Автотор» заявляли о совместных планах строительства в Калининградской области нового завода проектной мощностью 250 тысяч автомобилей. Профильные аналитики и участники рынка выдвинули более правдоподобную версию. Федеральные Минпромэнерго и Минэкономразвития не раз давали понять, что намерены лишить «Автотор» части имеющихся привилегий, ввести квоту на отвёрточную сборку, и таким образом стимулировать производство автомобилей по полному циклу. Назывался даже возможный объём квоты — максимум 25 тысяч автомобилей крупноузловой сборки в год. В итоге «Автотор» был вынужден отказаться от сборки китайских автомобилей в пользу других марок — в частности, Chevrolet, Kia и BMW.

Трудности с развёртыванием сборочного производства в России появились не только у Chery, но и у других китайских компаний. В частности, холдинг Great Wall не получил санкции на строительство сборочного завода в особой экономической зоне «Елабуга», что позволило руководству холдинга заявить о предвзятом отношении федерального правительства к китайскому автопрому. Впрочем, при этом Great Wall не намерен отказываться от намерения собирать собственные автомобили на территории РФ: председатель совета директоров Great Wall Ван Фэнин в середине апреля заявила агентству «Интерфакс», что холдинг «рассматривает варианты создания совместных предприятий или сборки на основе сотрудничества».

На то, что китайский автопром будет искать обходные пути, указывают и профильные аналитики. «Сегодня федеральное правительство проводит политику удаления китайских компаний из регионов с высоким потребительским спросом, выдавливая их на периферию. На данном этапе эта политика выглядит оправданной: во-первых, соблюдаются интересы российского автопрома, во-вторых, не произойдёт наводнения страны некачественной дешёвой продукцией. Китайские автопроизводители наверняка попытаются закрепиться в регионах», — считает старший аналитик ИГ «Антанта Пиоглобал» Игорь Краевский. По его предположению, на первом этапе китайские автопромышленники будут нацелены на производство «недорогих автомобилей невысокого качества для удовлетворения невысокоплатёжного спроса» в формате SKD (крупноузловая сборка). В перспективе в регионах может быть налажена промышленная сборка — со сваркой и покраской кузова и глубокой локализацией. «Надо отдать должное китайским производителям: из года в год качество их продукции растёт, создаются совместные предприятия с ведущими мировыми производителями — к примеру, с Chrysler. Поэтому в дальнейшем китайские компании наверняка смогут начать широкомасштабную экспансию в традиционных автомобильных регионах РФ», — отмечает г-н Краевский.

Обходом на юга

Около двух лет назад, после того как несколько ведущих автоконцернов отказались рассматривать заявки Ростовской области на размещение производства, глава донского Агентства инвестиционного развития Вадим Викулов посетовал, что на федеральном уровне лоббируются интересы исключительно Московской и Ленинградской областей. В то время как южные регионы, которые являются не менее удобными для автомобилестроителей, вынуждены выполнять роль статистов. Теперь, когда федеральная политика по отношению к китайским автопроизводителям изменилась, регионы юга России получили новый шанс.

В департаменте промышленности Краснодарского края «Эксперту ЮГ» сообщили, что после того, как стало известно об отказе «Автотора» сотрудничать с Chery, китайскому автопроизводителю «было отправлено письмо за личной подписью губернатора Александра Ткачёва» с предложением ознакомиться с инвестиционными площадками в крае. Кубанская администрация регулярно рассылала такие предложения зарубежным компаниям в течение последних трёх лет. Однако, как признают чиновники, во второй половине прошлого года эти рассылки стали чуть ли не формальностью: к этому времени федеральное правительство остановило приём заявок на получение статуса промсборки, автокомпании прекратили поиск площадок. В апреле кубанские власти вновь активизировались: кроме Chery, официальные предложения были отправлены ещё нескольким китайским компаниям. «У Юга есть известная проблема — здесь отсутствует рынок автокомпонентов. Однако его появление вслед за сборочными предприятиями — вопрос времени. У нас есть хороший пример сборочного производства — завод CLAAS в Краснодаре. Всё началось с отвёрточной сборки комбайнов. А сейчас на заводе уже освоили производство тракторов и планируют увеличить степень локализации — на предприятии появятся цеха покраски и раскроя», — рассказывает начальник отдела координации работы предприятия машиностроения краевого департамента промышленности Сергей Маслов.

Примечательно, что в ЮФО уже есть пример, показывающий, какой путь может выбрать китайский автопром для адаптации на изменившемся российском рынке. Весной прошлого года черкесский завод Derways и федеральный автодилер «Автомир» заключили соглашение о выпуске легковых автомобилей китайской марки Lifan. Схема сотрудничества предполагала, что автодилер поставляет заводу машинокомплекты, а затем занимается дистрибуцией готовых автомобилей. Участники соглашения избегают каких-либо комментариев. Известно только, что владельцы завода — черкесские бизнесмены братья Деревы — заявили местным властям, что планируют увеличить численность работающих на предприятии на три тысячи человек. По данным аналитического агентства «Автостат», в текущем году в планах Derways значится выпуск 10 тысяч автомобилей Lifan Breeze. «На предприятии была подготовлена линия сборки Lifan, проведены полноценные сертификационные испытания трёх модификаций автомобиля, создан проект развития предприятия на ближайшие пять лет», — говорит специалист «Автостата» Антон Сергиенко. Стоимость Lifan Breeze — 10–15 тысяч долларов в зависимости от комплектации, то есть этот автомобиль является конкурентом своих соотечественников — Geely Otaka и Chery Amulet. Практически одновременно с «Автомиром» заказ на сборку китайских моделей на заводе «Автомобили и моторы Урала» (Свердловская область) разместил ещё один крупный автодилер — «Инком-Авто». Схема, в которой розничный продавец автомобилей выступает инициатором создания сборочного предприятия, уникальна не только для российского, но и для мирового рынка. Не исключено, что в ближайшие годы эта схема станет популярной и будет тиражироваться в российских регионах — в том числе и на Юге. «Возможно, что практика создания собственных производств автодилерами из прецедента превратится в тенденцию, так как высокие темпы роста спроса на автомобильную технику ещё позволяют занять свою нишу в этой отрасли. Другое дело, что организовать большое производство дорогих автомобилей автодилерам не под силу, им приходится специализироваться на недорогих авто китайского производства», — поделился мнением с «Экспертом ЮГ» Игорь Краевский.

Впрочем, ожидать новых решений о размещении сборочного производства в регионе — от китайских производителей или российских автодилеров — можно будет только после того, как станет до конца ясна политика федеральных властей. Пока же остаётся неясным, куда чиновники указывают китайцам — на выход из России или на вход в новые территории.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №8 (14) 28 апреля 2008
    Рынок зерна
    Содержание:
    Сельские котировки

    Биржевые торги зерном, запущенные в апреле, день ото дня набирают силу. Организаторам удалось втянуть в них достаточное количество игроков, чтобы разогнать этот паровоз, везущий, по большому счёту, инвестиции в село

    Реклама